+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством знакомства со сказкой в условиях реализации ФГОС

Автор: Поздоровкина Валерия Вадимовна

Ребёнок дошкольного возраста воспринимает окружающий мир не совсем так, как видит и понимает его взрослый. В силу малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения ещё только формирующихся представлений и понятий, высокой эмоциональности ребёнок принимает и понимает социальный мир по-своему, то есть, как говорил психолог Д. Б. Эльконин, дети «создают собственную картину мира». Главное требование ФГОС ДО к дошкольному образованию – сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Поэтому сказка является одним из самых доступных, понятных, гармоничных с природой развития ребенка средств воспитания и обучения.

С самого раннего возраста в жизнь ребёнка входит сказка, которая сопровождает всё детство и остаётся на всю жизнь. Нравственные понятия легко представлены в образах героев, закрепляется в реальной жизни и взаимоотношения с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребёнка. Родители очень рано начинают обучать своего ребёнка, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, которым он не готов не физически, не морально. Тогда как для ребёнка дошкольного возраста важнее всего развитие внутренней жизни, питание его эмоциональной сферы и чувств. Воспитание сказкой оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, а также нравственных качеств личности ребёнка, которое определяет его внутренний мир.

Значительную роль в использовании нравственного содержания сказки, как средства коррекции эмоциональной сферы и социального поведения дошкольника «играет» ДОУ, и ставит её одной из основных задач, которая прослеживается одновременно в трё х видах деятельности:

1) непрерывная непосредственно-образовательная деятельность (ННОД);

2) совместная деятельность взрослых и детей;

3) самостоятельная деятельность детей.

Вся ННОД имеет общую структуру, наполненную разным содержанием.

1 часть.

Вводный компонент (мотивация) : Вход в сказку – такой ритуал помогает безопасно выйти из любой ситуации в обыденную. Для маленьких детей, это может быть волшебные предметы (сундучок со сказками, волшебная палочка, ковёр самолёт и т. д., проговаривание волшебных заклинаний.

2 часть.

Содержательный компонент (основная часть) : Сказочное путешествие, на эту часть приходится основная смысловая нагрузка. В неё входят этюды, логоритмические упражнения, игры, направленные на развитие эмоциональноличностной и познавательной сфер ребёнка. Это знакомство со сказкой, историей, её героями, проигрывание ситуаций и сюжетов, через которые ребёнок произвольно регулирует свои эмоции, делится своими внутренними переживаниями.

3 часть.<>Заключительная часть (рефлексия) – возвращение из сказки, где дети делятся своими эмоциями, впечатлениями, проводятся игры – забавы или другая коллективная деятельность, например создание общего рисунка.

Поскольку предполагается работа с младшими дошкольниками, то педагог должен постоянно наблюдать за детьми, чтобы они не уставали и не отвлекались.

Каждое занятие – игра обязательно включат в себя упражнение, способствующее саморегуляции детей, а именноупражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимает возбуждение); дыхательную гимнастику (действует успокаивающе); мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей); – двигательные упражнения (включающие попеременное или одновременное выполнение движений под любую текстовку); чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи.

В совместной деятельности взрослых и детей проводятся речевые и подвижные игры, этюды, игровые ситуации, которые помогают достичь положительного тонуса у детей, умения сопереживать, умения общаться со сверстниками.

В самостоятельной и индивидуальной деятельности предлагается детям игры с водой и песком, с крупами, мелкие мозаики, мелкие игрушки на снятие эмоционального напряжения.

Для максимально комфортного развития ребенка и его социально-эмоционального мира создается развивающая среда, которая включает в себя материалы для режиссерских и театрализованных игр: мелкие игрушки плоскостные фигурки животных людей сказочных персонажей, сказочные атрибуты : сундучок, волшебная палочка и т. д. Подбирается художественная литература. Музыкальные записи с интонацией голоса животных, песен, танцев, фото, разновеликие зеркала, костюмы для переодевания, атрибуты для разных игр. Отведено место для игр песком и водой, игр с крупами. Оформлен уголок «Настроение».