+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Проблема воспитания культуры межнационального общения у дошкольников в психолого-педагогической литературе

Автор: Ивойлова Елена Викторовна,

Проблема воспитания культуры межнационального общения у  дошкольников в психолого-педагогической литературе.

Культура общения как личностное образование в процессе социализации человека проходит множество уровней, каждый из которых характеризуется определенными знаниями и навыками в области коммуникации, степенью проявления толерантности к чужому мнению, что позволяет судить о выраженности данного качества у отдельной личности и коллектива в целом. Общение между людьми является необходимым условием формирования и развития личности, усвоения ею духовных ценностей, осмысленной деятельности. Культура общения, регулируя человеческие взаимоотношения и соотнося их с общественными требованиями, обеспечивает формирование в личности необходимых нравственных качеств и обуславливает стратегию поведения в социуме. Разновидностью общения является «межнациональное общение», с помощью которого личность реализует национальные отношения. Через понимание данного феномена можно уяснить сущность понятия «культуры межнационального общения». С точки зрения Ф.С. Бабейко, межнациональное общение – это «обусловленная общественной потребностью активная деятельность этносов и наций по взаимопознанию и проявлению своего отношения к национальной стороне взаимоотношений» [5, с. 19]. Данное определение является не в полной мере исчерпывающим и отражает, в основном, общую характеристику взаимодействия групп людей, не конкретизируя национальный аспект в общении. 8 По словам Л.М. Дробижевой, «сущность межнационального общения состоит в процессе сотрудничества множества индивидов, являющихся носителями национальных, классовых, и общечеловеческих универсальных интересов. Ее специфические особенности и своеобразие заключаются в способности актуализировать отношения между нациями, выявлять их скрытые стороны, то есть переводить их из неявного в явное. Оно может рассматриваться как составной элемент межнациональных отношений на межличностном уровне, подчиненный аналогичным закономерностям» [19, с. 45]. Этот подход, важный с методологической точки зрения, дает возможность понять, что представители различных национальностей в процессе общения реализуют одновременно личностные и межнациональные отношения в системе социального взаимодействия. Однако данный подход, с учетом интерпретации общения как сотрудничества, не предполагает взаимодействия представителей различных национальностей, испытывающих неприязнь друг к другу. На основании вышеуказанных подходов представляется возможным предположить, что межнациональное общение – это способ выражения отношений между представителями различных этносов, проявляющийся в межличностном общении, повседневной совместной деятельности, обусловленный потребностью в приобретении и накоплении социального опыта, а также приобщении его к культурным ценностям других национальностей. Исходя из этого, можно предположить, что межнациональное общение может выступить как средство реализации межнациональных отношений на межличностном и социальном уровне, направленное на формирование культуры отношений между индивидуумами, способностей решать возникающие межэтнические конфликты мирными, гуманными, диалоговыми методами. 9 Р.Г. Абдулатипов в своем исследовании замечает, что «культура межнационального общения, обнаруживаясь необходимым атрибутом любой сферы межнациональных отношений, по природе своей есть феномен духовной жизни общества, в специфической форме отражающий моральнополитическое, нравственное существо национальных отношений» [1, с. 38]. Т.Ю. Бурмистрова и О.А. Дмитриев обусловливают культуру межнационального общения как «совокупность мировоззренческих, идейно-политических, нравственных, эстетических ценностей социализма, функционирующих, взаимообогащающихся и творчески развивающихся в процессе непосредственного и косвенного (опосредованного) общения» [10, с. 70]. Н.С. Загорская рассматривает культуру межнационального общения как «систему, функционирование и развитие которой обеспечивает определенное социально-нравственное качество процесса взаимодействия субъектов межнационального общения. Содержание культуры межнационального общения как социального явления определяется через соотнесение ее объективных (нравственные ценности) и субъективных (социокультурные потребности и интересы) характеристик» [21, с. 24]. В исследованиях Б.Х. Золотовой культура межэтнического общения представлена «системой характерных для наций, личности и общества в целом идей и представлений, способов, форм и видов специфической культурной деятельности, осуществляемой в целях углубления процесса взаимодействия и взаимовлияния людей различных национальностей» [25, с. 22]. На взгляд данного автора, содержание культуры межэтнического общения определяет ее роль обществе в качестве социального регулятора поведения индивида и его взаимоотношений с представителями других этносов во всех сферах социальной жизни. Н.Н. Назаренко, опираясь на определение, данное В.Г. Крысько, считает, что «культура межнационального общения – это способ деятельности, характеризующийся определенным уровнем готовности к 10 продуктивному взаимодействию с представителями различных национальных групп» [42, с. 15]. Социологический аспект изучения культуры межнационального общения представлен также диссертационным исследованием А.Н. Некрасовой, считавшей, что изучаемый социальный феномен является «… особым типом культуры представителей различных национальностей, характеризующийся этнокультурным взаимодействием, которое проявляется в национальном самосознании, демократизации общества, этнокультурной компетентности личности, такте и стремлению к межнациональному согласию во всех сферах общения» [44, с. 16]. Интересным представляется определение А.Р. Исаева, рассматривающего культуру межнационального общения как «качественную определенность характера взаимодействия народов в различных сферах, обеспечивающую самореализацию потенциала всех сторон их общественной жизни в естественно развивающейся форме, и, через взаимопонимание и взаимообогащение – удовлетворение тех или иных национальных интересов» [27, с. 12]. Отдельного внимания заслуживает подход Г.В. Михалева к выявлению соотношения между понятиями общение и отношения. На взгляд данного автора, культура межнационального общения - не более чем совокупность определенных норм и правил, в том числе очень конкретных (формы обращения, запрет на критические высказывания в адрес нации в целом, демонстрация уважения к ней, в определенных случаях обоюдное знание языков и т. д.). Если же исследователь стремится рассматривать нечто большее, чем эти правила и нормы, то он должен говорить о культуре межнациональных отношений. Данный подход с методологической точки зрения представляется важным, так как позволяет определить ракурс исследования и его инструментарий в изучении взаимодействий между этносами на различных уровнях. «Культура межнациональных отношений выступает, с точки зрения 11 Г.В. Михалева, как целостно организованная совокупность ценностей и норм, которая находит отражение в стереотипах восприятия и шаблонах поведения и призвана регулировать отношения и взаимодействия между нациями и этническими группами, в том числе межличностное общение между их конкретными представителями. Если же речь идет об отдельной личности, то культура межнациональных отношений предстает ее таким качеством, которое интегрирует общекультурные ценности и нормы, обеспечивая ей адекватное, положительное отношение и оценку представителей различных национальностей, их образа жизни и духовного мира» [38, с. 17]. Таким образом, вышеперечисленные авторы интерпретируют понятие культуры межнационального общения в социуме как накопление опыта, сложившегося в процессе взаимодействия людей в различных сферах жизнедеятельности - материальной, политической, духовной, и тех конкретных форм взаимовлияния, которые складываются в процессе этой деятельности. Однако, культура межнационального общения в большей степени проявляется на личностном уровне, в процессе социализации человека, что позволяет представить ее как необходимое качество толерантной личности. В определенной степени культура межнационального общения, во всем ее многообразии проявления в различных сферах жизнедеятельности человека является феноменом духовной жизни общества. Тем не менее, моральнонравственная сущность взаимоотношений между этносами ярко выражена на межличностном и межгрупповом уровне, что позволяет судить о личностном уровне ее формирования и развития. Культуру межнационального общения как качества личности рассматривали многие исследователи. Исходя из определения З.Т. Гacaнова, «культура межнационального общения – это степень уважения к людям, представителям различных этносов и рас, проявляющееся в толерантном и благожелательном 12 отношении к особенностям национальных культур, традиций, истории, менталитету и национальному достоинству. Данный феномен предполагает соблюдение индивидами этических, морально-нравственных и правовых норм в поликультурной среде» [15, с. 51]. Аналогичный взгляд на исследуемый феномен имеет В.П. Кoмapoв, рассматривая культуру межнационального общения как «способность адекватного восприятия своеобразия людей другой национальности и в соответствии с этим управление своим поведением» [32, с. 22]. Тем не менее, указанные авторы не принимают во внимание гносеологический компонент изучаемого личностного образования. Знание особенностей других этнокультур помогает избежать возникающих противоречий в процессе межнационального общения, что подтверждает тезис о важности усвоения личностью этнокультурных ценностей представителей иных национальностей, как способности к интеграции в процесс межкультурной коммуникации. На взгляд P.P. Имaмкyлова, культура межнационального общения присуща уровню взаимоотношений на микроуровне – межличностном и межгрупповом, то есть более индивидуализирована, в то время как культура межнациональных отношений больше характерна для взаимоотношений между нациями на макроуровне и носит более независимый характер. Он дает следующее определение: «В педагогическом плане культура межнационального общения индивида, выступает как способ существования и форма выражения его обшей личностной культуры, обусловленной влиянием культурной среды» [26, с.105]. Хайpyллин P. З. полагает, что «культура межнационального общения является полифункциональным явлением, располагающим, с одной стороны, знанием норм, принципов и требований гуманистической этики и, с другой – присутствием у человека характерных коммуникативных качеств, таких, например, как способность к идентификации, эмпатии, рефлексии, сопереживанию, соучастию, адекватной самооценке» [56, с. 58]. 13 Таким образом, анализ позиций ученых из различных областей знаний, смежных с социологией, позволил выделить два основных подхода к исследованию сущности культуры межнационального общения. Понимание его как социального явления позволяет интерпретировать культуру межнационального общения как накопление опыта, сложившегося в процессе взаимодействия людей в различных сферах жизнедеятельности - материальной, политической, духовной, и тех конкретных форм взаимовлияния, которые складываются в процессе этой деятельности. Подход к осмыслению культуры межнационального общения как личностного образования предполагает совокупность особых качеств, присущих толерантной личности, которые позволяют ей быть максимально включенной в процесс межкультурной коммуникации. Согласно результатам многих изысканий старший дошкольный возраст является сензитивным периодом формирования основ культуры межнационального общения, поскольку в данный период совершается становление основ мировосприятия, усвоение социoкультурных ценностей. К вопросам воспитания культуры межнационального общения дошкольников обращались известные ученые в области педагогики: Я.А. Кoмeнский, П.Ф. Каптepeв, К.Д. Ушинcкий и др. В настоящее время заинтересованность в решении проблемы личностного развития в рассматриваемом направлении не угас. Исследования в сфере педагогики дошкольного образования дают возможность сделать вывод о том, что вопросы воспитания культуры межнационального общения старших дошкольников появлялись еще в конце XIX – начале XX века. В рассматриваемый временной период устанавливались ключевые средства национального воспитания, формировались методические разработки по их использованию. Предпочтение средств воспитания культуры межнационального общения старших дошкольников обусловливался возраста детей, целесообразности 14 использования в зависимости от формы воспитания (семейное, общественное), а также социально-политических событий того времени. Формирование и развитие методики воспитания культуры межнационального общения имеет отношение к 20-30 годам XX века. В рассматриваемое время в опыте интернационального воспитания позитивным аргументом было то, что некоторые исследователи в области педагогики поддерживали дружеские контакты с детьми и взрослыми зарубежных стран. Тем не менее, надлежит заметить, что одновременно педагоги не предусматривали подобную работу в касательстве многообразных национальностей собственной страны. Согласно изысканиям Е.И. Paдиной в отечественной дошкольной педагогике совершились трансформации в осмыслении сути процесса интернационального воспитания. Исследователь обращается к национальной культуре как «содержательной основе знакомства дошкольников с представителями разных национальностей, препровождает логическую последовательность приобщения дошкольников к национальной культуре: от знакомства с культурой своего народа – к культуре иных национальностей» [31, с. 119]. Среди результативных средств интернационального воспитания были определены: непосредственное общение дошкольников многообразных национальностей, опосредованное общение при помощи переписки, посещение выставок, общие праздники, создание национальных уголков в группах, изготовление атрибутов национальных костюмов. Р.И. Жyкoвcкая в своих научных трудах приводить доказательства принципов «формирования дружеского отношения дошкольников к людям различных национальностей; представляет методику знакомства дошкольников с родным краем, трудом, бытом, искусством народа той территории, где он проживает; представляет доступность предоставления дошкольникам материала для познания, определяет основополагающие 15 средства межнационального воспитания дошкольников: игрушки, игры, книги, общение» [46, с. 76]. M.И. Бoгoмoлoвa, Э.К. Сyслoвa в своих исследованиях по установлению объема необходимых знаний для дошкольников определили необходимость постепенного усложнения материала в зависимости от возраста дошкольников при перспективном тематическом планировании; в это же время при проведении анализа средств по воспитанию дружеских чувств как к народам своей страны, так и к народам зарубежных стран; занимались изучением значительности и результативности некоторых средств воспитания и применения их в совокупности [9, с. 32]. A.П. Уcoва в качестве результативного средства в воспитания культуры межнационального общения старших дошкольников определяла народное творчество. Э.К. Суслова предложила применять в воспитания культуры межнационального общения старших дошкольников такие средства как: общение с представителями различных национальностей, рисование, декоративно-прикладное искусство, устное народное творчество, художественную литературу, сюжетно-ролевую игру, национальную игрушку и народную куклу, музыку и этнические мини-музеи. M.И. Бoгoмoлoвa к действенным средствам воспитания культуры межнационального общения старших дошкольников причисляла многообразные виды общения дошкольников с представителями иной национальности, переписку как средство опосредованного общения, сюжетно-ролевые игры и др. [9, с. 45]. Кoндpaшова Н.В. организовала изучение в сфере исследований воспитательного потенциала разнообразных средств интернационального воспитания: изобразительной деятельности, игровых занятий. Исследователь сделала вывод о том, что «изобразительная деятельность (аппликацию по мотивам народного орнамента) старших дошкольников является эффективным средством приобщения детей к этнокультуре» [33, с.23]. 16 С.Н. Фeдopoва советует «для знакомства старших дошкольников с людьми близкого национального окружения применять занятия в виде игры, а также ситуации, моделирующие этнокультурные эпизоды жизни народов» [54., с. 6]. Изыскания Р.И. Жyковcкой, М.И. Бoгoмолoвой, З.А. Бoгaтeeвой, Э.К. Сycловой и прочих свидетельствуют о том, что в преднамеренно созданной деятельности у детей старшего дошкольного возраста прослеживается динамика развития национального самосознания, которое вырабатывается одновременно с уважительным отношением к иным национальностям, с воспитанием культуры межнационального общения. Современные программы дошкольного образования рассматривают задачу воспитания культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста как одну из первостепенных задач социальнокоммуникативного развития. В настоящее время, в связи с поликультурностью современного образовательного пространства, проблема осуществления этнографического, регионального подхода к определению содержания национальных культур, преобладающих в конкретных краевых условиях, обнаружила отражение в изысканиях А.Г. Aбcлямoвoй, И.А. Apaбoва, Т.И. Бaбaeвой, C.Д. Киpиeнкo, Л.В. Кoлoмийчeнко, Н.А. Плaтoхинoй, Н.Ш. Cыpтлaновой, С.Н. Фeдopoвой, A.Н. Фpoловой и др. Ученые аргументировали важность средств этнографической культуры в воспитании культуры межнационального общения детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, задачи, содержание и средства воспитания культуры межнационального общения старших дошкольников в разные периоды развития нашего государства обусловливались социально-политической ситуацией, уровнем развития психолого-педагогической науки, мировыми тенденциями. На современном этапе развития рассматриваемая проблема анализируется с точки зрения личностного развития, осуществления 17 деятельностного подхода, вырабатывания общей культуры поведения, накапливания социального опыта детей, развития эмоциональной сферы.