Игровой досуг по мотивам сказки "Колобок
Автор: Ераскина Марианна Васильевна
Как закрепить знания детей о русских народных инструментах. Сценарий игрового досуга по мотивам сказки про Колобка
Цель: Создать условия для развития музыкальных и творческих способностей детей в игровой деятельности, закрепить знания народных инструментов.
Музыкальное сопровождение Фонограмма русской народной песни «Я рассею своё горе», «Полька» И. Штрауса, русская народная мелодия «Полянка» в обр. Н. Метлова, «Звонкие свистульки», муз. и сл. Т. Бокач, любая двухчастная музыка в народном стиле, звучание народных инструментов: балалайки, бубна, гармони, дудочки, ложек, трещоток.
Оборудование Игрушечные Дед, Баба, Колобок, Заяц, Волк, Медведь, Лиса. Музыкальные инструменты: бубны, ложки, свистульки, дудочки. Декорации русской избы и леса.
Ход досуга
Дети заходят в зал под русскую народную песню «Я рассею своё горе».
Музыкальный руководитель:
Здравствуйте, ребята! Вы сегодня такие нарядные, я очень рада вас видеть. Позвала я вас не просто так, хочу рассказать вам сказку «Колобок» на новый лад. Ребята, а вы знаете сказку «Колобок»? (Дети отвечают.) Тогда помогайте мне. Жили-были Дед и Баба (показывает игрушки Деда и Бабы в избе.) И говорит как-то Дед: «Баба, испеки мне колобка». А что ему Баба ответила? (Дети подсказывают.) Правильно: нет ни муки, ни маслица. А что ей Дед говорит? (Дети отвечают.) Правильно: пойди по амбарам подмети, по сусекам поскреби. Испекла Баба Колобок и поставила на окно остывать. А Колобок что? (Дети отвечают.) Да, Колобок укатился в лес (берёт игрушку Колобка и идёт с ним «в лес»). И кого же встретил Колобок? (Дети отвечают.) И встретил он Зайчика. И захотел Зайчик съесть Колобка. А Колобок что сказал Зайчику? (Дети отвечают.) Да, только у нас с вами «Колобок» на новый лад. И в нашей сказке Зайчик очень скучает и хочет потанцевать. Поэтому он попросит Колобка станцевать польку. Один Колобок не может станцевать. Ребята, давайте поможем Колобку!
Дети исполняют танец с ложками под музыку И. Штрауса «Полька».
Музыкальный руководитель:
Спасибо, ребята, помогли вы Колобку! Покатился он дальше. И кого встретил? (Дети отвечают.) Правильно: Волка! И говорит Волк: «Колобок, Колобок, я тебя съем!» А Колобок что ему отвечает? (Дети подсказывают.) Да, только у нас с вами в сказке Волк очень любит играть на музыкальных инструментах! И просит он Колобка с ним поиграть, а то не отпустит! И мы с вами поиграем!
Дети играют на инструментах в оркестре под русскую народную мелодию «Полянка» в обработке Н. Метлова.
«Полька». Танец с ложками
Исходное положение Дети стоят парами по кругу, в руках у них деревянные ложки;
1-8-й такты бегут парами по кругу;
9-16-й такты поворачиваются друг к другу и ритмично ударяют своими ложками о ложки партнёра.
Затем повторяют все движения два раза.
Музыкальный руководитель:
Понравилось Волку, как вы играли, хочет он вам ещё загадки загадать! Давайте попробуем отгадать!
Музыкально-дидактическая игра «Загадки о музыкальных инструментах»
Музыкальный руководитель произносит загадку про инструмент (примеры загадок смотрите в конце статьи), даёт послушать, как он звучит. Дети отгадывают. Аудиозаписи звучания разных инструментов скачивайте в плеере в конце статьи.
Музыкальный руководитель:
Молодцы, ребята! Все загадки отгадали! Отпустил Волк Колобка, покатился Колобок дальше. Катится, катится, и вдруг ему навстречу Медведь (Берёт соответствующую игрушку.) И захотел Медведь съесть Колобка. А Колобок что говорит Медведю? (Дети подсказывают.) Правильно, Колобок захотел спеть песенку Медведю. И мы поможем Колобку!
Дети исполняют песню «Звонкие свистульки», музыка и слова Т. Бокач, или любую другую по выбору музыкального руководителя.
Музыкальный руководитель:
Понравилось Мишке, как вы поёте! А стихи кто-нибудь знает? Мишка очень послушать хочет!
Дети читают стихи.
1-й ребёнок:
Нет в деревне хохотушки
Озорнее балалайки –
Целый день бренчит частушки
Или громко травит байки. (Галина Дядина)
2-й ребёнок:
Есть ложки для каши,
И есть для варенья,
Которые кормят вкуснятиной нас.
А есть для веселья
И для развлеченья,
С которыми люди пускаются в пляс! (Галина Дядина)
3-й ребёнок:
Дудочку-погудочку
Смастерил я сам.
Подражает дудочка
Разным голосам.
Если хочешь, я сыграю
Песни ветерка.
Если хочешь, я сыграю,
Как звенит река.
Если хочешь, просвищу
Я трели соловья –
Всё умеет, всё умеет
Дудочка моя! (Михаил Пляцковский)
Музыкальный руководитель:
Молодцы, ребята! Отпустил Мишка Колобка, и покатился Колобок дальше. Катится, катится, и тут ему на встречу Лисичка. И захотела Лисичка съесть Колобка. Что Колобок сказал Лисичке? (Дети отвечают.) Да, но у нас с вами «Колобок» на новый лад! И в нашей сказке Лисичка просит отгадать, на каком инструменте она играет.
Музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чём играет Лисичка»
Теперь дети только слушают разные инструменты и по звуку отгадывают, на чём играет Лисичка. Можно загадать балалайку, бубен, гармонь, дудочку, ложки.
Музыкальный руководитель:
Молодцы, ребята. Спасли Колобка от Лисички. Лисичка не стала есть Колобка, ей понравилось с вами играть. И она предлагает нам поиграть ещё в одну игру.
Игра «Оркестр»
Для игры подойдёт любая двухчастная музыка в русском народном стиле. Дети становятся в кружок. 4–5 человек берут музыкальные инструменты и делают из круга шаг назад. На первую часть музыки дети с музыкальными инструментами играют на них, остальные пританцовывают в кругу. На вторую часть музыки дети, стоящие в хороводе, садятся на корточки и закрывают глаза. Дети с инструментами бегут по кругу и по окончании второй части музыки кладут свой инструмент у какого-либо ребёнка за спиной. После окончания музыки все дети встают и смотрят, не лежит ли у них за спиной музыкальный инструмент. Те дети, у которых есть инструмент, делают шаг назад, чтобы стать частью нового оркестра, остальные становятся в хоровод.
Оркестр
1-4-й такты Играют бубны на сильную долю;
5-8-й такты играют ложки на сильную долю;
9-12-й такты играют все.
Музыкальный руководитель:
Вот как мы весело поиграли! А наш Колобок вернулся к Бабушке и Дедушке. Бабушка и Дедушка очень обрадовались, когда увидели Колобка. А Колобок им рассказал, как вы его спасли от всех лесных зверей. Бабушка и Дедушка попросили сказать вам спасибо и передали для вас вкусные пирожки.
Музыкальный руководитель угощает детей пирожками и провожает их в группу.
Загадки о русских народных инструментах
Треугольная доска,
А на ней три волоска.
Три струны, а звук какой!
С переливами, живой!
Узнаю его в момент –
Самый русский инструмент!
(Балалайка)
Есть бубенчики на нём,
По нему мы громко бьём.
С ним сейчас играть мы будем,
Дайте в руки звонкий…
(Бубен)
Очень весело поёт,
Если дуете в неё.
Вы все на ней играете
И сразу отгадаете.
Ду-ду, ду-ду-ду.
Да-да, да-да-да!
Вот так поёт она всегда.
Не палочка, не трубочка,
А что же это?
(Дудочка) За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят».
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестрёнки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких…
(Ложках)
Музыкальный инструмент
Узнаём в один момент.
С ней в оркестре веселей,
Развлекает малышей.
Деревянная на вид,
Из дощечек состоит
Длинных и коротких,
И трещит…
(Трещотка)
В руки ты её возьмёшь,
То растянешь, то сожмёшь,
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет – только тронь!
Как зовут её?
(Гармонь)