Устное народное творчество как инструмент развития творческого, социально-нравственного ребенка
Автор: Портнова Людмила Генриховна
Актуальность.
Подводя итог большому опыту работы (более 25 лет) с дошкольниками, по направлению развития творческих способностей и социально-нравственного воспитания с помощью устного народного творчества можно однозначно сделать вывод об огромной значимости данного направления в развитии детей любого дошкольного возраста. Устное народное творчество благоприятно воздействует на социально-эмоциональное, интеллектуальное, физическое и речевое развитие, образное мышление и эстетическое восприятие детьми.
Теоретическая база опыта.
Одной из главнейших в педагогической теории К.Д. Ушинского являлась мысль о народности воспитания. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа,» - писал Ушинский.
Многие педагоги, психологи (В.Г.Белинский, М.К.Боголюбская, Е.Н. Водовозова, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, Н.С. Карпинская, О.И. Соловьёва, В.Н.Сорока-Росинский, А.П.Усова, К.Д.Ушинский, Е.А.Флерина и др.), фольклористы (В.Ф.Аникин, А.Ф.Афанасьев, М.А.Булатов, М.Забылин, О.И. Капица, ЮГ.Круглов, Э.В.Померанцева, В.Я.Пропп, И.П.Сахаров, ИМ. Снегирев, П.В.Шейн и др.) определили важное значение народного творчества в жизни человека.
Практика применения УНТ в работе с детьми.
Устное народное творчество в виде разнообразных потешек, загадок, частушек, прибауток, скороговорок, песен, считалочек, хранят в себе всю мудрость, любовь и опыт народа, накопленный многими и многими годами для наших детей. Ничто не способно так же ярко передать весь колорит и многообразие традиций и сложившихся устоев целого народа с его ценностями. Именно поэтому в своей работе я стараюсь, активно использовать УНТ.
В работе с детьми младшего возраста, я часто использую короткие песенки и потешки, загадки и пословицы, чтение художественной литературы, разыгрывание сценок и эпизодов сказок. Все это, в игровой форме дает самые высокие показатели развития речи, памяти, слуха, художественного мышления и творческого развития ребенка. Ребенок становится раскрепощеннее и легче устанавливает контакты с другими детьми.
Ученые в области этнопедагогики (Г.Н.Волков, Ф.Х.Валеев, М.Ф.Гуртуева), исследователи разных видов народного творчества (Т.И.Бакланова, В.Е.Гусев, ЮГ.Круглов, М.А.Некрасова и др.) среди всех его качеств особенно выделяют социальную ценность фольклора, которая создаётся за счёт обобщённости, целостной концентрации в себе всего человеческого опыта, коллективности создания и распространения. Оно, как отмечают исследователи, несёт в себе все формы общественного сознания, включает огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым, современностью и будущим. Это, по мнению В.П.Силина, делает народное искусство «универсальным средством усвоения социальных ценностей».
Опираясь на исследования, можем позволить использовать устное народное творчество для формирования связанной речи у детей 4-го и 5-го года жизни, что обусловлено психологическими особенностями развития детей данного возраста.
Как показывают исследования лингвистов, психологов, педагогов (Л.С.Выготский, Д.Б. Богоявленская, А.В. Запорожец, О.С.Ушакова) дошкольный возраст является периодом особой восприимчивости к звуковой стороне речи, к языку, к образным выражениям, к характеристикам персонажей и главных героев художественной литературы, в том числе фольклора. Дети этого возраста способны наблюдать образы, например, сказок и подражать героям и персонажам художественных произведений.
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Речь самым тесным образом связана с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
В работе с детьми 4-5 года жизни я активно использую пословицы и поговорки. Например, во время приема пищи, «Когда я ем – я глух и нем». Когда вижу неаккуратность и торопливость, «Поспешишь – людей насмешишь». Когда нужно приложить усилия, «Без труда, не выловишь и рыбку из пруда».
Так же активно использую загадки, чаще всего на прогулках о природе и явлениях, предметах и растениях, так как они очень хорошо развивают мыслительную деятельность дошкольников.
Конечно же, использую народные игры, хороводы и песни. Это такие всем известные игры, песни, хороводы как: «Гуси-лебеди», У медведя во бору», «Кошки-мышки», «Заинька», «Как у наших у ворот», «Тень-тень-потетень», «Горелки», «Жмурки» и др., в которых звучит художественное слово, позволяя ребенку еще раз прикоснуться к богатству народного творчества.
Вместе с родителями, дети узнают о народных праздниках («Масленица», «Вербное воскресенье») традициях правилах и обычаях их проведения.
Я стараюсь создать в коллективе атмосферу свободного самовыражения, разбудить фантазию, помочь выявить сильные стороны детей и реализовать их способности, ведь не бывает детей без таланта, у каждого обязательно заложен уникальный дар, который мы должны помочь увидеть и раскрыть.
В результате приобщения детей к народному творчеству, я на практике убедилась, что они лучше формулируют свои мысли, пересказывают произведения, понимают и чувствуют художественные приемы, их багаж знаний пополняется новыми произведениями устного народного творчества, появляется творческий подход в любом деле, они не боятся активно участвовать в театрализованных постановках.
Обязательно, в дальнейшей своей работе я буду использовать все многообразие жанров устного народного творчества для формирования и развития творческого социально-нравственного ребенка.