Ручной труд как средство всестороннего развития дошкольника
Автор: Никитина Снежана Вячеславовна
Ручной труд как средство всестороннего развития дошкольника
Дошкольное творчество уникально не только по своей природе, но и по образовательному воздействию на внутренний мир ребенка. В нем содержатся важные предпосылки, которые позволяют дошкольнику самостоятельно выходить за пределы знаний и умений, полученных от взрослых, создавать новый и оригинальный продукт – модель, игрушку, рисунок.
Сегодня проблема творческого развития и саморазвития личности ребенка дошкольника приобрела особую актуальность. Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Этот вид труда открывает перед ними широкие перспективы созидания.
Воспитательно-образовательная работа в нашем саду призвана открывать всё больше и больше детских талантов в той или иной деятельности.
Ещё В.А. Сухомлинский отмечал: «Истоки творческих способностей на кончиках пальцев... Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
С любовью и интересом я занимаюсь ручным трудом с дошкольниками , стараюсь развивать интерес у детей к изготовлению поделок своими руками, тем самым формировать у них практические умения и навыки. В своей работе я стремлюсь не только научить детей работать с бумагой, природным материалом, тканью, тестом, бросовым материалом, но и развивать у них пространственное воображение, умение читать алгоритмы, чертежи, следовать устным инструкциям педагога и удерживать внимание на предмете работы в течение длительного времени.
За несколько лет работы в детском саду мною были созданы программы по художественному ручному труду. Основная задача по ручному труду – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.
Помимо этого были поставлены такие задачи, как:
Формировать интерес к ручному труду;
Формировать желание изготовить своими руками поделку, игрушку, сувенир, украшение;
Учить экономно и рационально расходовать материалы;
Беречь продукты своего труда;
Программы были рассчитаны на 2 мл.группу, средний и старший дошкольный возраст.Начиналась она в форме кружока. Дети с большим желанием и охотой занимаются любимым делом.
На первых этапах дети знакомились со свойствами разных материалов, отрабатывали точность движений. Для эффективной работы с детьми используется алгоритмы, содержащие последовательность изготовление поделки, с помощью которых ребенок легко может разобраться, каким образом изготовить фигурку.
А знакомство детей с тканью я начинала с общего разговора о тканях, рассказала об их происхождении, из чего они состоят и чем они отличаются друг от друга (лен, хлопок, шерсть и др.).
Очень заняло меня и детей – поделки из теста. Почему лепка из солёного теста получила сегодня такое широкое признание? Тестопластика доступна абсолютно всем, так как не требует каких – то художественных способностей и больших финансовых затрат. Для занятий тестопластикой не нужны какие – то специальные инструменты и дорогое оборудование. Всё необходимое найдётся под рукой – разделочная доска, скалка, чесночница, чайное ситечко, расческа, пластиковый нож, трубочка для коктейля, зубочистка, и другие, самые необычные предметы.
В процессе лепки из солёного теста у детей развиваются:
• координация движения рук;
• развитие речевых навыков ребенка за счет развития тонкой моторики пальцев;
• формируется образное мышление и воображение;
• ребенок учится взаимодействовать с объемом и пластикой материала, гармонично использовать в одном изделии выразительные возможности формы, линии и цвета.
Кроме того, тестопластика имеет благоприятный психотерапевтический эффект. Работа с тестом исключительно благотворно воздействует на нервную систему, снимает напряжение и расслабляет. Тесто можно мять, катать, сжимать, растягивать, скручивать, рвать на кусочки или сплющивать. По мнению психологов, все эти действия отражают различные чувства и эмоции.
В лепке сочетаются два вида деятельности: умственная и физическая. Для создания поделки надо приложить усилия, выполнить определенные действия. Это не только интересное, но и полезное занятие для ребенка.
В работе кружка стараюсь соблюдать структуру занятия:
1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).
2. Объяснение, показ приемов лепки.
3. Лепка детьми.
4. Физ. пауза.
5. Доработка изделия из дополнительного материала.
6. Рассматривание готовых работ.
Для успешной организации ручного труда, необходимо создать условия:
•насыщенная предметно - развивающая среда
•свободный доступ к материалам
•создание эмоционально-положительной творческой атмосферы
•использование созданных детьми продуктов художественного творчества(конкурсы, выставки, мини-музеи и т.д.)
•вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми.
Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных современных технологий в дошкольном образовании.
На сегодняшний день образовательных технологий, применяемых в детских садах насчитывается более сотни. Среди них для себя я выбрала и применяю в работе такие как:
Здоровьесберегающие технологии
игровые технологии
технология исследовательской деятельности
ИКТ
технология интегрированного обучения
метод проектов.
Применение инновационных педагогических технологий способствует:
сохранению и укреплению здоровья воспитанников, а также повышению качества обучения и воспитания.
В заключении хочется отметить что:
• ручной труд делает детей усидчивыми и внимательными;
• хорошо развивает мелкую моторику рук;
•совместно выполненные коллективные работы способствуют развитию детского коллектива;
• ручной труд способствует развитию эстетического вкуса;
• ручной труд способствует воспитанию к труду взрослых и к труду товарища;
• воспитывает чувство долга и взаимопомощи.
Т.е. ребенок развивается всесторонне посредством ручного труда.