+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Создание мини-музея "Мир национальной посуды в традициях русского народа" в группе для дошкольников с ТНР

Автор: Кузяева Гельсиря Ряжаповна

Публикация:

Создание мини - музея «Мир национальной посуды в традициях русского народа» в группе для дошкольников с ТНР.

 

(Авторы:  учитель-логопед Сидорова С.И., Мещерякова И. В., Кузяева Г.Р.

МБУ детский сад № 90 «Золотое зернышко» г.о. Тольятти

 

 

 

Патриотические чувства закладываются в самом процессе жизни человека, осуществляющегося в рамках конкретной социокультурной среды. Патриотическое воспитание это целая система целенаправленного действия. Большое внимание сейчас уделяется музейной педагогике, целенаправленной работе с детьми по формированию у них первых чувств гражданственности и патриотизма.

Современная культура России – это, прежде всего, наша речь, наши праздники, наши школы и университеты, наше отношение к родителям, к своей семье, к своему Отечеству, к другим народам и странам.

Академик  Д.С. Лихачёв писал: «Если вы любите свою мать, вы поймёте и других, любящих своих родителей, и эта черта  будет  вам не только знакома, но и приятна. Если вы любите свой народ, вы поймёте и другие народы, которые любят свою природу, своё искусство, своё прошлое».

Исходя из психолого-педагогических исследований о значимости дошкольного детства в становлении личности ребёнка, большое значение отведено гармонизации деятельности ребёнка, где культурологическому аспекту отводится ведущее. В период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры как источника творческого развития потенциала детей и взрослых.

                          Дошкольный возраст- возраст, когда у ребенка закладываются нравственные качества личности – доброта, терпение, умение помогать другим, осознание своей национальной принадлежности. Именно в этом возрасте начинается воспитание любви к родному краю, формируются, доступные пониманию детей представления о своей стране, ее природе, культуре, истории, жизни.

                         В выборе содержания для знакомства с нашими традициями мы остановились на русских народных традициях, в частности на русской народной посуде. Изделия народных мастеров помогает воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающему, так как по своим мотивам близко к природе. В узорах росписей соблюдается определенный ритм, симметрия. Русское народное прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народной музыкой и праздниками. При знакомстве детей с народными промыслами мы знакомим детей с историей создания, материалами, особенностями росписи. При создании мини-музея мы используем готовые изделия.  Предметно-развивающая среда, предметный мир побуждают ребенка к активным самостоятельным  действиям,  развивается не только интеллект, но и духовно-нравственную, творческую, эмоциональную сферу личности.

Перед тем как знакомить детей с темой посуды, мы решили привлечь родителей для создания музея русской посуды,  альбома, со стишками, загадками, поговорками и  т.д… Замысел интересен и прост, предметы посуды окружают ребенка повсеместно. С точки зрения возрастных, индивидуальных возможностей дошкольников старшей  и подготовительной группы, совместная  деятельность детей и родителей    способствует  более углубленному знакомству с предметом, а также прочному усвоению речевого материала.

А началось всё с приобщения дошкольников к фольклору: песенкам, потешкам, загадкам, сказкам, играм. Во многих из них встречались непонятные малышам слова и выражения: горница, чугунок, лапти, крынка. Педагогам приходилось разъяснять их значения, опираясь на фотографии или картинки. Но этого оказалось недостаточно, и возникла мысль о демонстрации настоящих старинных предметов русского быта. Обратились с просьбой к родителям воспитанников, сотрудникам приносить старинную русскую посуду и результата не пришлось долго ждать. Бабушки дарили расписные ложки, из деревни привозили чугунки и крынки. Дети вместе с родными отыскивали на заброшенных чердаках и в сараях старинную посуду. В этих совместных поисках дети узнавали интересные истории, связанные с их семьями и прошлым. Многие экспонаты для музея нам передала  бабушка Сорокина Марфа Васильевна. Её рассказы о жизни, я пересказывала детям. Они с большим интересом слушали и просили повторить тот или иной рассказ.  С большим интересом дети  рассматривали каждый экспонат музея,  внимательно слушали и «впитывали» рассказы о каждом предмете. А с каким чувством гордости, собственной значимости они приносили в детский сад какой – либо экспонат! Так по крупицам, в нашей группе появился мини – музей  народной посуды.