+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Использование нейропсихологических упражнений на коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ОВЗ

Автор: Куландже Сафет Вадимовна

Использование нейропсихологических упражнений на коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ОВЗ.

Головной мозг ребёнка пластичен, он находится на стадии формирования, и у каждой высшей психической функции своя «программа» развития.

Зачастую коррекционно-развивающие занятия с использованием нейроп-сихологических упражнений помогают в коррекции не только двигательных нарушений, но и в развитии высших психических функций, таких как внимание, мышление, память, восприятие и пр.

Нейропсихологические упражнения можно применять на занятиях с детьми от трех и старше лет. Занятия включают в себя разминки, в которые входят дыхательные и глазодвигательные упражнения, растяжки и упражнения на развитие двигательного репертуара, задание на программирование, целеполагание, самоконтроль, коммуникативные и когнитивные навыки. В конце занятия используются упражнения на визуализацию и релаксацию.

Кратко хочется рассказать о некоторых нейропсихологических упражнениях.

Дыхательные упражнения оказывают релаксирующее воздействие, способствуют концентрации внимания и действуют успокаивающе. Так же, целью организации правильного дыхания является формирование у детей с ОВЗ произвольной саморегуляции. С помощью дыхательных упражнений дети учатся регулировать дыхание на счёт, с задержкой, с подъемом одноимённых и разноименных ног и рук. В начале занятий дети выполняют упражнения под контролем педагога-психолога, позже- самостоятельно, выстраивая программу, таким образом, чтобы в конечном итоге они смогли самостоятельно контролировать свое дыхание, что способствует дальнейшему формированию навыка саморегуляции. Например, упражнение «Воздушный шарик». Ребенок стоит (или сидит). Руки лежат на животе. По команде взрослого «вдох» ребенок делает глубокий вдох носиком (рот закрыт) и надувает живот, как воздушный шарик, затем вовремя команды «выдох» ребенок делает шумный выдох через рот, одновременно с выдохом втягивает живот.

Глазодвигательные упражнения расширяют поле зрения, улучшают восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Наример, упражнения «Следим за предметом». Ребенок стоит (сидит, голова неподвижна, рот закрыт. Ребенок держит ручку с ярким колпачком (небольшую игрушку, конфету) над переносицей сначала правой прямой рукой и ведет ее вправо, задерживается на 1-2 секунды в конечной точке, ведет обратно к середине. Голова не двигается, глаза ребенка следят за кончиком ручки.

Растяжки — это специальные упражнения, основанные на растягивание в естественном движении. При выполнении упражнений в мышцах возникает ощущение мягкого растяжения. Данные упражнения направлены на стабилизацию и оптимизацию тонуса, так изменения в познавательном и эмоциональном развитии ребёнка, могут быть следствием тонуса гипертонуса или гиппотонуса. Например, упражнения «Линейные растяжки». Ребенок (сначала с вашей помощью) растягивает все тело, потягиваясь одновременно двумя руками и ногами; затем — только правой стороной тела (рука, бок, нога), потом — только левой. Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться.

В процессе выполнения упражнений двигательного репертуара, дети с ОВЗ осваивают пространство собственного тела и пространство вокруг своего тела, происходит отработка таких понятий как: «впереди-позади», «верх-низ», «лево-право». Двигательные упражнения помогают решить проблемы, связанные с нарушением письма, счёта, чтения, ориентацией в пространстве. Например, упражнение «Зеркало». Взрослый встает напротив ребенка. Взрослый напоминает ребенку, что, если встать лицом друг к другу, право и лево меняются.По указанию взрослого ребенок должен показать сначала у себя, потом у взрослого левую руку, правое плечо, левое колено и т. д.

Выполняя упражнения, направленные на программирование, целеполагание и самоконтроль, дети учатся принимать правила и нормы взаимодействия как с другими людьми, так и с самим собой. В процессе занятий происходит постепенное формирование этих навыков: от механического принятия и выполнения детьми строго заданной, развернутой инструкции психолога к постепенному переходу к совместному, а затем и самостоятельному созданию им программы деятельности, ее реализации и контролю за результатами. Например, упражнения «Поезд». Дети в результате обсуждения (с участием психолога) приходят к решению построить, например, поезд из имеющегося в зале разнообразного подручного материала. Они обсуждают форму паровоза, количество вагонов, маршрут и т.д. В процессе самого выполнения замысла возникает необходи­мость учитывать действия других и согласовывать с ними возникающие разно­гласия. Затем вместе с психологом происходит обсуждение процесса взаимо­действия детей и анализ полученного результата — подводится общий итог.

Коммуникативные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, дают возможность ребёнку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности. Например, упражнение «Тень».  Взрослый двигается определенным образом, а стоящий за ним ребенок, изображающий его тень, повторяет его движения. Особое внимаI ние уделяется тому, чтобы «тень» двигалась в том же ритме и постаралась догадаться о чувствах, мыслях и целях партнера, уловить нюансы его настроения.

Когнитивные упражнения способствуют развитию высших психических функций: памяти, мышления, воображения, восприятия, внимания. Например, упражнение «Кулак - ребро - ладонь». Три положения руки на плоскости стола,

последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро – ладонь). Упражнение «Лицо». Педагог-психолог называет части лица: нос, ухо, лоб. Ребенок должен внимательно слушать и показывать их. Сначала педагог выполняет упражнение вместе с ребенком, намерено допускает ошибки, стараясь запутать ребенка. Затем ребенок выполняет упражнение самосто-ятельно.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, самонаблюде-нию, воспоминанию событий и ощущений и являются единым процессом.

Результатом нейропсихологических упражнений на коррекционно-развивающих занятиях с педагогом-психологом, является активизация энергетического потенциала организма (повышение общей работоспособности) и улучшение всех жизненно важных процессов, повышению устойчивости и концентрации внимания, памяти, речи, мышления. Улучшение качества освоения учебного материала, развитие творческих способностей, приобретение необходимых социально-поведенческих навыков взаимодействия, благодаря повышению уровня саморегуляции и самоконтроля. Наример, упражнение «Дерево». Ребенок встает прямо. Затем под спокойную музыку выполняет инструкцию педагога. «Подними руки вверх. Потянись. Представь, что твои руки – это стебельки с распустившимися на них цветами. Лепестки цветов тянутся вверх к солнышку. Глубоко вдохни. Закинь сомкнутые руки за голову. Затем разъедини их и вытяни вверх. Дыши глубоко и ровно. Представь, что хочешь дотянуться руками до неба. Плавно опусти руки». В зависимости от уровня развития ребенка, он выполняет данные упражнения самостоятельно, либо с помощью взрослого.

Необходимо понимать, что данные упражнения не выступают как обучение. Они предполагают формирование основных функций и процессов, которые необходимы для дальнейшего развития.

Нейропсихологическая коррекция достаточно легко интегрируется в процесс психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ  и дает стойкие положительные результаты.