Развитие функциональной грамотности педагога дополнительного образования
Автор: Гулай Галина Григорьевна
Развитие функциональной грамотности педагога дополнительного образования
Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать,
а тот, кто не научился при этом учиться»
Элвин Тоффлер, социолог
В стремительно меняющемся современном мире знания, умения и навыки очень быстро устаревают. Поэтому в условиях цифровизации современного общества наиболее востребованы не они, а способность их приобретать, трансформировать и эффективно применять в различных сферах жизнедеятельности. Поэтому особую актуальность приобретает проблема функциональной грамотности.
Функциональная грамотность может рассматриваться как «уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде».
и как «Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней»
Функциональная грамотность теснейшим образом связана с популярным в наше время в образовательном обществе понятием «компетентность». Ведь компетентность – это способность человека применять свои знания, умения и навыки на практике.
Отмечая взаимосвязь этих двух понятий можно рассматривать функциональную грамотность как основу развития учебно-познавательной компетентности.
Нормативные документе, подчеркивающих важность развития функциональной грамотности:
- Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»: «..при разработке национального проекта в сфере образования Правительству РФ необходимо обеспечить:
· глобальную конкурентоспособность российского образования;
· вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».
- Госпрограмма РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Развитие образования» (2018–2025 годы). В ней зафиксировано: «…сохранение лидирующих позиций Российской Федерации в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественно-научного образования (TIMSS); повышение позиций Российской Федерации в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA)».
- В «Концепции развития дополнительного образования до 2030 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года в числе проблем, требующих решения, названы:
· несоответствие профессионального развития педагогов дополнительного образования темпам развития науки, техники, культуры, спорта, экономики, технологий и социальной сферы;
· неэффективное использование потенциала дополнительного образования в формировании у обучающихся функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека…
Предполагается решение задач:
· обновления содержания и методов обучения при реализации дополнительных общеобразовательных программ на основе комплексного анализа доступности услуг в субъектах Российской Федерации….
· включения в дополнительные общеобразовательные программы по всем направленностям компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности…
То есть владение функциональной грамотностью сегодня — это не просто норма, но и обязанность педагога. Все нормативные показатели сейчас так или иначе выстроены с учетом этой компетенции.
Что же включают в себя компоненты функциональной грамотности?
Знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
Умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;
Готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора
Формы функциональной грамотности, которыми владеет современный человек в повседневной и профессиональной деятельности, весьма разнообразны:
· общая грамотность
· компьютерная грамотность
· информационная грамотность
· коммуникативная грамотность
· грамотность при овладении иностранными языками
· бытовая грамотность
· грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях
· общественно-политическая грамотность
Существует пять способов становления функциональной грамотности — они подходят не только школьникам, но и педагогам.
1. Мыслить критично: ставить под сомнение факты, обращать внимание на конкретность цифр, суждений, идей.
2. Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль, рассматривать проблему, задачу с учетом разных позиций — своей, слушателя, автора
3. Участвовать в конференциях, форумах, дискуссиях, вебинарах, конкурсах профессионального мастерства. Не бояться выступать перед публикой на семинарах педагогического сообщества разного уровня, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.
4. Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения.
5. Организовывать свой процесс познания и развития (План саморазвития. План профессионального роста): ставить перед собой профессиональные цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.
Чтобы каждое занятие педагога дополнительного образования было уникальным, информативным, продуктивным и инновационным, необходимо планомерно и систематически развивать свою функциональную грамотность.