+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Развитие функциональной грамотности педагога дополнительного образования

Автор: Гулай Галина Григорьевна

 

Развитие функциональной грамотности педагога дополнительного образования

 

Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать,

а тот, кто не научился при этом учиться»
Элвин Тоффлер, социолог

 

В стремительно меняющемся современном мире знания, умения и навыки очень быстро устаревают. Поэтому в условиях цифровизации современного общества наиболее востребованы не они, а способность их приобретать, трансформировать и эффективно применять в различных сферах жизнедеятельности. Поэтому особую актуальность приобретает проблема функциональной грамотности.

Функциональная грамотность может рассматриваться как «уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде».

и как «Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней»

Функциональная грамотность теснейшим образом связана с популярным  в наше время в образовательном обществе понятием «компетентность». Ведь компетентность –  это способность человека применять свои знания, умения и навыки на практике.

Отмечая взаимосвязь этих двух понятий можно рассматривать функциональную грамотность как основу развития учебно-познавательной компетентности.

Нормативные документе, подчеркивающих важность развития функциональной грамотности:

-       Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»: «..при разработке национального проекта в сфере образования Правительству РФ необходимо обеспечить:

·                   глобальную конкурентоспособность российского образования;

·                   вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».

-       Госпрограмма РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Развитие образования» (2018–2025 годы). В ней зафиксировано: «…сохранение лидирующих позиций Российской Федерации в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественно-научного образования (TIMSS); повышение позиций Российской Федерации в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA)».

-       В «Концепции развития дополнительного образования до 2030 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года в числе проблем, требующих решения, названы:

·                   несоответствие профессионального развития педагогов дополнительного образования темпам развития науки, техники, культуры, спорта, экономики, технологий и социальной сферы;

·                   неэффективное использование потенциала дополнительного образования в  формировании у обучающихся функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека…

Предполагается решение задач:

·                   обновления содержания и методов обучения при реализации дополнительных общеобразовательных программ на основе комплексного анализа доступности услуг в субъектах Российской Федерации….

·                   включения в дополнительные общеобразовательные программы по всем направленностям компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности…

То есть владение функциональной грамотностью сегодня — это не просто норма, но и обязанность педагога. Все нормативные показатели сейчас так или иначе выстроены с учетом этой компетенции.

Что же включают в себя компоненты функциональной грамотности?

Знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;

Умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;

Готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора

Формы функциональной грамотности, которыми владеет современный человек в повседневной и профессиональной деятельности, весьма разнообразны:

·        общая грамотность

·        компьютерная грамотность

·        информационная грамотность

·        коммуникативная грамотность

·        грамотность при овладении иностранными языками

·        бытовая грамотность

·        грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях

·        общественно-политическая грамотность

Существует пять способов становления функциональной грамотности — они подходят не только школьникам, но и педагогам.

1. Мыслить критично: ставить под сомнение факты, обращать внимание на конкретность цифр, суждений, идей.

2. Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль, рассматривать проблему, задачу с учетом разных позиций — своей, слушателя, автора

3. Участвовать в конференциях, форумах, дискуссиях, вебинарах, конкурсах профессионального мастерства. Не бояться выступать перед публикой на семинарах педагогического сообщества разного уровня, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.

4. Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения.

5. Организовывать свой процесс познания и развития (План саморазвития. План профессионального роста): ставить перед собой профессиональные цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.

Чтобы каждое занятие педагога дополнительного образования было уникальным, информативным, продуктивным и инновационным, необходимо планомерно и систематически развивать свою функциональную грамотность.