Проект "Эколята-дошколята
Автор: Гладышева Оксана Степановна
Проект по экологии
в средней группе
№13 «Звёздочки»
«Эколята - дошколята»
Автор: Гладышева Оксана Степановна
Паспорт проекта
Название учебного заведения: МБДОУ детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»
Название проекта: «Эколята-дошколята»
Руководитель проекта: Гладышева Оксана Степановна, воспитатель МБДОУ Д/С комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»
Дата разработки: октябрь 2019
Срок реализации: средней длительности (октябрь 2019- май 2020)
Участники проекта:
- дети средней группы (4 - 5 лет);
- воспитатель – Гладышева О.С.;
- родители воспитанников.
Актуальность:
В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как на этом этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Поэтому в наши дни экологическое воспитание дошкольников приобретает растущую актуальность.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Основная идея проекта: «Сохранить природу – значит сохранить Родину».
Цель: Содействие становлению экологического сознания, выработки неравнодушного отношения к состоянию окружающей среды и личностного восприятия экологических проблем, самостоятельного критического мышления.
Задачи:
- Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлением природы
- Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.
- Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
- Способствовать накоплению у детей представлений об окружающем мире (о предметном, социальном мире и мире природы).
- Развивать способности детей в различных видах художественно-эстетической деятельности.
Краткое описание целевой группы проекта:
Проект «Эколята – дошколята» ориентирован на детей в возрасте от 4 до 5 лет средней группы №13 «Звёздочки» МБДОУ Д/С комбинированного вида №7 «Золотая рыбка» г. Выкса.
Нормативно-правовая база Проекта:
- Статья 74 п. 2 Закона РФ «Об охране окружающей среды»
- Статья 58 «Конституции Российской Федерации» от 12.12.1993 г.
«Концепция дошкольного воспитания» от 16.06.1989 г. раздел «Воспитание дошкольников».
- Статья 29 «Конвенции о правах ребенка».
-СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- Конвенция о Правах ребёнка
Ожидаемый результат:
- Формирование основ экологической грамотности у детей;
- Воспитание ответственности за свои действия по отношению к окружающей среде;
- Вовлечение в исследовательскую деятельность каждого ребенка;
- Развитие у детей коммуникативных навыков;
- Развитие творческих способностей.
Этапы реализации проекта
1 Этап – Исследовательский
Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора;
Формулирование задач и цели проекта;
Опрос детей;
Анкетирование родителей: «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»
Беседы с детьми о важности данной темы.
2 Этап – Подготовительный
Сбор информации по теме;
Подбор видео материалов;
Подбор художественной литературы;
Подбор дидактического материала;
Подбор пословиц, поговорок, загадок по теме;
Оформление консультаций для родителей;
3 Этап – Практический
Формы работы
Работа с детьми:
Экологические занятия.
Наблюдения и экологические экскурсии.
Познавательное чтение.
Лаборатория «Опыты» (опыты и эксперименты).
Прослушивание музыкальных произведений.
Изобразительная деятельность.
Подвижные, дидактические, сюжетно - ролевые игры.
Работа с родителями:
Привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.
Реализация проекта
Работа с детьми:
Беседы: «Берегите лес», «Поможем природе», «Растения просят помощи», «Правила поведения в природе», «Что мы знаем об овощах и фруктах?», «Чистый воздух в городе», «Беседы о труде людей, которые приносят пользу для природы», «Что такое природа? Живая и неживая природа», «Почему воду нужно беречь?», «Знакомство с Лекарственными растениями», «Растения помогают человеку жить», «Зимний лес и его обитатели», «Звери и птицы зимой», «Что такое «Красная книга».
Восприятие: «Лисичка-сестричка и серый волк», «Зимовье зверей», «Зимняя сказка», Е. Чарушин «Воробей», Лисята», «Медвежата», Успенский «Птицы»,А. Яшина «Покормите птиц зимой». В. Степанов «Животные наших лесов». Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу».
В. Бианки «Лесной хор».
Загадывание загадок:
О природе.
О диких животных.
О птицах.
О домашних животных.
О деревьях и растениях.
Наблюдения: «Труд дворника», «Комнатные растения», «Рассматривание семян различных растений», «И капает дождик опять», «Наблюдение за птицами зимой», «Облака – белогривые лошадки».
Опыты: «В почве есть воздух», «Прозрачная вода», «Воздух повсюду», «Песочная страна», «Сравнение веточек сосны и ели», «Как снег становится водой».
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование цветными карандашами и акварелью:
- «Наши друзья деревья»,
- «Братья наши меньшие»,
- «Берегите природу»,
- «Сосновая веточка»
Аппликация/ Конструирование:
- «Горка»,
- «Дикие животные»,
- «Домашние животные»,
- «Кормушки для птиц».
Лепка:
- «Весёлый огород»,
- «Божия коровка»,
- «Цветы».
Дидактические игры:
- «Домашние животные»
- «Времена года»
- «Кто, что ест?»
- «Третий лишний» (птицы)
- «Чудесный мешочек»
- «Что где растет?»
- «Доскажи словечко»
- «Природа и человек»
- «Выбери нужное»
- «Когда это бывает?»
Подвижные и малоподвижные игры:
- «Лиса и зайцы».
- «Эстафета «Собери мусор».
- «Пустое место»
- «Узнай по голосу»
- «Листопад»,
- «Грибники»,
- «Солнышко и дождик»,
- «У медведя во бору...».
Сюжетно - ролевые игры:
- «На даче»,
- «В магазине»,
- «Поливаю огород»,
- «Засолка на зиму».
Музыкальная деятельность:
Ю. Антонов «Не рвите цветы»,
А. Вивальди «Времена года»,
М. Глинка «Жаворонок»,
В. Добрынин «Земля наш дом»,
Л.Коган «Березка».
Просмотр мультфильмов:
Фиксики, серия
«Чему учит экология»,
«Мальчик и Земля»,
Смешарики, серия
«Маленькое, большое море»,
«Мусор».
Пальчиковые игры:
- «Барашки»;
- «Гроза»;
- «Пальчики в лесу».
- «Осенние листья».
- «Паучок».
- «Пчелки»
- «Червячки»
- «Ветер»
Работа с родителями:
Консультация «Экологическое воспитание детей в семье»
Анкетирование родителей по теме: «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»
Совместное творчество детей и родителей.
Изготовление рисунков на тему: «Животные и растения из Красной книги ».
4 Этап – Заключительный этап
Выпуск буклетов «Природа и мы»
Презентация проекта.
Вывод: В результате реализации проекта повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста. Дети научились простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и делать простейшие выводы. У детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.
Список используемых источников
1. Воронкевич О. А «Добро пожаловать в экологию!» СПб «Детство-Пресс», 2008
2. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог» Издательство «Мозаика-синтез», 2017
3. Николаева С. Н. «Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома» Издательство: «Мозаика-Синтез», 2013
Интернет ресурсы:
4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.К. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозайка – Синтез, 2014.
5. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. конспекты занятий. – м.: мозайка – синтез, 2010.