Доклад из опыта работы по экологическому воспитанию "Наблюдение за живой и неживой природой с детьми старшего возраста
Автор: Скворцова Нина Николаевна
«Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы».
Альберт Энштейн.
Экологическое воспитание- одно из инновационных направлений педагогики, которое внедряется в жизнь дошкольников в детском саду.
В процессе ознакомления с окружающей природой ребенок учиться говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической этики.
С самых давних времен люди пытались предсказать, какой будет погода, наблюдая за поведением животных, растений, насекомых и изменениями окружающей среды, и люди постепенно накапливали опыт и учились сопоставлять увиденное с погодными явлениями, так накапливался опыт наблюдения за погодой, формировались народные приметы.
Экологическое воспитание начинается со знакомства с обьектами ближнего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. На территории детского сада можно найти интересные для наблюдений природные обьекты: деревья, травы, насекомые, птицы.
Огромную роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Исследования, конечно, можно проводить через экспериментальную деятельность, когда мы проводим разные виды опытов. Для этой цели есть цикл занятий, например«как работает воздух», «солнечные зайчики», «тающий лед», «замерзшая вода» и много других тем. Во время чтения художественной литературы стихотворений, загадок, пословиц, поговорок о явлениях природы воспитываем нравственные и духовные качества детей, развиваем художественное восприятие произведений поэтов. художников, изображающих явления природы.
Через дидактические игры связанные с явлениями природы и опыты учим детей определять физические свойства различных тел, обогащаем и систематизируем знания детей о воде, воздухе и их свойствах через организацию совместной деятельности. Укрепляем здоровье детей используя естественные природные факторы-(солнце, воздух и вода).
В режимных моментах, например, во время утренней беседы с детьми говорим о народных приметах, которые указывают на перемену погоды (кошка спит возле батареи- к холоду, паук плетет паутину- к ясной погоде, муравьи закрывают свои ходы – к дождю). Спрашиваем, какие природные явления вы наблюдали сегодня по дороге в детский сад? (сильный ветер, снегопад, иней и т, д,). Загадываем и отгадываем загадки о явлениях природы. Народные приметы и загадки о явлениях природы фиксируем в календаре природы, вместе с воспитателем дети заполняют календарь природы, рисуют схемы о состоянии погоды после прогулки, делают прогноз на последующий день (если атмосферное давление низкое- будет снег, а высокое – к ясной погоде). Так обогащаем знания детей о живой и неживой природе, развиваем познавательную активность.
Наблюдения за погодными явлениями проводим не только в группе и на участке во время прогулки, но и на метеостанции.
В процессе ознакомления с окружающей природой ребенок учиться говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической этики. Для расширения исследовательской, экспериментальной деятельности детей оборудована в детском саду метерологическая станция. Она дает возможность погрузить детей в мир исследований и открытий, сделать выводы, основанные на наблюдениях и экспериментах. Метеостанция обеспечивает проведение наблюдений, (за погодой, явлениями природы, измерение глубины, высоты снежного покрова и др.) проведение практических работ, изучение микроклимата на территории детского сада. Дети получают возможность определять погоду с помощью специального оборудования- это вызывает у них большой интерес, особенно снятие показаний с приборов и составление прогноза. На метеостанции вместе с детьми проводится наблюдения за погодой в определенной последовательности:
Сначала наблюдаем за небом, облачностью.
С помощью флюгера с красочным петушком дети определяют направление ветра (у основания флюгера есть указатели сторон света).
Ветряной рукав –это указатель для определения скорости ветра.
Так как на нашей площадке не работают эти приборы, мы с ребятами направление и скорость ветра определяли с помощью флажка. А стороны света изучали по кроне дерева: с северной стороны –ветки короче и листва не густая, а с южной- ветки длиннее. Это хорошо видно на высоких. хвойных деревьях. в парковой зоне. У нас был проект по теме «На какой стороне света лучше растет овес» Мы, на основании результатов исследований сделали вывод: что овес, который растет на южной стороне группы, растет быстрее, подтвердилась. В результате исследований мы с ребятами научились находить информацию, с помощью компаса определять стороны света и выращивать овес (такое же исследование мы проводили, когда выращивали помидоры на теневой стороне подоконника и на солнечной), наблюдая за огородом летом, доказали, что на южной стороне, где много солнца можно вырастить овощи, вырастили (помидоры, капусту, выросла даже теплолюбивая тыква, клубника). Дети очень любят наблюдения, где можно потрогать даже попробовать.
С помощью термометра определяли не только температуру окружающего воздуха, но и почвы и воды после дождя, изучали, на какой стороне света окружающий воздух теплее – на теневой или на солнечной? Знакомили детей с понятиями как «холодно», «тепло», «жарко».
Дождемером измеряли количество осадков с помощью мерной емкости (это- ведерко с мерными делениями и воронка) Снегомер помогает измерять высоту снежного покрова. Наверное, нельзя разрушать снежный покров на площадке, чтобы точно знать сколько выпадает снега за зимние месяцы. Чтобы узнать где глубже и выше сугроб, мы пользовались условной меркой. С помощью солнечных часов определяли время по солнцу. Они состоят из циферблата и стержня, тень которого перемещаясь по циферблату вследствие движения солнца, показывает время, например, не пора ли нам обедать? Барометр - для измерения атмосферного давления. Детям объясняла, что изменение атмосферного давления предвещает перемену погоды и дети после детского сада смотрели прогноз погоды, чтобы сравнивать наш прогноз погоды на последующий день.
Прогнозирование погоды - это деятельность познавательная, доступная ребенку старшего возраста, развивающая его умственные способности. как наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, обобщать, предполагать, рассуждать, делать выводы.
Работа на метеостанции с приборами- помощниками у детей вызывает огромный интерес, особенно снятие показаний с приборов и составление прогнозов, помогает понимать лучше природу, разнообразить ежедневные прогулки на свежем воздухе и познакомить детей с точными науками, с миром исследований и открытий, воспитывать нравственные и духовные качества ребенка, видеть и понимать прекрасный дар природы.