Конспект занятия по формированию у детей младшего дошкольного возраста основ правильного поведения в чрезвычайной ситуации
Автор: Барканова Татьяна Владимировна
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ ПРАВИЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ.
ТЕМА. «СПИЧКИ НЕ ТРОНЬ, В СПИЧКАХ ОГОНЬ!»
Образовательные задачи.
Формировать у детей знания о противопожарной безопасности в быту, о причинах возникновения пожара.
Дать понятие о том, что огонь служит людям, спасает им жизнь, но с огнем играть опасно.
Учить рассуждать на заданную тему, высказывать свои предположения, задавать вопросы и отвечать на них.
Развивающие задачи.
Развивать познавательный интерес к окружающему, желание быть осторожным с огнём в любой ситуации.
Развивать память, мышление, речь детей.
Развивать глазодвигательные мышцы, формировать бинокулярное зрение детей.
Воспитательные задачи.
Воспитывать собственную безопасность, ответственность за себя и своих близких.
Материал: коробок спичек; плакат с рисунком телефона и номером «01»; мягкие игрушки - лисички; шапочки для инсценировки: «огонь», «кошка», «курица», «лошадь», «заяц».
Предварительная работа: чтение сказки К. Чуковского «Путаница», чтение сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом», беседа об огне, рассматривание иллюстраций и сюжетных картин по теме безопасности в обращении с огнём, разучивание с детьми стихотворений про спички, рассказ о профессии пожарных.
Ход занятия:
- Ребята, отгадайте загадку:
Это тесный, тесный дом, сто сестричек жмутся в нем
И любая из сестёр может вспыхнуть, как костёр.
Не шути с сестричками, тоненькими … (спичками).
-Да, это спички, а для чего нужны спички? ( С помощью спичек мы получаем огонь .)
- А как вы думаете, ребята, зачем людям нужен огонь? (Чтобы согреться, сжигать мусор, готовить еду и пр.)
- Давайте подумаем, когда огонь является нашим другом? (Когда помогает человеку, чтобы сварить еду, чтобы было тепло, чтобы было светло.)
(Предлагаются сюжетные картинки с изображением сцен использования огня в хорошо знакомых бытовых ситуациях для рассматривания и обсуждения)
-А может такой незаменимый друг - огонь стать врагом человеку? (Может, когда люди неосторожно обращаются с огнем или когда дети берут в руки спички.)
(Предлагаются сюжетные картинки с изображением пожара для рассматривания и обсуждения)
- А сейчас я вам расскажу одну историю, послушайте.
Как-то утром Даша с Ваней отдыхали на диване.
Мама с папой на работе, детям пошалить охота!
Взял Ванюша в руки спички и позвал свою сестричку
Спички они вмиг зажгли, приключение нашли:
Охватил огонь весь дом, страшно детям было в нем!
(Беседа по содержанию стихотворения, после которой делается вывод )
- Вот, посмотрите, какая маленькая спичка, а какая большая беда может из-за неё произойти: может разгореться огромный пожар. Запомните правило:
От одной маленькой спички может быть беда большая.
И поэтому, их взрослый детям брать не разрешает
Это знают все на свете: не игрушка спички детям!
- Да, случается много пожаров от неосторожного обращения с огнем. Огонь очень опасен. Он сначала горит медленно, потом языки пламени становятся выше, сильнее разгораются, бушуют. Давайте представим, что вы маленькие огоньки. Сначала вы потихоньку горели, потом стали разгораться больше и больше, выше и выше.
Игра "Разгорайся огонек".
(дети встают со стульчиков и имитируют огонек).
- Огонек был маленький, яркий. Открылась форточка, и влетел осенний ветерок-проказник. А маленькому огоньку только это и надо, он стал расти, расти, и превратился в огонь - великан сердитый и злой.
- Дети, как вы думаете, что же дальше случилось, когда маленький огонек превратился в большой? (Пожар). А если случится пожар, что нужно делать? (Надо вызвать пожарную команду. Она приедет на пожарной машине и погасит пожар при помощи воды.)
- А как называются люди, которые работают в пожарной команде? ( Для рассматривания детям предлагаются сюжетные картинки с изображением пожарных, работы пожарной команды во время тушения пожара.)
- Ребята, запомните основные правила , как надо вести себя при пожаре:
- если пожар небольшой - его можно затушить водой или накрыть плотным одеялом;
- нельзя прятаться в дальних углах, под кроватями, за шкафами - опасен не только огонь, но и дым;
- нельзя оставаться в помещении, где начался пожар, а надо быстро уйти и звать на помощь взрослых.
- Дети, постарайтесь запомнить эти правила и всегда их соблюдать, чтобы пожарная машина никогда не приезжала к вашему дому.