Сценарий праздника для детей подготовительной к школе группы ДОО "Путешествие по родной республике
Автор: Соловьева Альбина Павловна
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО
РОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Сценарий праздника для детей подготовительных к школе групп №1 и №5
2018г
Программное содержание: формировать стремление активно участвовать в развлечениях, формировать нравственные качества, расширять представления о государственных праздниках, о традициях и обычаях башкирского народа, развивать эмоциональную сферу и эстетический вкус.
На стене контур Башкирии: нарисованы лес, горы, реки, поля. Звучит курай. Дети входят бодрым шагом с разноцветными флажками в обеих руках под «Марш» Г. Свиридова в сопровождении оркестра барабанов, выполняют упражнение с флажками (4 колонны, 2 шеренги, врассыпную, один большой круг), затем садятся
«Упражнение с флажками» И. Дунаевский
Ведущий:
Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы отмечаем большой праздник – День Республики. Поздравляем всех с этим праздником. Давайте послушаем гимн Республики Башкортостан (все слушают стоя). Посмотрите на карту нашей республики (показывает указкой на стене). Обратите внимание, какая она большая. Чтобы проехать с юга на север понадобится 7 дней, а если пойти пешком, то наверное, придётся путешествовать не меньше месяца.. Люди разных национальностей проживают в нашей республике . Но все они трудолюбивые и много работают.
Ребёнок: Башкирия! Мой край родной! Трудолюбивая земля!
Сияя щедрой красотой цветут сады, цветут поля,
В твоих подземных кладовых и нефть, и уголь, и руда.
А дружба жителей твоих крепка всегда и на века!
Ведущий; У каждого народа нашей республики есть свои сказки, обычаи, песни, танцы. Давайте и мы почитаем стихи, потанцуем и поиграем.
Песня «Отчизна» Ф. Гершовой
1 ребёнок:
Не погасить любви к родному краю, где весело звучит курай,
Где хлеб и нефть, безбрежный плеск полей.
Я эту ширь башкирскую считаю, как всю Россию – Родиной моей!
2 ребёнок: Здесь все едины русский и башкир и между нами царит мир
И в жилах кровь у нас одна и друг за друга, как стена.
Мы встанем дружно, чтоб всегда, царил здесь мир и красота!
3 ребёнок: Есть возможно, уголок красивей.
Есть богаче, шире есть края.
Только мне из всей моей России
Милей всего Башкирия моя!
4 ребёнок: Наш родной Башкортостан. Ты нам навеки богом дан
И запах мёда на заре, и реки в белом серебре
ПЕСНЯ «КРАЙ, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЁШЬ»
Музыка Г. Гладкова
Ведущий: Салават Юлаев – национальный герой башкирского народа. Наши мальчики тоже хотят быть такими же смелыми и сильными.
А какой же праздник без игр? Вы играть хотите?
Раз играть вы все хотите в круг скорее выходите.
МАЛЬЧИКИ ИГРА «ЛОВКИЙ ДЖИГИТ»
ИГРА С РОДИТЕЛЯМИ «Юрта»
Ведущий: Дорогие родители! Сегодня вы присутствуете на премьере спектакля «Щедрый заяц» по мотивам башкирской сказки. Действие происходит в ауле, который расположен на берегу реки Ашкадар, у подножья горы Торатау. Накануне праздника отец отправил своего малолетнего сына пригласить гостей.
Папа: Эй, сынок! Где ты? Иди скорее сюда! ( выбегает)
Сын: Я здесь, папочка. Я здесь, мамочка.
Папа: Мы решили гостей позвать: бабушку Амину и дедушку Камала (загибает пальцы)
Мама: Тётю Земфиру и дядю Айдара.
Папа: Деда Марата и бабушку Айгуль. Всех, сынок, запомнил? Никого не забыл?
Сын: Запомнил.
Мама: Иди, сынок, долго не ходи.
Ведущая: Хотя мальчик и слушал внимательно, но едва переступил порог отчего дома, тут же забыл, кого он должен пригласить, а вернуться и переспросить не решился.
Сын: Позову-ка я весь аул. Наверняка среди них окажутся и те, кого надо пригласить.
Ведущая: Вышел сын на улицу и стал обходить дом за домом( выходит ребёнок).
Сын: Здравствуй, Азат!
Азат: Здравствуй, друг, здравствуй!
Сын: Пусть твоя семья приходит к нам в гости вечером, мама с папой просили пригласить
Азат: Спасибо придём. Только сначала угадай, сколько в моей семье человек? Слушай внимательно и считай ( читает стихотворение Габитова « Наша семья». По ходу чтения делает паузы, во время которых дети, исполняющие роли «членов семьи», имитируют называемые действия).
У нас большущая семья, мы очень заняты.
Мы все работаем друзья, с утра до темноты.
Алсу для куклы строит дом, Батыр играет с ней.
А наш Сулпан спешит с ведром поить гусей, овец.
Дровами занят Абдельхай: расколет- отнесёт.
Мычит Бурёнка: « Сена дай» и мама ей даёт.
Отец, чуть только рассвело, каурую запряг.
И в лес поехал за село, привёз дрова в санях.
Поёт над братом «баю-бай» сестра Минлибика:
«Усни скорее, Юлдыбай, ты очень мал пока».
Шагает в школу Ишмурза, он на урок спешит.
А вслед ему во все глаза Дурткюз, наш пёс, глядит.
У нас большущая семья, мы очень заняты.
Мы все работаем, друзья, с утра до темноты.
( сын считает и нарочно ошибается, забывая назвать рассказчика. Просит зрителей помочь. После того, как загадка отгадана, «члены семьи» уходят.
Появляются Рукодельницы, выполняют под музыку движения, имитирующие вязание и вышивание, показывают мальчикам и зрителям свои изделия.
Сын: неужели это вы сами сделали?
Рукодельницы: у нас есть помощники. Отгадай, как их зовут?
-У одной матери сыновей пятеро ( пальцы)
- Маленькая да удаленькая: все её холят, а она колет ( иголка).
- На пенёчке ястреб железный ( напёрсток)
Сын: приходите к нам в гости вечером, мама с папой просили пригласить.
Рукодельницы: спасибо, придём. ( уходят).
Появляются кузнецы. Они выполняют различные действия: куют, отбивают, закаляют металл в огне и т.д. По окончании демонстрируют подковы, молотки, топоры, мечи.
Кузнец: Мой меч для батыра, отважного, доблестного воина. Батыр для себя родится, для страны умрёт.
Кузнец с подковой: У настоящего батыра и конь должен быть как огонь. Конь Акбузат ретив, горяч. Чтоб не поскользнулся, не сбросил седока, я подкую его самыми прочными подковами.
Кузнец с топором: Дровосека греет не тулуп, а топор. Где труд, там счастье, где безделье - ТАМ НАПАСТИ. Пускай тепло и радостно будет в каждой юрте и во всём ауле.
Сын: Пусть твоя семья приходит в гости к нам вечером, мама с папой просили пригласить
Кузнецы: Спасибо, придём.
Ведущая: Вскоре начали собираться гости. Постепенно весь аул заполнил дом хозяев. Родители мальчика растерялись не на шутку.
Мама: ( растерянно) Что же теперь делать? Откуда взять столько угощения?
Сын: Это я виноват, пригласил весь аул, потому что забыл, кого надо пригласить.
Ведущая: Стыдно стало мальчику перед матерью и отцом, перед односельчанами. В слезах убежал он из дома в лес. Сел под деревом и горько заплакал. Вдруг на поляну выскочил заяц и узнал в мальчике того, кто прошлой зимой помог ему: отогрел в своём доме, а потом отпустил в лес на свободу.
Заяц: Друг, что за беда приключилась, что слёзы льёшь?
Сын ( плача): Папа и мама попросили маня пригласить гостей, а я забыл кого именно и пригласил весь аул. Гости пришли, а родителям угостить их нечем.
Заяц: Не горюй! Отправляйся домой. В прошлом году ты мне помог, нынче я тебя выручу ( мальчик уходит). Позову-ка я лесных жителей, может они что-нибудь дельное подскажут ( ходит по сцене и зовёт). Эй, мишенька - медведь, лиса-плутовка, где ты? Волчище, выходи из чащи! ( появление сопровождается музыкой башкирской).
Ведущая: Рассказал заяц, какая беда приключилась с мальчиком и попросил лесных зверей помочь его горю ( заяц и звери уходят со сцены. Выходят мать и отец, сокрушаются. Звучит громкая музыка, появляются звери).
Заяц: (кланяется родителям мальчика): Здравствуй, хозяин, здравствуй, хозяюшка ! Ваш сын как-то помог мне, не оставил в беде, поэтому я и мои друзья хотим вас угостить.
Звери по очереди выходят на сцену, показывают корзинки, коробки с подарками и предлагают отгадать, что они принесли.
Медведь: Тучей тысячи детей пролетают средь полей
С шилом носятся везде и живут в одном гнезде ( ульи, пчёлы)
Волк: Кто он? Угадать не трудно. Из его шерсти делают одежду.
Из его кожи обувь людям шьют.
Из мяса варят много вкусных блюд ( баран)
Лиса: Как перина он пушист, будто хлеб в печи плечист.
То курлыкает, то нет. Кто такой? Найди ответ. ( индюк)
Заяц: Красная, душистая, сладкая, растёт низко, к земле близко( земляника)
Заяц: В тюбетейках ярко-жёлтых парки русые стоят
Мимо них когда б ни шёл ты все на солнышко глядят( подсолнухи)
Ведущий: Родители мальчика не знали, что делать от радости. А ещё больше радовался мальчик. Три дня и три ночи угощались гости. Тут один из них достал разноцветные платочки и предложил всем попеть и поплясать.
Дети играют в игру «Разноцветные платочки» Ф. Гершовой
Ведущий:
Там, где хлеб, там всегда радость и веселье. Ещё раз поздравляю всех с праздником Днём Республики.
Дети выходят из зала. Звучит русская и башкирская мелодии.