+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС

Автор: Ведерникова Евгения Геннадьевна

«Проектная деятельность учащихся на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС»

Учитель истории и обществознания

Ведерникова Е.Г.

Современный образовательный процесс невозможно представить без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию универсальных учебных действий.

В своей педагогической практике, наряду с другими современными образовательными технологиями, я использую технологию развивающего обучения, технологию проблемного обучения, игровые технологии и, конечно, проектную деятельность.

Проектная-исследовательская деятельность стимулирует интерес учащихся, развивает познавательные навыки и умения самостоятельно конструировать свои знания, позволяет показать практические применение полученных знаний. Удобно, что метод проектов органично сочетается с групповым подходом к обучению, то есть способствует более активному развитию и коммуникативных навыков.

Проектная деятельность учащихся, на мой взгляд, хорошо мотивирует их к изучению истории и обществознания. Кроме того, темы и исследования и проекта учащиеся чаще всего выбирают сами.

Что такое «проект»? В дидактическом аспекте - это план, замысел.

Что же такое метод проекта?

Метод проектов - это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности.

Учебный проект - это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем учителя.

Структура учебного проекта

Проект — это «пять «П»»:

·             Проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения).

·             Проектирование (планирование деятельности).

·             Поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации).

·             Продукт (изготовление, оформление продукта).

·             Презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ).

           Все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, промежуточные отчеты и другое собираются в папку - портфолио.

Основой, на которой держится данная технология является: самостоятельность, деятельность, результативность. Проектная деятельность позволяет обучать так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы.

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом. Изучив программу формирования УУД, мы стараемся организовать учебно-воспитательный процесс с ориентировкой на деятельностный подход к обучению.

В своей работе по формированию УУД я отдаю предпочтение, именно, проектно – исследовательской деятельности, так как - это самостоятельный поиск знаний, овладение основными правилами и действиями, творение того, чего еще не было. При такой работе формируются практически все виды УУД.

Рассмотрим основные этапы работы над проектом и соотнесем их с формируемыми УУД.        

1. Планирование работы над проектом. Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач. Регулятивные действия – целеполагание. Познавательные действия – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

2. Аналитический этап. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм презентации проектного продукта. Регулятивные действия – планирование и прогнозирование. Познавательные действия – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

3. Этап обобщения. Активная и самостоятельная работа учащихся. Оформление полученных результатов. Регулятивные действия - саморегуляция и оценка, контроль и коррекция. Познавательные действия - структурирование знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование. Коммуникативные действия – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4. Презентация полученных результатов. Познавательные действия – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные действия – владение монологической и диалогической формами речи.

В соответствии с методом, преобладающими в проекте, можно выделить следующие типы проектов.

1.           Практико-ориентировочные (прикладные). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта.

2.           Исследовательские. Данные проекты имеют структуру, приближенную к научным исследованиям по истории и обществознанию. Включают обоснование актуальности избранной тем, определение проблемы, предмета, объекта, целей, задач исследования, его методов.

3.           Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо придуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.

4.           Творческие. Следует оговориться, что проект всегда требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Но при определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п. Творческий проект — максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт — альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.

5.           Ролевые, игровые. В таких проектах участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержание проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуации.

Возможна классификация проектов по:

• тематическим областям;

• масштабам деятельности;

• срокам реализации;

• количеству исполнителей;

• важности результатов.

Но независимо от типа проекта, все они:

• в определенной степени неповторимы и уникальны;

• направлены на достижение конкретных целей;

• ограничены во времени;

• предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.

По продолжительности проекты  различают:

·               Мини-проекты — укладываются в один урок или даже его часть;

Тема «Невская битва» (история, 6 класс). Проект «Создание диафильма».

- В группе обсуждается сюжет, последовательность «кадров».

- Ученики работают индивидуально или в парах, создавая несколько «кадров».

- Листы «кадров» соединяют вместе скотчем, придумывают заголовок и иллюстрацию для титульного листа.

- Презентация групповых проектов — «премьера» фильма.

·               Краткосрочные — на 4-6 уроков. Например: «Правление Екатерины II». Проект «История глазами детей»

·              Долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.

Среди долгосрочных индивидуальных проектов можно отметить работу «Автоваз в жизни моей семьи». Это долгосрочный проект, тема которого была не случайна: этот завод - шефы нашей школы. Десятилетия мы активно сотрудничаем с ним. В последнее время завод переживает не лучшие времена. Результаты деятельности были представлены на Конференции, направлены в Краеведческий музей города.

По комплексности (по предметно-содержательной области) проекты подразделяются на

1.           Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания.

2.           Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

3.           Надпредметные (социальные) проекты.

Пример. Тема «Самара в первые послевоенные десятилетия».

Предметный проект: «Они восстанавливали страну в послевоенные годы» (о земляках-ветеранах труда, восстанавливавших страну после войны).

Но наиболее ярким примером представлений результатов проектной деятельности учащихся является волонтёрство. Выводы и продукты работы учащиеся представляют не только на уроках, они готовят творческие вечера, проводят Акции с целью привлечь внимание, рассказать или научить. Это можно использовать во время проведения тематических,  предметных недель.

Критерии оценки проекта должны быть понятны, их должно быть не более 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация.

Таким образом, применение метода проектов во многом помогает решить такие больные проблемы, как недостаточная мотивация учеников, их отчужденность от проблематики и ценностей образования и культуры в целом, оторванность знаний от жизни и т.д. И этот перечень "побед" метода проектов вдохновляет на новые поиски возможностей реализации его в повседневной педагогической практике.

Учитель-руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, творческими способностями и, конечно, фантазией. Он является инициатором интересных начинаний, но при этом не лишает учащихся самостоятельности в осуществлении проектной деятельности, чтобы каждый участник проекта мог с гордостью сказать, что это сделал он сам.