Проектная деятельность на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС
Автор: Ведерникова Евгения Геннадьевна
«Проектная деятельность учащихся на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС»
Учитель истории и обществознания
Ведерникова Е.Г.
Современный образовательный процесс невозможно представить без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию универсальных учебных действий.
В своей педагогической практике, наряду с другими современными образовательными технологиями, я использую технологию развивающего обучения, технологию проблемного обучения, игровые технологии и, конечно, проектную деятельность.
Проектная-исследовательская деятельность стимулирует интерес учащихся, развивает познавательные навыки и умения самостоятельно конструировать свои знания, позволяет показать практические применение полученных знаний. Удобно, что метод проектов органично сочетается с групповым подходом к обучению, то есть способствует более активному развитию и коммуникативных навыков.
Проектная деятельность учащихся, на мой взгляд, хорошо мотивирует их к изучению истории и обществознания. Кроме того, темы и исследования и проекта учащиеся чаще всего выбирают сами.
Что такое «проект»? В дидактическом аспекте - это план, замысел.
Что же такое метод проекта?
Метод проектов - это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности.
Учебный проект - это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем учителя.
Структура учебного проекта
Проект — это «пять «П»»:
· Проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения).
· Проектирование (планирование деятельности).
· Поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации).
· Продукт (изготовление, оформление продукта).
· Презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ).
Все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, промежуточные отчеты и другое собираются в папку - портфолио.
Основой, на которой держится данная технология является: самостоятельность, деятельность, результативность. Проектная деятельность позволяет обучать так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы.
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом. Изучив программу формирования УУД, мы стараемся организовать учебно-воспитательный процесс с ориентировкой на деятельностный подход к обучению.
В своей работе по формированию УУД я отдаю предпочтение, именно, проектно – исследовательской деятельности, так как - это самостоятельный поиск знаний, овладение основными правилами и действиями, творение того, чего еще не было. При такой работе формируются практически все виды УУД.
Рассмотрим основные этапы работы над проектом и соотнесем их с формируемыми УУД.
1. Планирование работы над проектом. Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач. Регулятивные действия – целеполагание. Познавательные действия – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
2. Аналитический этап. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм презентации проектного продукта. Регулятивные действия – планирование и прогнозирование. Познавательные действия – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
3. Этап обобщения. Активная и самостоятельная работа учащихся. Оформление полученных результатов. Регулятивные действия - саморегуляция и оценка, контроль и коррекция. Познавательные действия - структурирование знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование. Коммуникативные действия – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
4. Презентация полученных результатов. Познавательные действия – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные действия – владение монологической и диалогической формами речи.
В соответствии с методом, преобладающими в проекте, можно выделить следующие типы проектов.
1. Практико-ориентировочные (прикладные). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта.
2. Исследовательские. Данные проекты имеют структуру, приближенную к научным исследованиям по истории и обществознанию. Включают обоснование актуальности избранной тем, определение проблемы, предмета, объекта, целей, задач исследования, его методов.
3. Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо придуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.
4. Творческие. Следует оговориться, что проект всегда требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Но при определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п. Творческий проект — максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт — альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.
5. Ролевые, игровые. В таких проектах участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержание проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуации.
Возможна классификация проектов по:
• тематическим областям;
• масштабам деятельности;
• срокам реализации;
• количеству исполнителей;
• важности результатов.
Но независимо от типа проекта, все они:
• в определенной степени неповторимы и уникальны;
• направлены на достижение конкретных целей;
• ограничены во времени;
• предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.
По продолжительности проекты различают:
· Мини-проекты — укладываются в один урок или даже его часть;
Тема «Невская битва» (история, 6 класс). Проект «Создание диафильма».
- В группе обсуждается сюжет, последовательность «кадров».
- Ученики работают индивидуально или в парах, создавая несколько «кадров».
- Листы «кадров» соединяют вместе скотчем, придумывают заголовок и иллюстрацию для титульного листа.
- Презентация групповых проектов — «премьера» фильма.
· Краткосрочные — на 4-6 уроков. Например: «Правление Екатерины II». Проект «История глазами детей»
· Долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.
Среди долгосрочных индивидуальных проектов можно отметить работу «Автоваз в жизни моей семьи». Это долгосрочный проект, тема которого была не случайна: этот завод - шефы нашей школы. Десятилетия мы активно сотрудничаем с ним. В последнее время завод переживает не лучшие времена. Результаты деятельности были представлены на Конференции, направлены в Краеведческий музей города.
По комплексности (по предметно-содержательной области) проекты подразделяются на
1. Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания.
2. Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
3. Надпредметные (социальные) проекты.
Пример. Тема «Самара в первые послевоенные десятилетия».
Предметный проект: «Они восстанавливали страну в послевоенные годы» (о земляках-ветеранах труда, восстанавливавших страну после войны).
Но наиболее ярким примером представлений результатов проектной деятельности учащихся является волонтёрство. Выводы и продукты работы учащиеся представляют не только на уроках, они готовят творческие вечера, проводят Акции с целью привлечь внимание, рассказать или научить. Это можно использовать во время проведения тематических, предметных недель.
Критерии оценки проекта должны быть понятны, их должно быть не более 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация.
Таким образом, применение метода проектов во многом помогает решить такие больные проблемы, как недостаточная мотивация учеников, их отчужденность от проблематики и ценностей образования и культуры в целом, оторванность знаний от жизни и т.д. И этот перечень "побед" метода проектов вдохновляет на новые поиски возможностей реализации его в повседневной педагогической практике.
Учитель-руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, творческими способностями и, конечно, фантазией. Он является инициатором интересных начинаний, но при этом не лишает учащихся самостоятельности в осуществлении проектной деятельности, чтобы каждый участник проекта мог с гордостью сказать, что это сделал он сам.