Применение элементов игровых технологий на уроках производственного обучения
Автор: Немова Надежда Геннадиевна
«Применение элементов игровых технологий на уроках производственного обучения».
На уроках производственного обучения в группе по профессии «Портной» 1 курса, применяю педагогические технологии в практической деятельности - индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. В группе обучаются 12 обучающихся с разным уровнем умственных способностей. Поэтому для эффективной деятельности в профессиональном обучении урок строится на основе личностно – ориентированного и дифференцированного подхода с элементами игровой технологии.
Такой подход развивает мыслительные способности обучающихся, интерес к учебной и профессиональной деятельности, самостоятельности и творчеству. В процессе игровой технологии обучающиеся сталкиваются с ситуациями выбора, в которых они проявляют индивидуальность, свободу в выборе заданий. Это позволяет разделить группу на подгруппы, пары, в которых и содержание урока, и методы объяснения с неодинаковыми условиями обучения. Организационные формы различаются, так же состав подгрупп может меняться в зависимости от поставленной производственной задачи и ситуации, которые характерны для реального производства, что дает возможность проявить каждому обучающемуся свои профессиональные навыки и умения. Организация учебного процесса проходит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Данный подход необходим на всех этапах производственного обучения.
Включение в урок игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, повышает интерес к изучаемому и самостоятельному выполнению практических заданий.
Цель урока с применением игровых технологий - реализация игровых действий, принятие самостоятельных оригинальных решений, высокий познавательный эффект, стремление к выигрышу.
Это задания, предлагаемые обучающимся с учетом уровня знаний, умений, навыков и индивидуальными возможностями. Предполагающее последовательное усложнение задач с учетом индивидуальных особенностей восприятия, памяти и интересов обучающихся.
При одном общем задании могут совпадать цели, но способы выполнения могут быть различными в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся. В процессе одного занятия для каждой подгруппы одна и та же цель достигается разными приемами и методами с переключениями видов деятельности.
К каждому обучающемуся подгруппы требования предъявляются с учетом его индивидуальных особенностей (например, если одному, достаточно словесной инструкции, то другой нуждается в сопроводительном показе, или иногда заканчивается занятие раньше запланированного, если заметно, что сильно утомлен).
В заключении хочется отметить, что использование игровых форм в процессе обучения делает его более содержательным и качественным:
-Игра вовлекает в активную познавательную деятельность всех, что делает ее эффективным средством в процессе обучения;
-Обучение через игру, через собственную деятельность обучающихся — это особый вид практики, при котором усваивается до 90 процентов информации;
-Игра — это свободная деятельность, которая позволяет участникам выбирать, само выражаться, само определяться и само развиваться;
-Игра имеет конкретный результат и побуждает обучающегося к достижению цели (победы) и осознанию пути к цели;
-В игре команды или отдельные обучающиеся изначально равны (нет сильных и слабых обучающихся: есть только игроки и команды); результат зависит от самого игрока, от его желания, навыков, настойчивости, способностей, характера;
-В игре все равны, чувство равенства, атмосфера энтузиазма и радости, ощущение выполнимости заданий — все это позволяет преодолеть свою застенчивость и положительно сказывается на результатах обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, что отвечает современным требованиям и является приоритетным при обучении.