Конспект организованной образовательной деятельности с детьми в младшей группе "Виды транспортных средств
Автор: Чекардова Анастасия Владимировна
Чекардова Анастасия Владимировна
МБДОУ № 5 «Зоренька» г. Мензелинск Республика Татарстан
Воспитатель
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми в младшей группе.
В данном конспекте предпринята попытка интеграции содержания целевых ориентиров образовательной области «Речевое развитие» с содержанием вариативного модуля «Безопасность жизнедеятельности на дорогах». Данный подход опирается на транспортную терминологию позволяющую развивать у детей моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков.
Тема: «Поможем Азамату создать мультфильм про транспортные средства».
Педагог рассказывает детям о видах транспортных средств и, в какой среде они движутся (воздушной, водной, наземной)
Цель: Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах посредством создания мультфильмов.
Задачи: -Учить детей основным образцам построения простых предложений (от 2 до 4 слов) для составления сюжета мультфильма про виды транспортных средств;
- развивать связную диалогическую и монологическую формы речи. Расширять словарный запас детей по транспортной терминологии;
- воспитывать интонационную выразительность речи, т.е. умение точно выражать свои мысли.
Словарная работа: активный словарь: воздушный, наземный, водный, транспортные средства; пассивный словарь: пилот, мульстанок.
Оборудование и материалы: кукла мальчик, демонстрационный материал по теме «Транспорт», мольберт, рабочие тетради, цветные карандаши, 3 картинки для фона, ноутбук, проектор, камера, станок для съемки перекладной анимации.
Предварительная работа: рассматривание демонстрационного материала по теме «Транспорт», беседы о назначении транспорта, рассматривание транспорта на улице, загадывание загадок.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Ход занятия:
Организационный момент
Воспитатель обращается к детям и говорит, что к ним пришел мальчик по имени Азамат и принес станок для создания мультфильма. Азамат работает в мультстудуии и ему дали задание сделать мультфильм на тему «Транспортные средства», но вот незадача Азамат совсем не знает ничего про транспортные средства.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Азатаму в создании мультфильма и расскажем какие бывают транспортные средства и для чего они предназначены, а помогут нам в этом загадки.
Вы согласны помочь Азамату?
Дети: Да, конечно!
Воспитатель: Азамат, ты посиди, послушай и запоминай. А вы ребята, отгадайте загадки:
(при отгадывании загадки, картинка- отгадка крепится к мольберту)
Отгадывание загадок
1. Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко,
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней. (Автомобиль.)
2.Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус.)
3. Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет,
Человек им управляет,
Что такое? (Самолёт.)
4. Я зашел в зеленый дом,
Но не долго пробыл в нем.
Оказался этот дом
Быстро в городе другом! (Поезд.)
5. По морям и океанам
Ходит путник неустанный
И бывалый мореход —
Пассажирский (Теплоход)
Работа по карточкам.
Воспитатель обращает внимание на мольберт на котором расположены карточки с изображением автобуса, автомобиля, самолет, поезд, теплоход и предлагает детям рассказать о каждом виде транспортного средства.
Воспитатель предлагает детям составить рассказ по картинкам – отгадкам.
Воспитатель: Молодцы! Ребята. Вы отгадали все загадки. А сейчас давайте попробуем по картинкам составить рассказ о каждом виде транспортного средства. Сначала расскажу я.
Воспитатель: Это автобус. Он большой, красный. Автобус предназначен для перевозки пассажиров. Это наземный вид транспорта. Им управляет водитель.
Воспитатель: А у нас есть среди картинок еще наземный транспорт?
Дети: Да, есть.
Воспитатель: Правильно, Катя, а теперь ты расскажи об автомобиле. Какой он и для чего предназначен.
Катя: Автомобиль желтый. Он двигается по дороге. Это наземный транспорт. Управляет им водитель.
(Если ребенок затрудняется, воспитатель задает наводящие вопросы: какой он? Для чего предназначен? Кто им управляет?)
Воспитатель: Дима, посмотри какие еще есть картинки?
Дима: Самолет.
Воспитатель: Дима, расскажи, что ты знаешь о самолете.
(Если ребенок затрудняется, воспитатель задает наводящие вопросы: какой он? Для чего предназначен? Кто им управляет?)
Дима: Самолет белый. Он летает по воздуху. Это воздушный транспорт.
Воспитатель: Правильно, Дима. А кто управляет самолетом?
Дети: Пилот.
Воспитатель: Правильно, это пилот. Давайте все вместе повторим это слово «пилот»
Дети за воспитателем повторяют слово «пилот»
Воспитатель: Ребята, а какие у нас еще картинки транспорта остались?
Саша: Поезд.
Воспитатель: Саша, выйди. Расскажи нам о нем. Какой рассказ можно составить о данном транспортном средстве?
(Если ребенок затрудняется, воспитатель задает наводящие вопросы: какой он? Для чего предназначен? Кто им управляет?)
Саша: Поезд зеленый. Он двигается по рельсам. Поезд наземный вид транспорта.
Воспитатель: Правильно, Саша. А управляет поездом машинист. Поезда перевозят людей, товары, уголь. Поэтому он бывает грузовой и пассажирский. Давайте повторим эти слова: «грузовой», «пассажирский»
Дети за воспитателем повторяют слова: «грузовой», «пассажирский»
Воспитатель: Ребята, у нас еще осталась картинка?
Марина: Да, это корабль.
Воспитатель: Марина, выйди, составь рассказ о корабле.
(Если ребенок затрудняется, воспитатель задает наводящие вопросы: какой он? Для чего предназначен? Кто им управляет?)
Марина: Это корабль. Он белый. Корабль водный вид транспорта. Кораблем управляет капитан.
Воспитатель: Правильно, Марина. Корабль плывет по морю, это водный вид транспорта.
Физкультминутка «Качаем насос»
Педагог обращает внимание детей на картинку с изображением автобуса со спущенным колесом и предлагает накачать его колеса большим насосом (воспитатель демонстрирует движения).
- Громко и протяжно произносим звук «С».
(Ноги на ширине плеч, руки имитируют движение «качаем насосом» С-С-С.)
- А, теперь, накачаем колесо у велосипеда. Для этого нам понадобится насос. Для грузовика был большой, а для велосипеда какой?
- Маленький!
- Правильно!
- А маленький насос качает тихо и быстро, значит, произносим звук «с» тихо и быстро.
(Ноги – вместе, руки имитируют движение «качаем насосом» с-с-с.)
Работа в тетради
Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами сейчас подойдем за столы и посмотрим, какое сегодня задание нам приготовил Азамат в рабочей тетради.
(Выполнение задания в рабочей тетради страница 10, задание №6)
Соединить линией транспортные средства со средой в которой они передвигаются (воздушный, водный, наземный).
Каждое транспортное средство проговаривается хором и совместно определяют для него подходящую среду (картинки). При выполнении задания обратить внимание детей на осанку и положение кисти руки при работе с карандашом.
Работа у мультстанка. Составление сюжета мультфильма
Воспитатель: Педагог предлагает детям пройти к мультстудии. Ребята, мы с вами обьяснили Азамату, что такое транспортные средства , а сейчас давайте покажем как мы снимаем мультфильм? У меня есть 3 фона: первый -изображение моря , второй- изображение неба, третий- изображение дороги. К ним мы должны подобрать подходящие картинки транспортных средств , из тех которые лежат у меня на столе: автобус, самолет, теплоход
1 сюжет . Фон море.
Воспитатель: Это море. Какой вид транспорта подходит к этому фону?
Дети: Водный.
Воспитатель: Ляйля, положи картинку. Покажи нам, как двигается теплоход.
(Ребенок подходит к мультстанку, кладет на фон с изображением моря картинку теплохода и двигает его по волнам. В это время воспитатель нажимает на мульстанке съемку кадров. Во время работы на станке каждый ребенок проговаривает свои действия: теплоход плывет по волнам)
Воспитатель: Правильно, Ляйля, Теплоход плывет по волнам. Молодец!
2 сюжет. Фон небо.
Воспитатель: Ребята, какой вид транспорта, подходит для этого фона?
Миша: Самолет.
Воспитатель: Правильно, Миша. Выйди, положи картинку. Покажи нам, как он двигается.
(Ребенок подходит к мультстанку, кладет на фон с изображением облаков картинку с изображением самолета и двигает его по небу. В это время воспитатель нажимает на мульстанке съемку кадров. Во время работы на станке каждый ребенок проговаривает свои действия: самолет летит по небу)
Воспитатель: Правильно, Миша. Самолет летит по небу. Молодец!
3 сюжет. Фон с изображением дорожной разметки.
Воспитатель: Ребята, для какого вида транспорта подходит этот фон?
Света: Наземный вид транспорта.
Воспитатель : Правильно, Света. Какую картинку ты возьмешь?
Света: Автобус.
Воспитатель: Покажи, Света как он двигается, где ты его разместишь.
Света: На дороге.
(Ребенок подходит к мультстанку, кладет на фон с изображением дорожной разметки картинку автобуса и двигает его по дороге. В это время воспитатель нажимает на мульстанке съемку кадров. Во время работы на станке каждый ребенок проговаривает свои действия: автобус передвигается по дороге)
Воспитатель: Правильно, Света. Молодец!
Воспитатель: Стоп съемка. Сейчас я предлагаю вам посмотреть, что у нас получилось.
(Просмотр полученных эпизодов мультфильма)
Воспитатель: Какие красивые фотографии мы с вами сделали, но нашему другу Азамату пора домой.
Воспитатель: С чем вы сегодня познакомили Азамата?
Дети: С транспортными средствами.
Воспитатель: Про какие виды транспорта мы снимали мультфильм?