Особенности патриотического воспитания младших школьников на современном этапе
Автор: Борщевский Михаил Васильевич
«Особенности патриотического воспитания младших школьников на современном этапе».
Основными задачами патриотического воспитания младших школьников на современном этапе является формирование духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа. Воспитание чувства собственного достоинства у школьника как представителя своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Особенностями проявления патриотических чувств у детей младшего школьного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребёнка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, как отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.
Передавая ученикам знания, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств.
Важно помнить, что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция- это самые сильнодействующие факторы воспитания.
В процессе работы по патриотическому воспитанию младших школьников решаются следующие задачи:
1.Задачи эстетического и нравственного воспитания.
Самое существенное в воспитании нравственных чувств- это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, труде, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни.
2. Задачи физического воспитания.
Развитие смелости, ловкости, особенно в спортивных играх с военно- патриотическим содержание.
3. Задачи трудового воспитания.
Поощрение трудовой деятельности младших школьников, в основе которой лежит желание сделать что- то для других. Труд с общественной мотивацией следует организовать и дома, и в школе, а не от случая к случаю. Он необходим для формирования личности.
Нужно приучать младших школьников добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели, воспитывать бережное отношение к общественному добру, к природе родного края.
4.Формирование бережного отношения к природе.
Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе будь то уход за животными, подкормка птиц, выращивание цветов сочетались с воспитанием любви к родному краю, с желанием работать вместе со взрослыми по его благоустройству.
Методы работы по патриотическому воспитанию- это целевые прогулки и экскурсии, наблюдения, рассказ, беседы о родном городе, использование иллюстраций, разучивание стихов и песен о Родине, пословиц, поговорок, прослушивание музыкальных произведений, знакомство с произведениями народного творчества, привлечение к посильному общественному труду, поощрение инициативы и стремления самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, хорошо вести себя в общественных местах, воспитания уважения к ветеранам войны и труда. Необходимо рассказывать о подвигах воинов, а также устраивать тематические праздники.