Творческий проект "Богатство русского народного творчества
Автор: Щербакова Светлана Николаевна
Творческий проект:
«Богатство русского народного творчества»
Паспорт проекта
Руководители проекта: Некипелова Т.П., Понамарёва Н.Ю..
Участники: воспитанники старшей группы.
Вид проекта:
- По количеству участников: групповой;
- По приоритету метода: творческий;
- По контингенту участников: дети 5-6 лет;
- По продолжительности: краткосрочный .
Актуальность проекта
Данный проект в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ оказывает большое влияние на духовное и нравственное воспитание.
Человек, который не изучает творчество своего народа, не интересуется им, не может считать себя гражданином своего Отечества. Любовь к Родине зарождается в раннем детстве, когда ребёнок особенно восприимчив ко всему новому, яркому. Народно-прикладное творчество несёт в себе много национальных традиций, оно тесно связано с тем, чем живёт народ в настоящее время и чем он жил в прошлом. Народно-прикладное искусство благотворно влияет на развитие фантазии, образного мышления детей, на активизацию процесса их творчества.
Детское творчество, как и народное искусство, является проявлением эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они себя выявляют в практической деятельности. И чувства, которые испытывает ребенок, преображают натуру, представляя ее в условно-перевоплощённом виде, сообщают ее в особое очарование, сказочное, поэтические и романтические черты. При взгляде на такие произведения ощущаешь отношение маленького художника, настроения и чувства, которые им владели, – радость, изумление, восхищение, озорство, нежность.
Проектировочный компонент
Проблема: Необходимость развить у детей эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству через декоративно-прикладное искусство и творческие способности в процессе продуктивной деятельности, оформление мини-музея «Дивная роспись».
Цель: создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре.
Задачи:
- Способствовать формированию патриотических чувств у детей: любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории.
- Продолжать знакомство детей с народным декоративно- прикладным искусством.
- Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям.
- Создать условия для активации творческого мышления детей.
- Способствовать развитию памяти детей дошкольного возраста путем дополнительных ассоциативных привязок.
- Продолжать учить преобразовывать абстрактные символы в образы.
- Расширять сотрудничество с родителями.
- Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми
Гипотеза: объяснить актуальность, важность проблемы, необходимость формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о культуре и видах творчества русского народа. Создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.
Интеграция образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно – эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Подготовительный этап:
- Разработка стратегии реализации проекта.
- Постановка цели и разбивка на веер задач.
- Изучение методической литературы.
- Подбор русских народных сказок, былин, стихов и потешек для детей 5-6 лет.
- Изготовление атрибутов к спектаклю .
- Создание условий для самостоятельной деятельности: альбомы «Герои русских народных сказок», «История русского народа», «Русские народные промыслы», настольные игры: «Собери сказку» и т.п , стенды с изделиями народных промыслов.
- — приготовление материалов для художественного творчества (цветная бумага, картон, клей, карандаши, акварель, пластилин);
Предполагаемый результат:
- развитие эстетического восприятия, уметь созерцать красоту народного прикладного искусства;
- создание благоприятных условий для развития ребенка и проявления творческих способностей в продуктивной деятельности;
- умение создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, использовать цветовой строй и элементы композиции, уметь использовать для украшения оживки;
- создание мини-музея «Дивная роспись»
Продукт проектной деятельности:
— выполнение работ по изобразительной деятельности;
— выполнение работ из пластилина;
— выполнение работ из бумаги «Папье-маше»;
— выставка детского творчества;
Презентация проекта:
-выставка « Дивная роспись»;
-создание мини-музея «Русская горница».
План реализации проекта:
Образовательные области | Виды деятельности | |
Социально – коммуникативное развитие
|
Сюжетно-ролевые игры:
-Спектакль «Рукавичка»; -Спектакль «Зимовье зверей». Дидактические игры: -«Узнай из какой сказки это выражение»; — «Одень куклу в русский народный костюм»; -«Подбери узор к игрушке»; -«Помоги Машеньке найти корзинку»; -«Определи и назови промысел»; Ручной труд: -Рисование с элементами «Городецкая роспись»; -Лепка «Дымковская игрушка»; -Аппликация «Предметы русского быта» (Папье-маше); -Аппликация «Дымковская барышня». -Рисование «Предметы русского быта»; -Рисование « Хохломские чудеса», «Гжель»; -рисование «Укрась матрешку сказочным узором». Беседы: -Беседа об обычаях и традициях русского народа. ——Беседа об истории русского народа. -Беседа о художественных промыслах. |
|
Познавательное развитие |
-знакомство с понятиями музей;
-знакомство с народно — прикладным искусством; -знакомство с видами росписи; — просмотр презентации. -«Большая история маленькой игрушки»; — Знакомство с разными профессиями в старину; |
|
Речевое развитие |
-Рассматривание сюжетных картин и составление описательных и повествовательных рассказов по ним;
-Знакомство с произведениями малых форм народного фольклора ( песенки, считалки, загадки, стихи, потешки и т. д.); — Заучивание наизусть понравившихся произведений; -Чтение былины «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»; -Чтение сказок «Гуси-лебеди», «Хаврошечка», «Царевна-лягушка», «Теремок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». |
|
Художественно – эстетическое развитие |
Рисование:
-посуда «Хохломская роспись» (раскраски); — « Дымковская красавица» (раскраски);
|