Подготовка к обучению грамоте детей с ОВЗ
Автор: Потапова Ирина Сергеевна
Подготовка детей с ОВЗ к обучению к школе становится особенно актуальной в связи с новыми федеральными государственными образовательными стандартами. У детей особенно выражена низкая речевая активность, несформированность речи и, как следствие, ее отставание. Из – за недостаточно развитого фонематического слуха возникают трудности в различении фонем. Также у детей с ОВЗ наблюдается эмоциональная незрелость и нарушения в познавательной деятельности. Детям данной категории особенно трудно усвоить определённые знания, умения и навыки и подготовиться к обучению грамоте. С каждым годом растёт число школьников, страдающих нарушением письменной речи. Нарушения чтения и письма чаще всего возникает в результате общего недоразвития всех компонентов языка. Предупреждение данных трудностей является сейчас актуальной проблемой в педагогике начального образования и коррекционной педагогике.
Овладение грамотой – сложная деятельность, которая требует определенной степени зрелости многих психических функций ребенка и достаточно высокого уровня развития устной речи. Если дети с нормальной речью на протяжении всего дошкольного возраста усваивают словарный запас, овладевают грамматическими формами, приобретают готовность к овладению звуковым и морфологическим анализом слов, то у детей с ОВЗ происходит отставание в развитии этих процессов. Так как коррекционное обучение началам грамоты имеет цели: сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте и овладению звуко-буквенным анализом и синтезом, была разработана система специальных упражнений, направленная на подготовку детей к обучению грамоте и овладению её элементами. Все упражнения проводятся в игровой занимательной форме, поскольку игра – основной вид деятельности детей – дошкольников. Практический опыт показывает, что обучение в игре идёт значительно быстрее и прочнее, нежели при использовании только дидактических приемов. Использование игры на занятиях по обучению грамоте помогает мне снять у детей напряжение, вести изучение и закрепление трудного (теоретического) материала. Использование игровых приемов на занятиях по обучению грамоте и развитию речи наиболее эффективный способ повышения эмоциональной, речевой и познавательной активности ребенка.
Занятия первого года обучения.
- Знакомство с гласными звуками и буквами, определение первого гласного звука в словах
- Закрепление согласных звуков и соотнесение их с буквами.
- Закрепление согласных звуков и соотнесение их с буквами
- Дифференциация звуков: гласные – согласные звонкие – согласные глухие.
- Выделение первого звука из слов и подбор звуков к схеме.
Занятия второго года обучения. Обучение звуковому анализу.
- Знакомство со словом и предложением. Моделирование предложения
- Чтение слов. Деление слов на слоги.
Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. От неё зависит и полнота познания окружающего мира, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом. Особенно актуальной становится эта проблема по отношению к детям с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, так как становление связной речи у таких детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется определёнными качественными особенностями. Дети с задержкой психического развития довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной форме речи. Переход же к самостоятельному связному высказыванию очень труден для этих детей. Развитие связной речи является наиважнейшим условием успешности обучения ребенка в школе.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Составление предложений со словами
Формирование связной речи у детей с ОВЗ приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с задержкой психического развития предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания. Для успешной коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи дошкольников мы используем на занятиях наш развивающий центр. На нём выкладываем серии последовательных картинок и способствуем формированию связного высказывания, обучаем детей пересказыванию, рассказыванию с использованием мнемодорожек.