+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Этапы развития и формирования грамматической стороны речи у дошкольников

Автор: Тарасова Татьяна Константиновна

Ключевые слова: грамматический строй; речь; дошкольный возраст; интеллект; высшие психические процессы.

Сведения об авторе: Тарасова Татьяна Константиновна.

Место работы: воспитатель в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении городского округа Тольятти детский сад   № 210  "ЛАДУШКИ"

Контактная информация:445033, г. Тольятти, ул. 70 лет Октября, 13.                    E-mail: tanyuscha.iljina@yandex.ru

Грамматический строй - совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов). Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень подразумевает способность владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический -  умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении [9]. Единая структура языка включает такие разделы как лексика, грамматика и фонетика. Академик В. В. Виноградов отмечал: «что структура языка, являющаяся единым организмом, а также все ее составные части, находятся в логических взаимоотношениях, связанных друг с другом». Так, например, существует и прослеживается параллель между формированием звукового строя, грамматики, словарного состава [4]. В литературе вопросам поэтапности становления речи при ее нормальном развитии уделяется достаточно много внимания. В монографии А. Н. Гвоздева, в работах Г. Л. Розенгард-Пупко, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Н. Х. Швачкина, Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейна, О.И. Соловьева, В. И. Бельтюкова и других детально представлено становление речи у детей раннего детства. Первоначально считалось, что в процессе наблюдения происходит усвоение норм родного языка через восприятие речи взрослого. Одним из представителей такого мнения были философы середины XVIII в. Д. Локк и Д. Юм [6]. Антагонистом данного направления является Н. Хомский, который утверждал, что овладение языком можно объяснить наличием у ребенка врожденной предрасположенности, за счет которой и формируется язык. Н. Хомский полагал, что ребенок рождается с способностью к усвоению языка.                         Другие ученные склонны рассматривать механизм усвоения ребенком родного языка с точки зрения способности к умственному восприятию и переработке внешней информации. Данный подход подразумевает, что процесс усвоение языка связан с общим развитием ребенка и развитием всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика и «активизируется» при поступлении новой информации.  Приверженцем когнитивной модели является Ж. Пиаже, который рассматривал язык как совокупность мыслительных операций и процесса их восприятия органами чувств, т. е. считал, что ребенок не может выражать правила в языке, если они у него не сформированы. Л. С. Выготский полагал, что речь и высшие психические процессы связаны общей программой стадийного формирования психики, в которой они функционируют параллельно, поддерживая и обуславливая друг друга [1]. Разделяя ту или иную точку зрения на истоки формирования механизмов усвоения языка, авторы с разных позиций анализируют этапы речевого развития. Г. Л. Розенгард-Пупко рассматривает два этапа формирования речи: до 2-х лет — подготовительный; от 2-х лет и далее — этап самостоятельного становления речи. Основываясь на исследованиях А. А. Леонтьева, можно примерно выделить основные этапы речевого развития, сформулировать симптоматику, на которую педагогу необходимо обратить внимание. [3]. Мы затронем подробно четыре этапа: 1) подготовительный (с момента рождения— до года); 2) преддошколъный (от года до 3 лет); 3) дошкольный (от 3 до 7 лет); 4) школьный (от 7 до 17 лет). Подготовительный этап. Рождается ребенок с хорошим криком. Крик — первая голосовая реакция ребенка. Крик и плач ребенка способствуют развитию артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата. Период «гуления» наблюдается у всех детей. Уже в 1,5 месяца, а в 2—3 месяца ребенок воспроизводит такие звукосочетания, как а-а-бм-бм, бль, у-гу, бу и т. д. Впоследствии они станут основой для становления членораздельной речи. Процесс «гуления» у всех детей народов мира одинаковый. В 4 месяца усложняются звуковые сочетания: появляются новые, типа гн-агн, ля-аля, рн и т. д. В норме «гуление» постепенно переходит в лепет. Неверно думать, что лепет — это механическое воспроизведение слоговых сочетаний. В 7,0—8,5 месяцев детям доступно произнесение слогов типа ба-ба, дя-дя, деда и т. д., производя соотнесение их с определенными окружающими людьми. «Ма-ма» (мама) — говорит ребенок, и это относится именно к маме. В общении со взрослыми ребенок постепенно учится подражать интонации, темпу, ритму, мелодичности, а также воспроизводить звуковые элементы звучащей речи окружающих. В возрасте 9-10 месяцев расширяется число лепетных слов. В 8,5—9,0 месяцев лепет становится интонационно окрашенным. Однако при снижении слуховой функции гуление «затухает», и это нередко является диагностическим признаком. Преддошкольный этап. В этот период увеличивается число лепетных слов, используемых ребенком. На данном этапе происходит активизация внимания ребенка к речи окружающих, усилением его речевой активности. Ребенок говорит слова, которые имеют несколько значений: одновременно одним и тем же лепетным сочетанием ребенок обозначает несколько понятий, например, «бах» — упал, лежит, споткнулся; «дай» — отдай, принеси, подай; «биби» — идет, лежит, катается, машина, самолет, велосипед. После полутора лет начинается рост активного словаря детей, появляются первые предложения, состоящие из аморфных словкорней: — Папа, ди (папа, иди). — Ма, да кх (мама, дай кису) Из наблюдений видно, что дети не сразу овладевают правильной речью: некоторые компоненты языка усваиваются раньше, другие позже. Это связано с тем, что дети запоминают слова простые по звучанию. Постепенное формирование грамматических категорий является показателем активного речевого развития детей. Также важно отметить этап «физиологического аграмматизма», когда ребенок пользуется в общении предложениями соответствующего грамматического оформления: «Мама, дай кука» (Мама, дай куклу); «Вова нет тина» (У Вовы нет машины). В норме этот период длится всего несколько месяцев, и к трем годам ребенок способен употреблять простые грамматические конструкции. Детская речь характеризуется способностью ребенка использовать свой лексический запас в разных типах предложений. К 2,5—3,0 годам дети пользуются трех-четырехсловными предложениями, используя частичные грамматические формы (иди — идет — идем — не иду; кукла— кукле— куклу). В 1—3 года ребенок многие звуки родного языка переставляет, опускает, заменяет более простыми по артикуляции. Это объясняется возрастным несовершенством артикуляционного аппарата, недостаточным уровнем восприятия фонем. Отличительным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно ритмических, мелодических контуров слов, например: касянав (космонавт), пиямида (пирамида), итая (гитара), титаясъка (чебурашка), синюська (свинюшка). Как отмечает Н. С. Жукова, овладевая навыком построения несложных предложений и изменения слов по падежам, числам, лицам и временам отмечается качественный динамика в речевом развитии. [2]. Следовательно, завершение преддошкольного периода характеризуется тем, что дети овладевают навыком межличностного общения, используя простые распространенные предложения. В три года практически завершается анатомическое созревание речевых зон мозга. Ребенок усваивает основные грамматические формы родного языка, накапливает словарный запас. Необходимо немедленно проконсультироваться с логопедом, проверить физиологический слух ребенка и организовать коррекционные занятия с ним в условиях ясельной или дошкольной логопедической группы  если в 2,5— 3,0 года ребенок общается только с помощью лепетных слов и обрывков лепетных предложений: гаки (глазки), ноти (ножки), око (окно), дев (дверь), ути (руки), да тина (дай машину), — необходимо немедленно проконсультироваться с логопедом, проверить физиологический слух ребенка и организовать коррекционные занятия с ним в условиях ясельной или дошкольной логопедической группы.

Дошкольный этап является самым интенсивным в речевом развитии детей. Как правило происходит расширение словарного запаса. Ребенок начинает активно использовать все части речи, постепенно формируются навыки словообразования, словоизменения. Такие авторы как Т. Н. Ушакова, С. Н. Цейтлин выделяют этап детского словотворчества. После трех лет дети свободно общаются не только при помощи грамматически правильно построенных простых предложений, но и многих видов сложных предложений, с использованием союзов и союзных слов (чтобы, потому что, если, тот... который и т. д.): — Я нарисую Таму сю зеленкой, потому что она все время болеет. — Около ушек у меня волосики будут длинные, так как это мои завлекалочки. — Мы все превратимся в сосульки, если подует злой и сердитый ветер. В возрасте пяти-шести лет высказывания детей достаточно логичны, улавливается конкретная закономерность изложения. Дети активно используют воображение, придумывают эпизоды, которых в действительности не было. Совершенствуется слуховое восприятия, благодаря которому осуществляется контроль за собственным произношением. В этот период также формируется языковое чутье, что обеспечивает свободное межличностное общение. К концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. В школьный период совершенствуется связная речь. Дети полностью овладевают звуковым анализом и синтезом. Данный этап характеризуется формированием письменной речи. В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе подчеркивается, что предпосылки развития речи определяются двумя процессами. Одним из них является неречевая предметная деятельность самого ребенка, т. е. познание предметов и явлений окружающего мира. Вторым важнейшим фактором развития речи выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком. Таким образом, развитие психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти), расширение знаний об окружающем мире, достаточный сенсорный опыт ребенка, качественные изменения его деятельности формирует и грамматический строй речи ребенка в количественном и качественном аспектах.

Список используемой литературы

1.     Выготский,  Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. Изд. 5-е, испр. М. : Лабиринт, 1999. – 124с.

2.     Жукова, Н. С. Преодоление ОНР у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. М. : Просвещение, 1999. – 176с.

3.     Леонтьев, А. А. Психологическая структура значения // Семантическая структура слова. М. : 1971. – 284с.

4.     Правдина, О. В. Детские церебральные параличи и пути их преодоления / О. В. Правдина, Е. Н. Винарская, М. Б. Эйдинова. — М. : 1959. – 187с.

5.     Репина, З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи : учеб. пособие / З. А. Репина ; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995. – 142с.

6.     Седов, К. Ф. Онтопсихолингвистика. Становление коммуникативной компетенции человека / К. Ф. Седов. М. : Лабиринт, 2008. – 146с.

7.     Ушакова, Т. Н. Рождение слова: проблемы психологии речи и психолингвистики / Т. Н. Ушакова. М. : Ин-т психологии РАН, 2011.