+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для среднего дошкольного возраста "Прямоугольник

Автор: Шинкоренко Ирина Григорьевна

Цель:Познакомить детей с прямоугольником и его свойствами.

Задачи:

Образовательные:

Формировать представление о прямоугольнике.Закреплять умение распознавать прямоугольник среди фигур разной формы.

Закрепить счет до 5, умение соотносить цифру с количеством.

Закрепить представление о квадрате.

Развивающие:

Тренировать мыслительные операции анализ и синтез, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, мелкую моторику рук, фантазию, воображение, смекалку, логическое мышление, творческие способности.

Воспитательные:

Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя, закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает». Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, взаимовыручку.

Материалы к занятию:Демонстрационный: квадрат, прямоугольник, изображение елки, человечка, карточки с цифрами 1-5, карточки с геометрическими фигурами.

Раздаточный: квадрат, прямоугольник, карточка с нарисованной на ней речкой.

Ход занятия:

Организационный момент:Дети встают в круг вместе с воспитателем.                                                Ребята, какое у вас настроение?                                                                             Я очень рада, что у вас хорошее настроение.(приветствие гостей)Введение в игровую ситуацию.Дети стоят  вокруг воспитателя.- Водили ли вас родители  в театр? (выслушиваются ответы детей,после чего воспитатель предлогает детям отправиться в театр, но не только затем, чтобы посмотреть спектакль, но и для того, чтобы поучаствовать в нём).- Хотите посмотреть в театре спектакль и поучаствовать в нём?- Сможете?Актуализация знаний.

-Что нужно сделать, прежде чем пойти в театр?(Выслушиваются  ответы детей, после чего уточняется, что для того чтобы пойти в театр, надо купить билет.)Билет –это карточки, на которых изображено разное количество одинаковых геометрических фигур(от 1до5)  – кругов, треугольников, квадратов, овалов. На стульях лежат карточки с цифрами от 1 до 5.                                                                         - Вам нужно занять место, на котором записана цифра, показывающая количество фигур на вашем билете. Эта цифра должна быть такого же цвета, как и ваши фигуры.После того как все дети рассядутся, проверяются билеты.

 - Сколько фигур на твоем билете?

Дети отвечают, согласовывая числительное с существительным, (на моём билете три квадрата, кругов, овалов, треугольника и т.п.)

-Знаете ли вы, как надо вести себя в театре? (ответы детей)   - Почему нельзя шуметь, разговаривать, ходить во время спектакля?

После проверки билетов начинается представление.

Воспитатель выставляет на магнитную доску квадрат и прямоугольник.

-Жили – были два друга. - Пошли они как-то в лес.

Воспитатель помещает на доску ёлку, высота которой равна длинной стороне прямоугольника.

-Вдруг слышат друзья, что кто-то плачет.                                                                          - Как вы думаете, кто и почему может плакать в лесу?

Выслушиваются  все ответы детей, после чего воспитатель рассказывает, что в лесу плачет человек, который заблудился, и выставляет изображение человечка.- Ходит человек по лесу, ходит, пытается из – за деревьев увидеть свой дом. Но деревья высокие, не видно дома.                                                                                                      - Человек обратился за помощью к квадрату«Можно я заберусь на вас и посмотрю, где мой дом?»

Воспитатель ставит человечка на квадрат. Высота человечка, стоящего на квадрате, не должна превышать высоты елки.

-Как вы думаете, увидел человек свой дом? (нет)                                                              - Почему он не смог этого сделать? (Потому что елка выше человечка, стоящего на квадрате.)-Как быть?

Выслушиваются  все предположения  детей. Если никто из детей не предложит воспользоваться услугами второго друга, воспитатель задаёт вопрос:

- Может быть, человеку сможет помочь второй друг(показ на прямоугольник)?

 

Если дети не догадываются повернуть прямоугольник, воспитатель задаёт наводящие вопросы:

- Давайте попробуем повернуть квадрат (переворачивает).

-Что-то изменилось (Нет.)

-Почему?(Потому что у квадрата все стороны ровны)

- А у второй фигуры тоже одинаковыестороны ? (Нет.)

После того как дети догадались поставит прямоугольник на короткую сторону,ставим  на него человечка.

 –Теперь сможет человек увидеть свой дом?

Воспитатель предлогает сравнить две фигуры – двух друзей.

- Чем они похожи? - Сколько у них сторон, сколько углов?

Вместе приходим к выводу: у обеих фигур по 4 угла и по 4 стороны.

- Почему вторая фигура смогла помочь человеку? (У нее две стороны короткие, а две – длинные.)

Затруднение в ситуации.

- Человечек хочет поблагодорить вторую фигуру которая ему помогла, но не знает, как ее зовут, и спрашивает об этом детей. (Возникает затруднение, так как дети не знают, название прямоугольника.                                                                                                      - Смогли вы помочь человеку? (Нет)                                                                                             - Почему не смогли? (Потому что не знаем, как называется эта фигура)

Открытие нового материала.

- Как надо поступить, если не знаешь чьего либо имени? (Надо у него спросить, надо познакомиться.) Дети спрашивают у прямоугольника, как его зовут, а затем вместе с человеком благодарят прямоугольник.

Фиксирую внимание детей на том, что они познакомились с новой фигурой – прямоугольником.

Включение нового знания в систему знаний.

Дети собираюся около воспитателя.

- Человечек, взобравшись на прямоугольник, увидел свой дом.

- Человечеку надо помочь добраться до дома. Поможем ему ребята.

Прежде чем мы отправимся в путь, я предлогаю немного отдохнуть:

 

«Быстро встали, улыбнулись

Выше – выше потянулись.

Ну – ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали.

И на месте побежали.

 

- Вот мы и пришли.

Дети садятся за столы, на которых для каждого приготовлена карточка с нарисованной на ней речкой, а также квадрат и прямоугольник коричневого цвета. Ширина реки не одинакова и в самой узкой части чуть больше стороны квадрата.

-Дом человека находится за рекой. Нам надо помочь человеку перебраться через речку.                                                                                                                                        - Дом человека находится за рекой.                                                                                               - Как человек может перебраться через реку?

Дети предлагают переплыть на лодке, перебраться через реку вплавь и т. п., построить мост. Воспитатель, показывая на квадрат и прямоугольник, говорит детям, что это дощечки, из которых можно построить мост.

- Какой формы дощечки лежат на столе? (ответы детей)

- Квадрат и прямоугольник – это дощечки, из которых можно построить мост. Но для строительства можно взять только одну дощечку.

Детям предоставляется самостоятельность.

- Смогли вы из квадрата сделать мост? (Нет)

- Почему не смогли?(Река шире квадрата.)

После выполнения задания задается детям вопрос:

- Почему с помощью прямоугольника вам удалось построить мост?

Дети с помощью воспитателя  еще раз фиксируют полученный ранее вывод: у квадрата все стороны одинаковые, а у прямоугольника две стороны длинные, а две короткие.

Осмысление.

Восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, и создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя.

- Где мы сегодня побывали?                                                                                                              - Чем мы помогли человечку?

Воспитатель хвалит  детей и сообщает о том, что они сумели помочь человечку найти свой дом, помогли построить через речку мост, потому что знают, чем прямоугольник отличается от квадрата.