Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для среднего дошкольного возраста "Прямоугольник
Автор: Шинкоренко Ирина Григорьевна
Цель:Познакомить детей с прямоугольником и его свойствами.
Задачи:
Образовательные:
Формировать представление о прямоугольнике.Закреплять умение распознавать прямоугольник среди фигур разной формы.
Закрепить счет до 5, умение соотносить цифру с количеством.
Закрепить представление о квадрате.
Развивающие:
Тренировать мыслительные операции анализ и синтез, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, мелкую моторику рук, фантазию, воображение, смекалку, логическое мышление, творческие способности.
Воспитательные:
Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя, закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает». Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, взаимовыручку.
Материалы к занятию:Демонстрационный: квадрат, прямоугольник, изображение елки, человечка, карточки с цифрами 1-5, карточки с геометрическими фигурами.
Раздаточный: квадрат, прямоугольник, карточка с нарисованной на ней речкой.
Ход занятия:
Организационный момент:Дети встают в круг вместе с воспитателем. Ребята, какое у вас настроение? Я очень рада, что у вас хорошее настроение.(приветствие гостей)Введение в игровую ситуацию.Дети стоят вокруг воспитателя.- Водили ли вас родители в театр? (выслушиваются ответы детей,после чего воспитатель предлогает детям отправиться в театр, но не только затем, чтобы посмотреть спектакль, но и для того, чтобы поучаствовать в нём).- Хотите посмотреть в театре спектакль и поучаствовать в нём?- Сможете?Актуализация знаний.
-Что нужно сделать, прежде чем пойти в театр?(Выслушиваются ответы детей, после чего уточняется, что для того чтобы пойти в театр, надо купить билет.)Билет –это карточки, на которых изображено разное количество одинаковых геометрических фигур(от 1до5) – кругов, треугольников, квадратов, овалов. На стульях лежат карточки с цифрами от 1 до 5. - Вам нужно занять место, на котором записана цифра, показывающая количество фигур на вашем билете. Эта цифра должна быть такого же цвета, как и ваши фигуры.После того как все дети рассядутся, проверяются билеты.
- Сколько фигур на твоем билете?
Дети отвечают, согласовывая числительное с существительным, (на моём билете три квадрата, кругов, овалов, треугольника и т.п.)
-Знаете ли вы, как надо вести себя в театре? (ответы детей) - Почему нельзя шуметь, разговаривать, ходить во время спектакля?
После проверки билетов начинается представление.
Воспитатель выставляет на магнитную доску квадрат и прямоугольник.
-Жили – были два друга. - Пошли они как-то в лес.
Воспитатель помещает на доску ёлку, высота которой равна длинной стороне прямоугольника.
-Вдруг слышат друзья, что кто-то плачет. - Как вы думаете, кто и почему может плакать в лесу?
Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель рассказывает, что в лесу плачет человек, который заблудился, и выставляет изображение человечка.- Ходит человек по лесу, ходит, пытается из – за деревьев увидеть свой дом. Но деревья высокие, не видно дома. - Человек обратился за помощью к квадрату: «Можно я заберусь на вас и посмотрю, где мой дом?»
Воспитатель ставит человечка на квадрат. Высота человечка, стоящего на квадрате, не должна превышать высоты елки.
-Как вы думаете, увидел человек свой дом? (нет) - Почему он не смог этого сделать? (Потому что елка выше человечка, стоящего на квадрате.)-Как быть?
Выслушиваются все предположения детей. Если никто из детей не предложит воспользоваться услугами второго друга, воспитатель задаёт вопрос:
- Может быть, человеку сможет помочь второй друг(показ на прямоугольник)?
Если дети не догадываются повернуть прямоугольник, воспитатель задаёт наводящие вопросы:
- Давайте попробуем повернуть квадрат (переворачивает).
-Что-то изменилось (Нет.)
-Почему?(Потому что у квадрата все стороны ровны)
- А у второй фигуры тоже одинаковыестороны ? (Нет.)
После того как дети догадались поставит прямоугольник на короткую сторону,ставим на него человечка.
–Теперь сможет человек увидеть свой дом?
Воспитатель предлогает сравнить две фигуры – двух друзей.
- Чем они похожи? - Сколько у них сторон, сколько углов?
Вместе приходим к выводу: у обеих фигур по 4 угла и по 4 стороны.
- Почему вторая фигура смогла помочь человеку? (У нее две стороны короткие, а две – длинные.)
Затруднение в ситуации.
- Человечек хочет поблагодорить вторую фигуру которая ему помогла, но не знает, как ее зовут, и спрашивает об этом детей. (Возникает затруднение, так как дети не знают, название прямоугольника. - Смогли вы помочь человеку? (Нет) - Почему не смогли? (Потому что не знаем, как называется эта фигура)
Открытие нового материала.
- Как надо поступить, если не знаешь чьего либо имени? (Надо у него спросить, надо познакомиться.) Дети спрашивают у прямоугольника, как его зовут, а затем вместе с человеком благодарят прямоугольник.
Фиксирую внимание детей на том, что они познакомились с новой фигурой – прямоугольником.
Включение нового знания в систему знаний.
Дети собираюся около воспитателя.
- Человечек, взобравшись на прямоугольник, увидел свой дом.
- Человечеку надо помочь добраться до дома. Поможем ему ребята.
Прежде чем мы отправимся в путь, я предлогаю немного отдохнуть:
«Быстро встали, улыбнулись
Выше – выше потянулись.
Ну – ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали.
И на месте побежали.
- Вот мы и пришли.
Дети садятся за столы, на которых для каждого приготовлена карточка с нарисованной на ней речкой, а также квадрат и прямоугольник коричневого цвета. Ширина реки не одинакова и в самой узкой части чуть больше стороны квадрата.
-Дом человека находится за рекой. Нам надо помочь человеку перебраться через речку. - Дом человека находится за рекой. - Как человек может перебраться через реку?
Дети предлагают переплыть на лодке, перебраться через реку вплавь и т. п., построить мост. Воспитатель, показывая на квадрат и прямоугольник, говорит детям, что это дощечки, из которых можно построить мост.
- Какой формы дощечки лежат на столе? (ответы детей)
- Квадрат и прямоугольник – это дощечки, из которых можно построить мост. Но для строительства можно взять только одну дощечку.
Детям предоставляется самостоятельность.
- Смогли вы из квадрата сделать мост? (Нет)
- Почему не смогли?(Река шире квадрата.)
После выполнения задания задается детям вопрос:
- Почему с помощью прямоугольника вам удалось построить мост?
Дети с помощью воспитателя еще раз фиксируют полученный ранее вывод: у квадрата все стороны одинаковые, а у прямоугольника две стороны длинные, а две короткие.
Осмысление.
Восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, и создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
- Где мы сегодня побывали? - Чем мы помогли человечку?
Воспитатель хвалит детей и сообщает о том, что они сумели помочь человечку найти свой дом, помогли построить через речку мост, потому что знают, чем прямоугольник отличается от квадрата.