Театрализованная деятельность в детском саду
Автор: Алексеева Елена Валентиновна
Театрализованная деятельность в детском саду.
Театрализованная деятельность играет важную роль в развитии детей, она вносит разнообразие в их жизнь, дарит радость. Участвуя, в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Во время игры, ребенок чувствует себя раскованно, свободно, ему легче довериться сказочному герою и слушаться его тоже приятнее.
При приобщении детей средней группы к театральному искусству можно выделить следующие задачи:
Постепенно развивать игровой опыт каждого ребенка;
Побуждать интерес творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.
Знакомить с понятиями нравственности, морали.
Активизировать и расширять словарный запас детей, совершенствовать звуковую сторону речи.
Развивать эстетический вкус, воспитывать чувство прекрасного, побуждать нравственно – эстетические и эмоциональные переживания.
Создать условия для положительных мотиваций к познанию, общению, творчеству.
В нашей группе театрализованная деятельность организационно пронизывает все режимные моменты, мы включаем её в организованную образовательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, а также дети с удовольствием используют театрализованные игры в самостоятельной деятельности. Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
Работа воспитателя с детьми должна состоять в поддерживании интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры, становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.
Свою работу по данному направлению я начала с создания предметно – пространственной развивающей среды в группе. В групповой комнате был оформлен театральный уголок, в который мы поместили: маски диких и домашних животных (взрослых и детенышей); маски театральных персонажей; большую складную ширму, маленькую ширму для настольного театра; костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок "Колобок", "Репка", "Теремок", "Зимовье зверей", "Красная шапочка" и другие, куклы и атрибуты к обыгрыванию этих же сказок (плоскостной на фланелеграфе), театр картинок, куклы бибабо, перчаточный, пальчиковый, театр теней и др., аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов.
Также в группе оформили книжный уголок с произведениями, соответствующими возрасту, пополнили методическую копилку картотекой театрализованных игр, этюдов, пальчиковых, артикуляционных гимнастик, сценариями сказок.
Приобщать детей к театральному искусству мы начали в средней группе с просмотра кукольных спектаклей и драматизаций сказок, показанные воспитателем и детьми старшего дошкольного возраста. Здесь очень важна интонационная выразительность речи актеров, использования выразительных средств театра (мимика, жесты, движения). Все это является необходимым для развития творческих способностей детей и развития интереса к театрализованным деятельности.
Мною была оформлена папка "Виды театров", благодаря которой познакомила детей с понятием театр (здания, афиши, фойе, сцена, зал, его разновидностями. Неоднократно обсуждали с детьми следующие проблемы: "Какие существую правила поведения в театре?" "Кто их должен соблюдать и почему? " "Можно ли опаздывать к началу спектакля? " "Можно ли разговаривать во время действия?" "Как выразить свою благодарность артистам за их труд и доставленное удовольствие? "
Вместе с тем с детьми начали осваивать разные виды театра: театр мягкой игрушки, деревянный, конусный, пальчиковый театр, театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой), театр ложек и пр. Дети показывают постановки по знакомым художественным произведениям. Для игр – драматизаций предлагаем детям произведения "Три медведя", "Путешествия к солнышку", "Сказка о глупом мышонке", «Кто сказал мяу», "Под грибом" и др.
Ежедневно в режим дня включали театрализованные игры, направленные на развитие интереса к театрализованной деятельности, формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, способствующие развитию музыкальных и творческих способностей. Кроме, того в детском саду систематически проводятся развлечения и праздники, где дети принимают активное участие, эмоционально выражают свое настроение, участвуя в сценках, исполняют знакомые песни и танцы. В музыкальных играх мимикой и жестами передают характер персонажа.
С целью вовлечения родителей в творческий процесс развития театрализованной использовала следующие формы работы с родителями по данному направлению: анкетирование родителей; индивидуальные беседы по вопросам приобщения детей к театрализованной деятельности; представление наглядной информации: папка- передвижка: "Как устроить домашний театр для детей", "Играйте вместе с детьми". Памятки для родителей "Условия для развития театральных игр".
Совместное изготовление различных видов театров, атрибутов и костюмов для театрализованных игр, участие родителей в театрализованных представлениях в качестве актёров.
В результате в конце года дети все больше проявляют свои творческие способности, становятся более раскрепощенными и общительными. Активизируется словарь детей, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь.
Дети овладели в соответствии с возрастом техникой управления куклами различных видов театра.