+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Участники адаптационного периода

Автор: Силиванова Гульнур Сабирзяновна

УЧАСТНИКИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА

 

Ребенок-родители-педагоги

Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенок, его родителей и педагогов. От того насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат – спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное учреждение.

Ребенок

Детям любого возраста очень непросто посещать детский сад. В их жизни все меняется кординальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:

·        четкий режим дня;

·        отсутствие родного дома;

·        длительный контакт со сверстниками;

·        необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;

·        резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;

·        особенности нового пространственно-предметного окружения;

 

Адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями. Адаптирующийся ребенок отличается:

·        преобладанием отрицательных эмоций, в том числе страха;

·        нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;

·        утрата навыков самообслуживания;

·        нарушение сна;

·        снижение аппетита;

·        регрессия речи;

·        изменения в двигательной активности, которая либо падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;

·        снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия стрессовой ситуации).

 

Родители

Родители отдают своего ребенка в детский сад по разным причинам. Но даже если это решение не связано с серьезными жизненными потребностями семьи (например, обязательный выход матери на работу), оно поселяет чувство тревоги практический в каждом близком ребенку человеке. Именно тревоги, а не безграничной радости и успокоенности. И чем ближе день. Когда малыш переступит порог детского сада, тем все чаще дают о себе знать следующие проявления:

v в памяти всплываю эпизоды личного опыта посещения детского сада (причем в первую очередь, как правило, отрицательные);

v начинается «маркетинг в песочнице» (разговоры с гуляющими мамами на детской площадке все время крутится а вокруг вопросов: «А вы ходите в детский сад? И как там?»);

v обостряется внимание к привычкам и навыкам ребенка, причем не только к культурно-гигиеническим (умение пользоваться туалетом, мыть руки и лицо, есть и пить, раздеваться и одеваться и пр.) но и к поведенческим (как общаться с другими детьми, как  слушать и выполнять просьбы взрослых и пр.);

v в общении с ребенком и друг другом появляются слова «детский сад» и «воспитательница» (Вот пойдешь в детский сад.... Что скажет воспитательница. Если увидит такое...).

И вот малыш в детском саду. Начинается непростой период адаптации к новым условиям жизни.

Адаптирующего родителя отличает:

v повышенная тревожность;

v обостренное чувство жалости к ребенку и к себе;

v преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечение жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет).

v повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до заискивания);

v многословность (задает много вопросов, интересуется подробностями и деталями из прожитого ребенком дня).

 

Педагог

Набирая новую группу, каждый педагог (особенно если у него есть опыт работы) знает. Что этот процесс никогда не бывает одинаковым. Важно не только узнатиь и понять каждого ребенка, но и научить его жить в коллективе. А за каждым ребенком стоят его близкие, с которыми тоже необходимо наладить контакт, выстроить взаимоотношения на основе понимания, уважения и сотрудничества. В общем педагоги, также как и другие участники жизни группы детского сада, встают перед неизбежностью адаптационного процесса.

Адаптирующего педагога отличает:

·        чувство внутреннего напряжения, которое приводит к быстрой физической и психологической утомляемости;

·        повышенная эмоциональность.

 

Сколько это будет длится?! Или когда наступит конец адаптации.

Выделяют три степени адаптации:

v Легкую (15-30 дней);

v Среднюю (30-60 дней)

v Тяжелую (от 2 до 6 месяцев)

По статистике большинство детей поступивших в ДОУ, переживают среднюю или тяжелую адаптацию.

Концом периода адаптации можно считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает, что:

v при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;

v ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается не его просьбы следует режимным моментам;

v малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые игрушки;

v ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него появляются новые достижения, которым он научился в детском саду;

v восстанавливается речь и нормальная (характерна для конкретного ребенка) двигательная активность жома, а затем в детском саду;

v нормализуется сон, как в детском саду, так и дома;

v восстанавливается аппетит.

 

В заключении хочется сказать:

·        мы все имеем право на адаптацию

·        нам всем надо очень постараться, чтобы этот сложный период в жизни каждого участника (ребенка, родителя, педагога) был максимально коротким и безболезненным;

·        надо уметь входить в положение каждого участника адаптации, стараться понять друг друга.

И тогда адаптация не страшна

 

 

 

 

 

 

Использованная литература

«Дошкольное воспитание» №9., 2010года., стр 57., статья Гризик Т., В. Баева.