Участники адаптационного периода
Автор: Силиванова Гульнур Сабирзяновна
УЧАСТНИКИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА
Ребенок-родители-педагоги
Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенок, его родителей и педагогов. От того насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат – спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное учреждение.
Ребенок
Детям любого возраста очень непросто посещать детский сад. В их жизни все меняется кординальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:
· четкий режим дня;
· отсутствие родного дома;
· длительный контакт со сверстниками;
· необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;
· резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;
· особенности нового пространственно-предметного окружения;
Адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями. Адаптирующийся ребенок отличается:
· преобладанием отрицательных эмоций, в том числе страха;
· нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;
· утрата навыков самообслуживания;
· нарушение сна;
· снижение аппетита;
· регрессия речи;
· изменения в двигательной активности, которая либо падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;
· снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия стрессовой ситуации).
Родители
Родители отдают своего ребенка в детский сад по разным причинам. Но даже если это решение не связано с серьезными жизненными потребностями семьи (например, обязательный выход матери на работу), оно поселяет чувство тревоги практический в каждом близком ребенку человеке. Именно тревоги, а не безграничной радости и успокоенности. И чем ближе день. Когда малыш переступит порог детского сада, тем все чаще дают о себе знать следующие проявления:
v в памяти всплываю эпизоды личного опыта посещения детского сада (причем в первую очередь, как правило, отрицательные);
v начинается «маркетинг в песочнице» (разговоры с гуляющими мамами на детской площадке все время крутится а вокруг вопросов: «А вы ходите в детский сад? И как там?»);
v обостряется внимание к привычкам и навыкам ребенка, причем не только к культурно-гигиеническим (умение пользоваться туалетом, мыть руки и лицо, есть и пить, раздеваться и одеваться и пр.) но и к поведенческим (как общаться с другими детьми, как слушать и выполнять просьбы взрослых и пр.);
v в общении с ребенком и друг другом появляются слова «детский сад» и «воспитательница» (Вот пойдешь в детский сад.... Что скажет воспитательница. Если увидит такое...).
И вот малыш в детском саду. Начинается непростой период адаптации к новым условиям жизни.
Адаптирующего родителя отличает:
v повышенная тревожность;
v обостренное чувство жалости к ребенку и к себе;
v преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечение жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет).
v повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до заискивания);
v многословность (задает много вопросов, интересуется подробностями и деталями из прожитого ребенком дня).
Педагог
Набирая новую группу, каждый педагог (особенно если у него есть опыт работы) знает. Что этот процесс никогда не бывает одинаковым. Важно не только узнатиь и понять каждого ребенка, но и научить его жить в коллективе. А за каждым ребенком стоят его близкие, с которыми тоже необходимо наладить контакт, выстроить взаимоотношения на основе понимания, уважения и сотрудничества. В общем педагоги, также как и другие участники жизни группы детского сада, встают перед неизбежностью адаптационного процесса.
Адаптирующего педагога отличает:
· чувство внутреннего напряжения, которое приводит к быстрой физической и психологической утомляемости;
· повышенная эмоциональность.
Сколько это будет длится?! Или когда наступит конец адаптации.
Выделяют три степени адаптации:
v Легкую (15-30 дней);
v Среднюю (30-60 дней)
v Тяжелую (от 2 до 6 месяцев)
По статистике большинство детей поступивших в ДОУ, переживают среднюю или тяжелую адаптацию.
Концом периода адаптации можно считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает, что:
v при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;
v ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается не его просьбы следует режимным моментам;
v малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые игрушки;
v ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него появляются новые достижения, которым он научился в детском саду;
v восстанавливается речь и нормальная (характерна для конкретного ребенка) двигательная активность жома, а затем в детском саду;
v нормализуется сон, как в детском саду, так и дома;
v восстанавливается аппетит.
В заключении хочется сказать:
· мы все имеем право на адаптацию
· нам всем надо очень постараться, чтобы этот сложный период в жизни каждого участника (ребенка, родителя, педагога) был максимально коротким и безболезненным;
· надо уметь входить в положение каждого участника адаптации, стараться понять друг друга.
И тогда адаптация не страшна
Использованная литература
«Дошкольное воспитание» №9., 2010года., стр 57., статья Гризик Т., В. Баева.