+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Этические беседы с дошкольниками

Автор: Зверева Маргарита Егоровна

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

 

АННОТАЦИЯ. Целью данной статьи является рассмотрение проблемы связанной с использованием этических бесед как инструмента воспитания дошкольников. Этическое развитие дошкольника связано с развитием его морального сознания. В дошкольной педагогике одной из форм целенаправленной работы педагога по развитию морального сознания детей выступает этическая беседа.

 

Конечная цель, к которой стремится воспитатель в ходе этической беседы – это формирование гуманной личности, таких фундаментальных качеств, как чувство справедливости, ответственности, доброты, готовности оказать помощь тому, кто в ней нуждается и др. Этическая беседа является одной из форм ознакомления детей с моральными нормами. Дети узнают, что отношения людей друг к другу проявляются в различных действиях, которые с точки зрения моральных норм оцениваются как хорошие и плохие, правильные и неправильные. Мысль о необходимости подчиняться правилам общежития, помогающим жить в согласии с окружающими и самим собой, осваивается детьми с помощью различных образов и примеров, которые в сознании ребенка постепенно обобщаются в правило: надо помогать другим, когда они в этом нуждаются; тот, кто помогает, поступает хорошо, совершает добрый поступок. Сделать такое обобщение помогает педагог, направляя высказывания детей.

 

В отечественной педагогике и психологии деятельность рассматривается в качестве инструмента воспитания и развития детей. В дошкольном возрасте ведущей является игровая деятельность. Именно она позволяет передать ребенку необходимые для жизни и развития знания, умения, навыки. В игре ребенок усваивает опыт морального поведения на основе знаний о правилах.

 

Этические беседы можно начинать проводить с четырехлетнего возраста. В этот период у ребенка развивается наглядно-образное мышление, появляются представления, с помощью которых дошкольник удерживает смысл событий, которые он наблюдал ранее без опоры на непосредственно воспринимаемые предметы и явления. К этому возрасту дети достигают необходимого для развернутого общения уровня речевого развития.

Развивается произвольность, которая проявляется в готовности следовать словесным инструкциям педагога.

 

Материалом для этических бесед могут послужить факты из жизни детей, произведения художественной литературы. В ходе беседы дети не только осваивают моральные нормы, но и расширяют свой словарь, знакомясь с этическими понятиями. Объем понятия сначала ограничен конкретными представлениями, образами. Но постепенно оно наполняется все новым и новым содержанием.

Первоначально при ознакомлении с художественными произведениями детей не удовлетворяет неопределенная ситуация, когда трудно сказать, какой персонаж плохой, а какой хороший. Дети стремятся выделить положительных героев. Именно развитие способности к сопереживанию и содействию определяет переход от немотивированной оценки к ее обоснованию. Симпатия, положительное эмоциональное отношение к товарищу, литературному герою играют большую роль в возникновении и развитии моральных чувств (сочувствия, справедливости и т. д.).

 

При подготовке беседы педагог должен донести до сознания детей суть нравственной проблемы, облекая ее в понятные и запоминающиеся образы. В процессе беседы он не только задает вопросы для обсуждения, но и ищет то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать свою точку зрения, доказывать ее.

Положительное отношение детей к беседе воспитатель поддерживает за счет постановки понятных и практически важных для них вопросов, связанных с их повседневным опытом; постоянным поощрением активности дошкольников, их стремления принять участие в беседе. С этой целью педагог корректирует высказывания дошкольников, помогая адекватно выразить мысль, поддерживает разные суждения, по возможности спорные, требующие аргументов.

 

Одной из причин падения интереса к беседе может быть потеря связи между нравственными установками, приобретаемыми знаниями и представлениями и реальным поведением детей. В повседневной жизни воспитатель должен опираться на образы, усвоенные детьми, помогающие корректировать их поведение, служащие образцом добрых отношений, способом устранения нежелательных проявлений (недоброжелательности, грубости, упрямства, несправедливости и т. д.).

В соответствующей ситуации воспитатель вместе с детьми может вспомнить сказочных героев, например, из сказки «Золушка»: добрую,

трудолюбивую Золушку и ее злых бездельниц сестер. («На кого мы хотим быть похожими? На кого мы не хотим походить? Что для этого мы должны делать, как поступать?»)

Связь бесед с реальной жизнью и деятельностью детей поддерживается практическими заданиями, которые предлагаются дошкольникам в свободное время, если нет времени на занятии. Задания подбираются по прочитанным произведениям. Например, воспитатель может попросить детей придумать новый конец рассказа, сказки (чтобы узнать, как герои жили дальше; изменить плохой конец на хороший и т. д.); нарисовать понравившегося героя. Если дошкольники затрудняются нарисовать рисунок, следует предложить им описать задуманное словами. Потом можно организовать выставку детских рисунков, что даст возможность еще раз вспомнить то или иное правило.

Часто знания дошкольников о правильном поведении и сами поступки не совпадают. Это естественно. Дети еще плохо ориентируются в различных ситуациях, не умеют адекватно оценивать свои намерения и действия. Кроме того, дети не могут совладать со своими желаниями («я хочу»), иногда проявляют упрямство и т. д. Но все эти факты не основание для того, чтобы отрицать значимость «словесного» воспитания.

 

Список литературы

 

1. Петрова, В. И. Этические беседы с детьми 4-7 лет : методическое пособие / В. И. Петрова, Т. Д. Стульник. – Москва : Мозаика-Синтез, 2012. – 80