+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Основные аспекты сохранения психологического здоровья участников образовательного процесса

Автор: Прохорова Галина Евгеньевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Кораблинский детский сад «Солнышко» муниципального образования – Кораблинский муниципальный район Рязанской области

 

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 «Основные аспекты сохранения психологического здоровья участников образовательного процесса»

 

 

 

 

 

 

 

Педагог-психолог: Прохорова Г.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Современное общество становится все более информированным, технически грамотным и интеллектуально развитым. И, как обратная сторона этого процесса – общество становится все более психологически нездоровым. Именно поэтому, в Федеральных государственных стандартах к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования особое значение отводится здоровьесберегающим технологиям, психолого-педагогическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению психологического здоровья детей. А что же включает в себя понятие «психологическое здоровье?»

     И. В. Дубровина в книге «Психическое здоровье детей и подростков» определяет «психическое здоровье» как нормальную работу отдельных психических процессов и механизмов, а термин «психологическое здоровье» относит к личности в целом, к проявлениям человеческого духа, умению адаптироваться в коллективе сверстников и взрослых. Именно психологическое здоровье делает личность самодостаточной.

     Психологическую работу строю со всеми участниками образовательного процесса: с детьми, родителями дошкольников и педагогами МДОУ.

Цель моей работы:

  • сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников, коррекция нежелательных личностных проявлений; осуществление психопрофилактической, просветительской, консультативной работы педагога-психолога с родителями воспитанников, педагогами;

 

      В основе системы моей работы с детьми лежит идея использования на занятиях собственной активности ребёнка в условиях коллективной игры, а также  профилактика эмоционального неблагополучия, охрана психологического здоровья дошкольников, укрепление их нервной системы через создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения в детском саду и дома, удовлетворение их эмоциональных потребностей, осуществление поддержки, выявление с психологом, родителями, педагогами причин психологической дисгармонии каждого ребёнка,  обучение детей приемам регуляции эмоциональных состояний с помощью специальных упражнений, приемов и методов.

     Мною разработана система занятий с детьми: «Я – личность, Я – расту…». Это комплексные занятия, которые строятся в доступной и интересной для детей форме. В процессе занятий с детьми старшего дошкольного возраста специально направляю активность ребёнка, которая способствует развитию психических процессов памяти, внимания, мышления, воображения и т.п. в наиболее естественной для него форме – игре. Кроме того, использование групповых игр способствует развитию навыков общения, установлению взаимопонимания, партнёрства, взаимоответственности и т.д. Без этих навыков ребёнку трудно будет адаптироваться в школьном коллективе. В коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста использую следующие здоровьесберегающие технологии:

 

·        Пальчиковая гимнастика

·        Самомассаж (аутомануальный комплекс)

·        Дыхательная гимнастика

·        Глазодвигательная гимнастика

·        Кинезиологическая гимнастика

·        Стретчинг-технологии (растяжки)

·        Психофизиологическая и эмоциональная релаксация

 

Коррекционно-развивающий эффект технологии «Пальчиковая гимнастика»:

Мелкие разнообразные скоординированные движения пальцев рук напрямую взаимодействуют с высшими психическими функциями ребёнка: косвенно воздействуют на его внимание, мышление, пространственное восприятие, координацию движений, стимулируют воображение, зрительную и двигательную память.

 

Коррекционно-развивающий эффект технологии
 «Самомассаж (аутомануальный комплекс)»:

 

     Самомассаж является необходимым повседневным мероприятием для профилактики психосоматических заболеваний и общей гармонизации организма дошкольника.

     Самомассаж стимулирует работу подкорковых структур головного мозга, которые отвечают за активацию, тонус и энергетизацию всего организма ребёнка.

 

Коррекционно-развивающий эффект технологии
«Дыхательная гимнастика»

     С помощью дыхания  можно не просто следить за своими эмоциями, но и управлять ими. 

     Научив ребёнка правильно дышать и контролировать своё дыхание, мы тем самым включаем у него функции произвольной саморегуляции.

     Ребёнок научается контролировать свои действия и своё эмоционально-психологическое состояние.

 

Коррекционно-развивающий эффект технологии «Кинезиологическая гимнастика»

Кинезиологические упражнения:

     развивают мозолистое тело, синхронизируя работу полушарий;

     повышают стрессоустойчивость, снижают утомляемость;

     улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания

     развивают мелкую и крупную моторику;

     формируют пространственные представления;

     повышают способность к произвольному контролю.

 

Коррекционно-развивающий эффект технологии
«Глазодвигательная гимнастика»:

     Глазодвигательная гимнастика улучшает общую энергетику мозга ребёнка, так как активизирует ядра черепных нервов.

     Глазодвигательные нервы находятся в содружестве с языковыми, тем самым стимулируя развитие и речевого аппарата ребёнка.

     Глазодвигательные упражнения помогают расширить объём зрительного восприятия, улучшают способность к волевой саморегуляции и визуальной концентрации.

 

Коррекционно-развивающий эффект технологии «Стретчинг (растяжка)»

     Растяжки направлены на нормализацию и оптимизацию тонуса во всех группах мышц. Они снимают тоническое напряжение и таким образом активизируют необходимые

     подкорковые структуры мозга.

     Во время стретчинга запускается саморегуляция организма ребёнка, активизируются зоны мозга, отвечающие за творческое начало, проявление талантов и способностей.

 

Коррекционно-развивающий эффект технологии «Релаксация»

Любое отклонение от оптимального мышечного тонуса (гипо- или гипертонус) может являться как причиной, так и следствием возникших изменений в соматическом, эмоциональном, познавательном статусе ребенка и негативно сказываться на общем ходе его развития.

 

Технология «Релаксация» способствуют расслаблению, снятию психоэмоционального напряжения,

 включает в себя:

     Эмоциональную релаксацию

     Физиологическую релаксацию.

 

    С точки зрения психологов, к факторам, формирующим психологическое здоровье, относятся: наличие трудных ситуаций, разрешаемых ребенком самостоятельно или с помощью взрослых, при том, что предъявляемые нагрузки (в т. ч. эмоциональные, т.е. стрессы) соответствуют физиологическим возможностям ребёнка (степень трудности ситуации соответствует возрастным и индивидуальным возможностям переживания стресса без ущерба для психологического и физического здоровья).  Испытания - трамплин для личного роста!; в целом положительный фон настроения и фиксация на успехах ребенка с анализом причин успешных форм поведения и эмоционального реагирования; умение взрослых пользоваться юмором, общая оптимистическая установка взрослых (родителей и педагогов). Выбор позитивного мышления – шаг к позитивным событиям!

      Для формирования психологического здоровья родители и педагоги могут: обучать положительному самоотношению и принятию других (т.е. формировать адекватную самооценку по принципу "я-окей, ты-окей"); обучать рефлексивным умениям (навыкам понимания своих эмоциональных реакций и умению выразить их словами, навыкам понимания эмоционального состояния других людей, умению ставить себя на место другого и умению смотреть на свои поступки глазами окружающих); формировать потребности в саморазвитии (создавать условия для реализации творческих потребностей ребенка); уделять своему ребенку достаточно внимания, любви, заботы.

      Важный фактор становления у детей психологического здоровья - наличие у окружающих ребёнка взрослых (родителей и педагогов) таких качеств, как жизнелюбие, жизнерадостность и чувство юмора. Наличие этого предопределяет оптимальные условия становления психологического здоровья детей.

      С этой целью провожу просвещение родителей по интересующим их вопросам: детско - родительских отношений, беседы, тематические консультации, «круглые столы», родительские собрания в форме семейной гостиной, тренинги,  анкетирование родителей, что позволяет добиться тесного взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения при коррекции нежелательных отклонений в поведении их детей. Тематика встреч формируется на основе актуальных запросов родителей: «Адаптация детей к д/саду», «Агрессивность у детей», “Детские страхи”, “Тревожные дети”, “Возрастные особенности детей”, «Кризисные периоды» и др. В каждой группе создан стенд “Консультации педагога-психолога для родителей” с тематическими консультациями. Провожу открытые занятия с детьми для родителей, совместные интеллектуальные викторины, праздники, КВНы.

     Основная работа с педагогами состоит в том, чтобы повысить психолого-педагогическую грамотность педагогов в вопросах взаимодействия с агрессивными, гиперактивными, тревожными детьми, способствовать коррекции психоэмоционального состояния у воспитателей (снятие психоэмоционального напряжения, освоение приемов саморегуляции).

     В процессе реализации комплексной работы со всеми участниками образовательного процесса: дети имеют необходимый и достаточный уровень психического развития для освоения школьной учебной программы, родители получают не только теоретические знания, но и возможность использовать их на практике.   Педагоги и родители отмечают, что просвещение с целью повышения психологической грамотности помогает им лучше понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности своего ребенка, учит правильно взаимодействовать с агрессивными, гиперактивными, тревожными детьми, что в свою очередь способствует сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса.

    Таким образом, сохранение и укрепление психологического здоровья школьников возможно только при объединении усилий всех участников образовательного процесса. Важнейшим условием эффективности этой работы является профессионализм и эмоциональное благополучие педагогов.