Организация работы с детьми группы риска
Автор: Баранова Алена Николаевна
«Организация работы с детьми группы риска»
В настоящее время понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Дети группы риска – это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних.
Среди миллионов детей – жизнедеятельных и целеустремленных – встречаются такие дети, которых принято называть трудновоспитуемыми. Все это связано с определенными конфликтами в семье, накладывающими свой отпечаток на детей.
К категории учащихся "группы риска" относятся дети с нарушениями в аффективной сфере; педагогически запущенные дети; дети с задержкой психического развития; с проблемами в развитии; с психопатоподобным поведением и т. д. В литературе по дефектологии и психологии к данной категории иногда относят и леворуких детей, а также детей с эмоциональными нарушениями.
Организация обучения и воспитания «детей группы риска» должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна.
Уместно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать в работе с этой категорией детей.
Во-первых, ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе.
Во-вторых, необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно – житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.
В-третьих, следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.
В работе с детьми группы риска, находящимися в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социально-педагогической поддержке я придерживаюсь следующих принципов:
· Взаимопонимание
· Конфиденциальность
· Доверие
· Единство действий
· Гуманность
· Разумная требовательность
· Вариативность.
Профилактическая работа как социально-педагогическая технология может быть реализована чаще всего социальным педагогом, который владеет функциональным алгоритмом и на основании этого алгоритма может оказать адресную помощь конкретному ребенку.
Выявление детей группы риска.
В начале каждого учебного года в школе оформляются социальные паспорта всех классов, на основании данных социального паспорта создается банк данных учащихся группы риска с целью последующей помощи им.
Составляю план для оказания своевременной помощи и поддержки ребенка группы риска, он должен предусматривать вовлечение ребенка и его окружения в процесс преодоления проблемной ситуации, создание условий для освоения ребенком позитивного опыта разрешения проблем.
Я придерживаюсь примерного плана работы с детьми "группы риска":
Классный руководитель:
1. Организационная работа:
· Составление социально паспорта класса.
· Выявление детей «группы риска»
· Составление характеристик на детей "группы риска".
· Составление социально-педагогической характеристики класса в начале и в конце учебного года.
2. Работа с родителями:
· Осуществление связи с родителями.
· Посещение семей детей "группы риска".
· Организация консультации для родителей
3. Работа с учащимися:
· Осуществление контроля за посещаемостью занятий учащихся.
· Осуществление контроля за текущей успеваемостью.
· Вовлечение трудных детей в кружки и секции.
· Организация профилактических бесед с детьми "группы риска".
В 4 классе обучается 15 детей. Среди них 10 обучающихся можно отнести в группу риска по разным критериям, это:
- малоимущие семьи;
- семьи, в которых один родитель;
- дети, имеющие умственную отсталость;
- дети, имеющие отклонения в поведении.
На детей «группы риска» необходимо затрачивать многократно больше труда, чем на других детей
Без внутреннего сопротивления и противодействия школьника, установить душевный контакт с такими детьми помогает просьба. Я считаю, что просьба выполнить ответственное поручение мобилизует силы на преодоление трудностей, пробуждает радость, воодушевление и гордость. Она помогает сблизиться с учеником, создает сердечные взаимоотношения. Существенное значение приобретает интонация слов, в которых она выражена, так как те же слова при другой интонации могут означать приказание. Я стараюсь убедить таких детей в том, что его участие в каких - либо делах не только желательно, но и необходимо. Просьба помочь иногда служит предлогом для откровенного разговора, содействует сближению с необщительным, недисциплинированным учеником. Этот метод воздействия на ученика незаметен, поэтому его реализация достигается без внутреннего сопротивления и противодействия школьника.
Часто в своей практике использую поощрение - это один из методов воспитания, содействующий корректированию поведения. Оно имеет большое значение, во- первых, потому, что способствует закреплению положительного поведения у человека, совершившего хороший поступок, во - вторых, поощряемые поступки служат эталоном поведения для окружающих. Роль поощрения особенно велика в работе с детьми группы риска, поскольку их самосознание только развивается и важно осмыслить, какие поступки поощряются, а какие осуждаются. Поощрение вызывает чувство удовлетворения, радости, гордости, счастья, воодушевления, а также желание вести себя лучше. Оно способствует развитию чувства собственного достоинства, повышает авторитет в глазах коллектива, является моральной поддержкой, способствует укреплению воли. Поощрение должно быть справедливым, нужно учитывать характер поступка и степень прилагаемых усилий. Хороший ответ слабого ученика заслуживает поощрения, такой же ответ сильного ученика можно осудить. В каждом моем воспитаннике из группы риска искать я стараюсь найти что-то хорошее, достойное поощрения. Особенно нуждаются в поощрении те воспитанники, которым трудно самостоятельно войти в колею правильного поведения. Они очень переживают из - за отсутствия к себе уважения, частых замечаний, взысканий. Поощрение вызывает сильный отклик у детей группы риска: появляется подъем, вера в собственные силы и желание стать достойным человеком.
Ученики «группы риска» теряют интерес к учебе, у них нет привычки к умственным усилиям, к труду. Они не только не стремятся получить необходимую помощь, но зачастую стараются ее избежать. Я считаю, что прежде всего, надо ближе познакомиться с ними и установить душевный контакт. Уважение к учителю вызывает желание прислушаться к его совету и принять помощь. Самолюбие отстающих школьников сильно страдает. Они не чувствуют себя полноправными членами коллектива, дополнительные занятия воспринимают как наказание, помощь товарищей порой кажется им унизительной. Следовательно, помощь должна быть щадящей самолюбие. Ученику необходимо долго и упорно работать, чтобы догнать товарищей. Улавливая малейшие сдвиги, не скупясь, подчеркиваю достижения, поощряю отстающего ученика, стимулирую положительными отметками.
Важное условие предупреждения возникновения у ученика серьёзных социально-эмоциональных проблем и попадание его в «группу риска» правильно организованная досуговая деятельность, которая может включать в себя: посещение кружков и секций, внеклассная деятельность, коллективные экскурсии, посещение выставок, музеев, театров, туристические походы, участие в работе детских и подростковых общественных организациях. Поэтому очень важно вовлечь трудного ученика в интересную деятельность. Нельзя мириться с тем, что в кружках и секциях преобладают хорошие ученики, а трудные остаются в стороне.
Воспитательные приемы в конечном итоге дают положительные результаты. Учащиеся меняются в лучшую сторону, становятся спокойными, доброжелательными. Зная возможности потенциала учащихся, я в своей работе успешно использую различные методические приемы, развиваю навыки самостоятельной работы. Успехов можно достичь за счет тонкой и точной индивидуализации педагогических воздействий, т.е. моделирования пути каждого конкретного ученика.
В своей работе я всегда поддерживаю детей группы риска морально. Таким образом, доброжелательным, терпеливым отношением мобилизую и активизирую творческие силы ученика. Создаю такую ситуацию, где ученик может проявить себя наилучшим образом. Если ученик хорошо поет, привлекаю его в концерте художественной самодеятельности, если увлекается рисованием, использую его художественные способности для участия в каких - либо конкурсах. Часто для участия в творческих конкурсах привлекаю и родителей.
Кропотливая работа вознаграждается радостными результатами -возрождением ученика, считавшегося неисправным.
Трудности при работе с детьми «Группы риска»
1. Некоторые родители неохотно идут на контакт с педагогами школы, не хотят совместно решать проблемы, возникшие с их детьми, не стараются изменить свой неправильный образ жизни, оставаясь плохим примером для своего ребёнка. Иногда родители просто равнодушны к проблемам своих детей. Часто приходится сталкиваться с бездействием родителей. 2. Нежелание самого ребёнка исправлять ситуацию, так как он считает, что такое поведение – это норма, потому что это норма жизни его семьи.
3. Сбор документов с неблагополучных семей на бесплатное питание и материальную помощь.
4. Не все руководители кружков, секций, клубов хотят видеть среди своих воспитанников детей «Группы риска»
Работа с детьми «группы риска» на заканчивается в начальной школе, она требует дальнейшего развития и с среднем звене школы, и старших классах.
АНКЕТА
Определение состояния психологического климата в классе
- С каким настроением вы обычно идете в школу?
- всегда с хорошим настроением;
- с хорошим чаще, чем с плохим;
- с равнодушием;
- с плохим чаще, чем с хорошим;
- всегда с плохим настроением.
- Нравятся ли вам люди, которые учатся вместе с вами?
- да, нравятся;
- многие нравятся, некоторые – нет;
- безразличны;
- некоторые нравятся, но многие – нет;
- никто не нравится.
- Бывает ли у вас желание перейти в другой класс?
- никогда не бывает;
- редко бывает;
- мне все равно, где учиться;
- часто бывает;
- думаю об этом постоянно;
- Устраивает ли вас учеба в школе?
- учебой вполне доволен;
- скорее доволен, чем недоволен;
- учеба для меня безразлична;
- скорее недоволен, чем доволен;
- совершенно недоволен учебой.
- Как, по вашему мнению, относится к вам классный руководитель?
- очень хорошо;
- хорошо;
- безразлично;
- скорее недоволен;
- очень плохо.
- В какой форме обращаются к вам чаще преподаватели?
- убеждают, советуют, вежливо просят;
- чаще в вежливой форме, иногда грубо;
- мне это безразлично;
- чаще в грубой форме, иногда вежливо;
- в грубой форме, унижающей достоинство.
Обработка результатов. За ответ на каждый вопрос анкеты учащийся получает столько баллов, какой номер ответа он выбрал. Суммируют баллы по всем вопросам.
6 – 12 баллов – школьник высоко оценивает психологический климат в классе. Ему нравятся люди, с которыми он учится.
13 – 18 баллов – школьнику скорее безразличен психологический климат класса, у него, вероятно, есть другая группа, где общение для него значимо.
19 – 30 баллов – школьник оценивает психологический климат в классе как очень плохой.