Проект "Игрушки наших бабушек
Автор: Татурина Виктория Владимировна
Проект «Игрушки наших бабушек»
1 этап. Целеполагание.
Актуальность. Народная игрушка близка и понятна каждому ребенку, она вобрала в себя опыт многих поколений. Игрушки учат, развивают, воспитывают. Не смотря на внешнюю простоту и незатейливость, народные игрушки пробуждают творческую фантазию, помогают детям знакомиться с окружающим миром. Актуальность проекта заключается в решении задач патриотического воспитания в соответствии с образовательной программой детского сада.
Участники проекта: дети, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.
Участники проекта: воспитатель группы, дети и их родители.
Цели:
1. Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством: глиняной, тряпичной, нитяной и деревянной, игрушкой.
2. Продолжать пополнять мини-музей новыми экспонатами.
Задачи:
1. Образовательная.
А) Закрепить представление о старинной игрушке, как называется.
Б) Формировать диалогическую речь.
В) Развивать поэтический и музыкальный слух.
2. Развивающая.
А) Развивать воображение и фантазию, умение создать игрушку из доступного материала
Б) Развивать познавательную и продуктивную деятельность (исследование)
Воспитательная.
А) Воспитывать бережное отношение к игрушке изготовленной своими руками.
Б) Развивать любовь к окружающим предметам.
2 этап Разработка проекта
1. Опрос родителей. Цель: выяснить, что они знают о народных игрушках и играх, что рассказывают детям о народных традициях, какие стихи потешки, загадки, песенки разучивают с дошкольниками.
2. Оформление информационного уголка для родителей. Цель: приобщение родителей и вовлечение их в образовательный процесс.
3. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для НОД по теме проекта, совместной деятельности и индивидуальной работы с детьми.
4.Подбор аудиозаписей для игр, слушания, танцевально-игрового творчества. 5.Изготовление презентаций: «Матрешки расписные», «Ложка золоченая», «Птички-свистульки».
6.Изготовление альбома «Народная игрушка»
7. Изготовление картотек песен, музыкально-дидактических игр по теме: «Матрешки расписные», «Ложки деревянные», «Птички-свистульки»
3 этап. Формы работы.
I. Игровая деятельность
1. Дидактическая игра: «Собери матрешку», «Определи на ощупь», «Большие и маленькие ложки»
2. Музыкально-дидактическая игра: «Матрешка-плясунья», «Тихие и громкие ложки», «Птичка большая, птичка маленькая», «На чем играет матрешка»
3. Речь с движением: «Матрешка, где ты?», «Поиграй на свистульке»
4. Подвижные игры: «Шли матрешки по дорожке», «Жмурки с птичкой-свистулькой», «Картошка», «К игрушке беги»
5. Конструирование: ««Домик и дорожка для матрешки»
II. Познавательная деятельность
1. Беседы на тему: «Моя любимая игрушка» (матрешка), «История ложки», «История игрушки — свистульки ».
2. Рассказ «Чудо-свистулька»
3. Чтение стихов, потешек, загадки о матрешке, деревянных ложках, птичке-свистульке
4. Просмотр мультимедийных презентаций: «Матрешки расписные», «Птички-свистульки», «Ложка золоченая»
III. Речевое развитие
1. Разучивание фольклорных песен и хороводов
2. Заучивание стихов, потешек о матрешках, деревянных ложках, птичках-свистульках
3. Составление рассказов «Моя любимая игрушка»
IV. Музыкально-художественная деятельность
1. Пение песен: «Матрешки» Ю.Слонова, частушки «Наша ложка хоть куда», «Птичка» Т.Попатенко
2. Разучивание хороводов: «Солнышко-ведрышко» р.н.п., «Еду-еду к бабе, к деду»
3. Валеологические распевки: «Здравствуйте» М.Картушиной, «Песенка-приветствие» О.Выродовой, «Доброе утро» О. Арсениной
4. Пляски: «Пальчики-ручки» р.н.м., «Пляска с платочками» р.н.м.
5. Игра на детских музыкальных инструментах: «В ложки бей веселей»
6. Танцевальное творчество: «Матрешки пляшут»
V. Изобразительная и продуктивная деятельность
1. Рисование «Украсим сарафан матрешке», «Украсим ложку» (рисование ватными палочками)
2. Раскрашивание «Птички-свистульки из соленого теста»
3. Аппликация «Платочек для матрешки»
4. Лепка «Нарядные матрешки» (пластилинография), «Птичка-невеличка» (соленое тесто)
VI. Физическое развитие
1. Подвижные игры
2. Физкультминутки «Ложки деревянные», «Птичка-невеличка»
3. Прогулки
VII. Совместная деятельность
1. Рассматривание иллюстраций игрушек
2. Подвижные, дидактические, музыкальные игры
3. Индивидуальные беседы
4. Прослушивание аудиозаписей песен по теме проекта, игра на ложках, свистульках, исполнение хороводов, валеологических распевок.
VIII. Социальное партнерство с родителями
1. Анкетирование «Русское народное декоративно-прикладное творчество в жизни ребенка»
2. Папка-передвижка «Народные игры для малышей»
3. Мастер-класс «В какие игры можно играть с матрешками»
4. Консультация «Роль народных игр и игрушек воспитании дошкольников»
5. Консультация «Использование музыкальных игрушек для развития музыкальных способностей в детском саду».
6. Советы родителям «Развивающие игру с игрушкой свистулькой»
7. Участие родителей в проекте
8. Участие в выставке «Игрушки наших бабушек»
4 этап. Презентация проекта
1. Праздничное занятие «Матрешки-затейницы»
2. Выставка детских рисунков, поделок.
3. Совместное творчество родителей и детей выставка «Игрушки наших бабушек»
Тематический план
1. НОД «Игрушки бабушек и дедушек»
Цель: Приобщить детей к национально-культурным традициям, познакомить с русскими народными игрушками, как символом русского народного искусства. Закрепить представление о старинной игрушке.
Содержание работы. Беседа о народных игрушках (матрешка, птичка-свистулька, ложки деревянные, нитяные, соломенные, тряпичные куклы, куклы-пеленашки). Стихи, загадки, Презентация «Игрушки бабушек и дедушек». 1-я неделя апреля
2. Интегрированная НОД «Матрешки расписные»
Цель. Вызвать у детей радостное настроение, желание активно участвовать в музыкально-игровой деятельности. Учить строить несложные постройки. Формировать умение работать с пластилином.
Содержание работы. Знакомство с матрешкой. Чтение стихов, загадки, песни, игры, пляска, конструирование «Домик и дорожка для матрешки». Презентация «Матрешки расписные». Лепка «Нарядные матрешки» (пластилинография). 2-я неделя апреля.
3. Интегрированная НОД «Птички-свистульки»
Цель. Знакомство детей с историей появления птички-свистульки. Углубление знаний детей об использовании свистулек в наше время. Развитие слуха, творчества, мелкой моторики, навыка работы с соленым тестом. Воспитание любознательности, интереса к традициям
Содержание работы. Беседа «История птички-свистульки». Стихи, загадки, игра на птичках-свистульках, исполнение знакомой песни, пляски. Лепка «Птичка-невеличка» (соленое тесто). Презентация «Птички-свистульки». 3-я неделя апреля.
4. Интегрированная НОД «Ложки деревянные»
Цель. Познакомить с ложкой, ее возникновением и использованием; закреплять умение рисовать способом примакивания; обогащать духовную культуру детей через игру на ложках; воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Содержание работы. Рассказать детям о ложке (рассматривание ложки). Слушание аудиозаписи «Веселые ложкари». Повторение знакомой пляски «Пальчики-ручки» р.н.м., игр, частушек. Игра на ложках «В ложки бей веселей». «Украсим ложку» (рисование ватными палочками). 4-я неделя апреля.
4. Итоговое праздничное занятие «Матрешки-затейницы»
Цель. Создать у детей праздничное настроение. Развивать интерес к народным традициям, художественному слову, народным играм воспитывать интерес к народному творчеству, любовь к народной музыке (песням, хороводам, пляскам).
Содержание работы. Чтение стихов, загадки. Исполнение знакомых плясок, игр, песен, игра на ложках и свистульках.