+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Конспект ООД "Русская изба

Автор: Татурина Виктория Владимировна

Конспект ООД

«Русская изба.»

Цель:Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.

Задачи:

1. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло, зыбка, ухват и т. д.)

2. Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т. д.).

3. Развивать связную монологическую речь

Методы и приёмы:

Словесные (рассказ, беседа, чтение стихов, загадки, прослушивание музыки, вопросы);

Наглядные (рассматривание иллюстраций, презентации, старинных вещей);Практические (дидактическая «Что было, что стало).

Материалы и оборудование«Русская изба» с предметами быта (сундук, стол, старинная посуда, утюг, керосиновая лампа, самовар и т. д.); блюдечко с яблочком, слайды с изображением русского быта; шкатулка с загадками; дидактическая игра «Что было, что стало»; атласная ленточка для игры «игра с лентой»русский народный костюм для воспитателя; музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

- Здравствуйте ребята! А вы хотите отправиться в путешествие? (ответ детей). В прошлое и узнать, как жили раньше?

А поможет нам в этом волшебный клубочек, он укажет дорогу.

Ты катись, катись клубок,

С овражка на мосток.

Только сильно не спеши,

Путь дорожку укажи.

Клубочек катится, а дети идут следом. Приходят в музей «Русского быта».

- С порога поспешите, в избу проходите!

Каждый день люди говорят друг другу «Здравствуйте!» Это слово произошло от слова «Здоровье». Это значит, мы желаем друг другу здоровья. Поэтому это слово нужно говорить ласково, приветливо, глядя в лицо тому человеку, с кем здороваешься. Слово «Здравствуйте» появилось в далёком прошлом, а вы хотите посмотреть, как жили люди давным-давно, когда ещё не было пап, мам. Бабушек и дедушек?

Ребята мы с вами зашли в русскую избу. Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой. Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей).



Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.

Походите, посмотрите какими раньше предметами пользовались наши прадеды и прабабушки. (дети ходят по горнице и рассматривают предметы быта)

- Проходите гости дорогие и присаживайтесь на лавочку. (дети садятся).

Вы сейчас походили по горнице, посмотрели. Кто что увидел? Какие предметы? (ответы детей) А вы знаете, что было главным в избе? (Ответы детей)

Да, печка. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней. Раньше была печка, она обогревала жилье, а сейчас? (батарея-ответы детей) Вот вы сидите на лавочке, а сейчас в домах? (стулья-ответы детей). Посмотрите и вспомните, где сейчас хранят одежду и предметы быта? (ответы детей-шкаф) А раньше одежду хранили в сундуках. Посмотрите, у меня вот такой сундук. В нем хранятся предметы. Хотите узнать какие? (ответы детей).

Слушайте внимательно загадку, найдите слова подсказки и тогда правильно назовете предмет. Загадку слушаем до конца.

Загадки:





  1. Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

Кашу сварит… (чугунок)



  1. Выпускает жаркий пар,

Древний чайник…(самовар).



  1. Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят… (лапти).



  1. Четыре братца под одной крышей живут,

Одним кушаком подпоясаны. (стол).



  1. Летом спит, зимой горит.

Пасть открывает,

Что дают – глотает. (печь)



  1. Сама не ест,

А людей кормит. (ложка).

-Ребята раньше ложка не только кормила, но и веселила. Длинными осенними вечерами собирались люди у кого-то в избе и устраивали посиделки. Вели неспешный разговор, вязали, строгали, играли и пели. Давайте с вами возьмем по 2 ложки и сыграем с ними под музыку.

(дети берут ложки и под фонограмму играют на ложках).

-Какие мы с вами молодцы! Дружно поиграли. А вы, наверное, проголодались? Я сейчас растоплю самовар. Да вот беда угощение не успела испечь. Ребята, а вы мне поможете? Крендельки к чаю сделать? (ответы детей). Я знала, что вы дружные ребята, тогда давайте сядем за столы, да будем готовить угощенье. Печка уже горячая, ждет, когда ее крендельками «накормят».

(Дети садятся за столы.) Воспитатель напоминает, как правильно выполнить работу. Дети выполняют работу.

Какие вы помощники, посмотрите, у всех получились интересные крендельки. А в народе говорят: «Где хотенье, там и уменье.»

-Понравилось вам у меня в гостях? Что вы узнали нового? О чем вы сегодня можете рассказать родителям, знакомым? (ответы детей). А в народе говорят: «Делу время, потехе час.» Жаль с вами расставаться, но вас ждут новые интересные дела в группе. До свидания ребята! (дети уходят в группу)