+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Инновационные формы работы с родителями

Автор: Шмелева Марина Федоровна

Родители современных воспитанников – это люди, идущие в ногу со временем. Задача педагогов детского сада - поиск новых форм взаимодействия с ними. А педагог дошкольного учреждения в свою очередь - не только воспитатель, но и партнер родителей в вопросах воспитания их детей.

Поэтому необходимо так построить работу с родителями, чтобы создать единое образовательное пространство для равноправного и заинтересованного партнерства.

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Перед нами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, при этом оказать помощь в осуществлении воспитания и обучения детей.

Для достижения данной цели, я работаю над решением следующих задач:

·         Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

·         Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.

·         Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада. 

·         Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.

·         Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях 

 

 

Работа с семьями в группе начинается с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в ДОУ. Провожу анкетирование, личные беседы на эту тему. Затем творческой группой по организации сотрудничества с родителями (структуру которой вы видите на слайде) на основе запросов родителей, анализа анкет составляется план работы, подбираются интересные формы взаимодействия с семьей.

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи,  активно использую инновационные формы работы.

Инновация – пер. с англ. Обновление.

С точки зрения применения инновации в образовании - это внедренное нововведение, обеспечивающее качественный рост эффективности.

Подчеркну, что это не всякое нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность.

Инновационные формы предполагают:

      1. "Круглый стол" на различные темы

               2. «День добрых дел»  (помощь

                   в организации развивающей среды группы)

               3. Совместное творчество

               4. Совместные праздники

               5. Совместные проекты

               6. Опыт семейного воспитания

               7. Общение в соц.сетях

               8. Дни открытых дверей

 

Вашему вниманию представлены традиционные и инновационные формы сотрудничества с родителями. Традиционные формы предполагают пассивную роль родителя как слушателя, общение с педагогом носит формальный характер. Использование инновационных форм делает родителей активными участниками в жизни группы и детского сада, родители выступают в роли равноправных партнеров педагогов, проявляют инициативу.

В результате внедрения инновационных форм  я  чаще вхожу на контакт со всеми родителями, а не только с активистами. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Возросла заинтересованность родителей в жизни группы, детского сада. Совместная деятельность родителей, педагогов положительно влияет на воспитанников. Дети  пассивных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих детей.

Инновационные формы работы с родителями, которые я использую в своей работе: « Круглый стол» - на тему «Мы немножко подросли». Мы обмениваемся мнениями, отвечаем на вопросы,ищем пути выхода из сложившихся ситуаций.

Это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Это способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения, что позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей. А также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми и ребёнком в констексте развития личности, позитивно отражающиеся на его физическом, психическом и социальном здоровье.

Совместные проекты.

В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению с  овощами и фруктами « Сад – огород». Они собирали информацию о растениях, приносили растения в группу, делали фотографии, изготавливали поделки по данной теме, рисовали вместе с детьми рисунки. Затем создается совместный проект и представляется на общем собрании.

Совместные проекты роль взрослых – создать условия для реализации познавательной деятельности детей, помочь найти информацию по теме, создать развивающую среду.

Родительское собрание.

Важную роль играет анкетирование, которое позволяет изучить интересующие родителей темы по воспитанию, собрать разнообразный материал, выбрать формы предоставления этой информации Предварительно готовим с детьми  приглашения на собрания, подбираем материал к  конкурсам, изготавливаем памятки, оформляем благодарности. Собрания проводим  в форме дискуссий, круглых столов по обмену опытом, особенно родителям нравится когда в собрании участвуют их дети: аудиозапись высказываний детей, слайд-шоу с фотографиями детей, видео.

Совместные праздники. . Самым любимым видов совместной деятельности является участие родителей в праздниках, особое удовольствие приносит детям, когда родители погружаются в мир детского праздника.

Проводимая работа позволяет повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Выставки – коллекции, или совместные праздникиДети, посещая данные выставки, приобретают новые знания, расширяют кругозор, учатся рассказывать о предметах выставки – коллекции.

Совместно с родителями к 70-летию  Победы в Великой Отечественной войне  был организован мини – музей. Эта форма способствует воспитанию патриотических чувств, систематизации ранее полученных знаний у детей.

Ко дню матери в группе проводится выставка стенгазет «Моя мама лучшая на свете».

Здоровые дети - надёжное будущее.

В физкультурно-оздоровительные мероприятия включили День здоровья как эффективную и активную форму работы с детьми и их родителями. Родители помогают в изготовлении своими руками игровых тренажеров, атрибутов для игры для детей. Мы приглашаем родителей принять участие в спортивных соревнованиях: «Папа, мама, я - спортивная семья», «Весёлые старты. Происходит приобщение к здоровому образу жизни; осуществляется индивидуальный подход к каждому ребёнку; приобщаются родители к активному образу жизни и оздоровлению детей. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к семье.

Моя семья.

В этот день родители разных профессий приходят в гости к дошкольникам и знакомит воспитанников с особенностями своей профессии. Так нас посетил папа- полицейский, бабушка- педаитр, а преподаватель университета пригласил нас к себе на экскурсию . Воспитываем уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.

Дни добрых дел.  

Пропаганда добра, милосердия, любви к природе у детей дошкольного возраста.

 родители привлекаются к субботникам, к участию в озеленении территории,помогают облагораживать групповые участки.

Ежемесячно  в детском саду проводятся совместные тематические выставки поделок и рисунков детей и  родителей. Все семьи, которые принимают участие, мы поощряем благодарностями и дипломами на уровне группы, а наиболее активные семьи, которые принимают участие на уровне детского сада, но и на уровне города.

 Хотелось бы в будущем ввести новвоведение---Родительская почта.

 «Сундучок-доверия». В этот сундучок родители могут анонимно написать свои рекомендации для педагогов или пожелания.

6. Опыт семейного воспитания

 

В педагогической практике мною используются различные виды наглядности:

·         уголок для родителей, в котором содержатся  материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления, расписание работы специалистов и медицинского персонала;

·          разнообразные выставки совместного творчества взрослых и детей к праздникам и традиционным мероприятиям ДОУ, фотовыставки и фотоотчеты о работе группы на сайте ДОУ;

·         Информационные листки: объявления о собраниях, событиях, экскурсиях; просьбы о помощи; поздравления с днем рождения и праздниками.

·         Памятки для родителейна интересующие их темы и с целью просвещения.

·         Папки–передвижки: «Безопасность», « ЗОЖ»

Ежемесячно  в детском саду проводятся совместные тематические выставки поделок и рисунков детей и  родителей. Семьи, которые принимают участие, мы поощряем благодарностями и дипломами на уровне группы, а наиболее активные семьи, которые принимают участие не только на уровне детского сада, но и на уровне города — награждаются грамотами и подарками от детского сада.

Хотелось бы в будущем ввести новвоведение---Родительская почта.

 «Сундучок-доверия». В этот сундучок родители могут анонимно написать свои рекомендации для педагогов или пожелания.

Использование разнообразных форм работы дало определённые результаты: родители, стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.