+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Формы и методы активного обучения педагогов

Автор: Шабалин Юрий Васильевич

Формы и методы активного обучения педагогов

 

Шабалин Юрий Васильевич,

педагог дополнительного образования

МАОУ ДО «ДЦК»

 

Приемы активизации познавательной деятельности очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе.

Активизация познавательной деятельности обучающихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Всё большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учёбе, интеллектуальная пассивность. Поэтому объясняется особое внимание преподавателя к использованию методов и приёмов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты.

Система работы активизации познавательной деятельности обучающихся строится на основных положениях: теории деятельности, теории развития познавательного интереса, теории активизации познавательной деятельности.

Аспекты методики познавательного интереса включают три момента:

-привлечение обучающихся к целям и задачам урока;

-возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого матер -включение обучающихся в интересную для них форму работы.

-включение обучающихся в интересную для них форму работы.

 

«Дискуссия или диспут» - это публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы.  Цель их применения в методической работе – выработка определённой позиции коллектива или его отдельных членов по актуальной проблеме воспитания и обучения  детей,  по работе с родителями.  Рассмотрение, исследование, обсуждение спорного вопроса; каждый должен высказать собственное мнение, учиться отстаивать  его, доказать свою точку зрения. Организуя дискуссию, можно выяснить отношение воспитателей к спорному вопросу, создать коллектив единомышленников. В дальнейшем направить работу в определённом плане. Для дискуссии подойдут такие темы, как «Игра или занятие?», «Современный воспитатель, какой он?» и др.  После споров, рассуждений заведующая или избранный пресс-центр выступает  с заключительным словом. Заключительное слово нельзя строить по строго установленному трафарету. Но очень желательно, чтобы оно было кратким, ярким и убедительным, указывало решение поставленной проблемы, опиралось на более  удачные и интересные выступления участников диспута, ставило новые проблемы, вызывало интерес к знаниям, культуре. Заключительное слово, произнесённое искренне и задушевно, страстно и доказательно выслушивается с большим вниманием, запоминается надолго и нередко считается отправным моментом в работе по самовоспитанию и организации разнообразных и содержательных начинаний, помогающих духовному и нравственному росту коллектива.

 «Мозговой штурм» (или  «мозговая атака») может иметь место в тех методических мероприятиях, где надо выяснить, насколько прочны знания у воспитателей по обсуждаемой теме. Как правило, самостоятельным мероприятием он не проводится, а входит составной частью в «педагогический ринг», «деловую игру» и т.п. Существует несколько методик проведения мозговой атаки – брейнсторминг,  мозговая атака –  66 Д.Филипса,  двойное кольцо Сократа,  «Совет пиратов».

Брейнсторминг. Члены коллектива, например, озадачены поисками путей решения какой –либо проблемы. Все педагоги делятся на две группы по 7-9 человек.

Первая группа – «генераторы идей» - должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решений обсуждаемой проблемы. При этом они не имеют права обсуждать эти  варианты, отметая или соглашаясь с ними. В группе выбирается один человек, которому поручается фиксировать все возникающие идеи.

Вторая группа – «аналитики» - получают от первой группы списки вариантов и, не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее. Выбранные предложения группируются и объясняются.

Проведя первый круг мозговой атаки, группы меняются своими функциями и проводят второй круг. Задача старшего воспитателя во время проведения мозговой атаки – кратко изложить суть проблемы и правила (условия)  ее проведения. Запрещается всякая критика поступивших предложений. Предпочтение отдаётся количеству, а не качеству идей, поощряется комбинирование, перенос уже высказанных идей. Предложения должны поступать безостановочно. Если наступает заминка, старший воспитатель высказывает сам любое, даже фантастическое предложение. Обязательно фиксируются все варианты. Возможно использование магнитофона, видеокамеры и др.

Мозговая атака –  66 Д.Филипса.  Все  участники делятся на группы по шесть человек и в течение шести минут проводят мозговую атаку. После этого все наиболее интересные идеи передаются другим группам для фантазирования и генерирования идей ассоциацией. Эти вторичные идеи и составляют основу для решения содержательных проблем.

Двойное кольцо Сократа. Этот вариант подходит коллективам, в которых 15 и более человек. Участники делятся на две группы – круга: внутренний и внешний. В центре стоят семь стульев, шесть из них занимают участники, а седьмой всегда свободен. Во внешнем круге существуют запреты на разговоры – здесь можно только писать. Говорить т и  обсуждать тему могут только те, кто находится во внутреннем круге. Если у кого-то из внешнего круга возникает желание  что-то сказать, он занимает свободный стул, и тогда кто-то из внутреннего круга должен уйти, освободив седьмой  стул.

«Совет пиратов». Эту игру лучше проводить в маленьких коллективах (6-10 человек). Все, кроме эксперта (старшего воспитателя), рассаживаются в круг, распределяют роль – от юнги до капитана потерпевшего крушения пиратского брига. Обсуждение темы идёт, начиная с младшего по статусу к старшему. Каждый должен высказать новую идею. Тот, кто не сможет сформулировать её, того «съедают» голодные пираты, т.е. он выбывает из игры. Проводится несколько кругов до тех пор, пока не останется самый плодовитый «пират».

Деловой игрой принято называть воспроизведение деятельности педагога в данном случае – воспитателя, в условиях условной обстановки. Деловая игра включает в себя исполнение ролей в моделируемой обстановке, воспроизведение межличностных отношений. Основная цель деловых игр для воспитателей – поупражняться в правильном проведении разных режимных моментов с детьми: прогулки, экскурсии, занятия, игры…

Изучение проблем воспитательно-образовательной работы в детском саду через деловые игры помогает как начинающему, так и опытному педагогу усвоить технологию проведения занятий и воспитательных мероприятий. Целесообразно эту форму работы использовать  1-2 раза в год.  Волобуева Л.М. выделила такую структуру деловой игры:

1 этап – организационно – подготовительная работа;

2 этап – сама игра;

3 этап – исследовательский (может отсутствовать);

4 этап – заключительный (подведение итогов).

Деловую игру можно провести  с воспитателями и для обучения их работе, например: «Педагог пришёл в семью», «Устный журнал для родителей», «Вечер вопросов и ответов» и др. проведение деловых игр должна предшествовать разработка единых требований к отдельным этапам:

  • целевая установка проведения игры;
  • сценарий всех этапов деловой игры;
  • структура конкретных ситуаций, отражающих моделируемый процесс или явление;
  • критерии оценок, полученных в ходе игры;
  • рекомендации по дальнейшему совершенствованию профессиональных умений и навыков.

Деловые игры как метод обучения взрослых обладает следующими достоинствами:

  • Увеличивают интерес к учебному процессу;
  • Развивают самостоятельность;
  • Побуждают к творческому поиску;
  • Создают опыт принятия решений;
  • Создают ситуацию осознания участниками ролевых обязанностей должности.

Например: деловая игра на тему: «Педагог пришёл в семью».  Цель: поупражнять молодых воспитателей в поведении при посещении семьи детей. Роли: воспитатель, заведующая, мама, папа воспитанника, сам ребёнок, экспертная  группа.

Ход игры:  1. Объявить цель игры.

                    2. Распределить роли.

                    3. Дать конкретные задания в группе.

                    4. Работа в группе.

                    5. Собственно игра.

                    6. Выступление группы анализа (экспертной группы).

                    7. Подведение итогов.

При подведении итогов ведущий анализирует, прежде всего, содержание беседы   воспитателя с «родителями», а также аргументированность экспертов.

Большое место в содержании педагогических советов занимает обмен опытом работы. Вместо доклада воспитателя из опыта работы можно использовать  «Творческий отчёт» с широким применением  наглядного  демонстрационного материала: занятия – панорамы, магнитофонные записи, выставки «Галерея нестандартных занятий»  и т.п.  Когда  несколько воспитателей делятся опытом работы,  можно провести  этот обмен под рубрикой  «Творческие находки года» или «Круговая панорама творческих дел».  Если идёт обсуждение заимствованного опыта из других детских садов, то можно развернуть дискуссию. Из информации воспитателя с курсов можно выделить н а такой педсовет одно направление -  «Панорама опыта», т.е. обзор передового опыта работы, услышанного или увиденного на курсах повышения квалификации.

В последнее время некоторые руководители (заведующие, старшие воспитатели) семинары, практикумы проводят  в форме «методического ринга» или ещё иначе «педагогический ринг».  Его цель – совершенствование педагогическое  мастерство воспитателей, повышать их методический уровень, способствовать творческому поиску.  Поскольку это «ринг», то предлагает соревнование. Поэтому на «методическом ринге» работают как минимум две команды.  Команды формируются по-разному: по симпатии, из параллельных групп, по рекомендации администрации (когда неоднородны стаж работы, образование воспитателей). В форме «методического ринга»  можно проводить семинары, педсоветы. Задания участники получают в основном заранее, но есть и предложения в ходе работы.

Например: методический ринг, посвященный вопросам игровой деятельности, включает в себя следующие вопросы и задания:

  1. Роль игры в жизни ребёнка.
  2. Как развить сюжет в играх «магазин» и «больница» в разных возрастных группах?
  3. Какой игровой приём можно использовать на занятиях по обучению детей правилам дорожного движения?
  4. Как разрешить конфликтную ситуацию, возникшую в ходе игры (даётся вводная ситуация)?
  5. Покажите роль воспитателя в играх «Космос» и «Путешествие  по городу».
  6. Проведите одну из форм работы с родителями по вопросам игры.
  7. Сделайте  рекламу книги об игре.

Компетентное жюри оценивает работу команд в баллах. Характерной особенностью этой формы является то, что в её рамках могут иметь место решение педагогических ситуаций, практические и теоретические задания.

 

Литературная газета. Интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель – показать творческие возможности педагогов, детей и родителей. Все участники пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, делают рисунки.

Брифинг. Семинар-брифинг отличается от других форм методической работы в дошкольном учреждении тем, что позволяет максимально активизировать воспитателей как в процессе подготовки к семинару, так и на самом семинаре. Брифинг – это встреча, на которой кратко излагается позиция по одному из злободневных вопросов. Она может проводиться руководителем или специалистом, который заранее готовится к ответу на вопросы по определённой  теме и позволяет максимально активизировать воспитателей. Создаются две команды: одна задаёт вопросы, другая отвечает; организатор задаёт вопросы, педагоги отвечают.

Эстафета педагогического мастерства. Соревнование между несколькими группами педагогов, где один педагог начинает освещение проблемы, а следующие продолжают и вместе раскрывают её. Последний участник подводит итоги, делает выводы.

Творческая гостиная. Форма организации взаимодействия педагогов в соответствии с их интересами и предпочтениями. Создаётся обстановка свободного, непринуждённого общения.

Показ – панорама – моделирование различных подходов к решению одной и той же или сходных учебно-воспитательных задач, демонстрируемых последовательно разными педагогами. Эту форму работы можно проводить и  с детьми, с которыми работали по данным технологиям, или с взрослыми, исполняющими роли детей. Например: показ приёмов  руководства игровой деятельностью с позиции программы  «Детство» и технологии  «Детский сад – дом радости», занятие по изобразительной деятельности по традиционной методике обучения навыкам и по методике развития творческих способностей Лыковой С.

 «Образовательный салон». Эту форму работы можно назвать и «Педагогической гостиной». Её цель – повышение социально-психологической культуры воспитателя, знакомство с общечеловеческой и национальной культурой и личностное развитие педагогов. Темы встреч в «Образовательном салоне» определяется результатом анкетирования педагогов в конце учебного года. Каждый педагог в анкете указывает тему своего выступления в «салоне».

 

 

 

 

Литература

  • Активные формы  методической  работы с педагогическими кадрами. Составитель Паламарчук Е.И., изд. Хабаровский краевой институт усовершенствования учителей, 1991.
  • Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. Изд. Творческий центр «Сфера», М., 2005
  • Богославец Л.Г., Давыдова О.И. Методический аудит в ДОУ. / Управление ДОУ №6, 2008.
  • Борытко Н. Технологизация работы классного руководителя./ Школьные технологии, № 3, 2006
  • Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. Изд. Творческий центр «Сфера», М., 2004.
  • Волобуева Л.М., Мирко И.А. Активные методы обучения в методической работе. / Управление ДОУ, № 6, 2006.
  • Голицына Н.С. Система  методической работы с кадрами в дошкольном учреждении. Изд. «Скрипторий 2003», М., 2005.
  • Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. Изд. «Новая школа», М., 1995.
  •  Елжова Н.В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. Изд. 2-е – «Феникс», Ростов-на-Дону, 2007.
  • Зебзеева  В., Байкова Г., Мартынова С. Активные методы обучения на методических объединениях. Журнал «Дошкольное воспитание» №      2008.
  • Ильина Т.Н. Активные методы обучения педагогов в ДОУ. / Управление ДОУ, № 1, 2008
  • Микляева Н.В., Микляева Ю.В.  Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ. Изд. «Айрис Пресс», М., 2008.
  • Нуждина Н.И. Консультация как вид работы старшего воспитателя по повышению квалификации педагогов. / Управление ДОУ, № 6, 2006.
  •  Пенькова Л.  Стремление дошкольных работников к творческой профессиональной деятельности. / Дошкольное воспитание, №10 2008.
  • Симонов В.П. Педагогический менеджмент. Учебное пособие. М., 1997
  • Образовательное пространство ДОУ. Компакт-диск. Изд. «Учитель», Волгоград, 2007