+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда

Автор: Артемьева Надежда Николаевна

Использование инновационных технологий 

в работе учителя-логопеда. 

Опорные схемы в работе с детьми, имеющими нарушения 

речи. ( Из опыта работы) 

                               

 

                                   Учитель-логопед Артемьева Н.Н. 

                                    МДОУ Детский сад № 26 п.Поросозеро   

 

 

 

 

 

 

Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи. Дети старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, как программы детского сада, так и программы обучения в общеобразовательной школе. Особенно характерны трудности обучения для детей с ОНР. Работая с такими дошкольниками, сталкиваешься с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование, которое я использую в работе.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия ( звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную,  ассоциативную память. Использование опорных схем развивает умственные способности дошкольников.

Актуальность использования опорных схем в работе с дошкольниками состоит в том, что : 

- во- первых, для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятиям. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

-во- вторых, использование символов облегчает и ускоряет процесс  запоминания и усвоения материала.                                               

На этапе коррекции звукопроизношения использую карточки- символы гласных звуков, «Песенку про гласные звуки»

 ( «А», «О», «И», «У»   -   песенку пою).

К составляющим артикуляционного уклада звука относят: положение губ, зубов, кончика языка в момент произнесения звука; способ образования шума и типа преграды по активному и пассивному органу и месту преграды; особенности работы голосовых складок. Использование знаков- символов позволяет ребенку осознанно относиться к выработке различных артикуляционных укладов и «подстраивать» свою артикуляцию до получения правильного звука.

Детям предлагаю условные обозначения основных  моментов артикуляции. Каждый знак - символ показывает определенное положение органов артикуляции: губы в улыбке, губы широко разомкнуты, губы сомкнуты,  губы округлены, губы разомкнуты,  зубы сближены, губы трубочкой,  

кончик языка вверху, кончик языка внизу, голосовые складки сомкнуты,  голосовые складки разомкнуты, воздушная струя теплая,  воздушная струя холодная. 

Для различения понятий «звук» и «буква» использую следующие схемы: 

Букву мы видим и пишем ( на карточке схематично изображены глаз и рука).

Звук  мы произносим и слышим ( на карточке схематично  изображены губы и ухо):

При нормальном ходе речевого развития дошкольник спонтанно усваивает многие словообразовательные модели.  Детям с ОНР требуются длительные тренировочные упражнения по усвоения навыков словообразования. Чтобы облегчить этот процесс, разнообразить его и сделать  более интересным использую опорные схемы. Они позволяют показать многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного корневого слова.

Назови ласково (схематичное изображение маленького домика).

Назови огромного зверя (схематичное изображение большого дома).

Назови детенышей.

Назови одного детеныша.

Назови маму. 

Назови ласково детеныша  (схематичное изображение детёныша а маленького домика).

Скажи, чей хвост?

Скажи, чьи лапы?   

Скажи, чья голова?

Использование опорных схем на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить  ее в соответствии с поставленными учебными задачами. Применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания значительно облегчает детям  поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить.

Дети с речевыми нарушениями не владеют приемами и методами запоминания, поэтому они не любят учить стихи. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Чтобы этого избежать, в своей работе  использую опору на схематичные рисунки, схематично можно изобразить любое стихотворение.

Две сестрицы, две руки  рубят, строят, роют.                                       

Рвут на грядках сорняки и друг друга моют. ( Два личика девочек, две руки, топор, кирпичи, лопата, сорняки, кран со льющейся водой.)

Водичка, водичка, умой мое личико, 

Чтобы глазки блестели.

Чтобы щечки краснели, 

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок. (Капельки воды, личико, глазки, щёчки,  губки, зубки.)  и т.д.

После зарисовки условной схемы результат заметно улучшился, разучивание стало для дошкольников делом более эмоциональным, а содержание текста видимым, представляемым.

Используя опорные схемы в работе, сделала вывод, что дети стали более усидчивы, у них повысился интерес, ответственность, удовлетворенность результатами своего труда, улучшились  внимание, память, мышление, что положительно   сказывается на результатах коррекционной работы.

Список использованной литературы.

= Ткаченко Т.А.Если дошкольник плохо говорит.СП.б.,1999

= Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.         Детство – Пресс.2009

= Нищева Н.В.Обучение детей пересказу по опорным картинкам. Выпуск 1.

= Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей с ОНР. Альбом 4.,2008

 

 

 Использование инновационных технологий 

в работе учителя-логопеда. 

Опорные схемы в работе с детьми, имеющими нарушения 

речи. ( Из опыта работы) 

                               

 

                                   Учитель-логопед Артемьева Н.Н. 

                                    МДОУ Детский сад № 26 п.Поросозеро   

 

 

 

 

 

 

Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи. Дети старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, как программы детского сада, так и программы обучения в общеобразовательной школе. Особенно характерны трудности обучения для детей с ОНР. Работая с такими дошкольниками, сталкиваешься с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование, которое я использую в работе.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия ( звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную,  ассоциативную память. Использование опорных схем развивает умственные способности дошкольников.

Актуальность использования опорных схем в работе с дошкольниками состоит в том, что : 

- во- первых, для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятиям. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

-во- вторых, использование символов облегчает и ускоряет процесс  запоминания и усвоения материала.                                               

На этапе коррекции звукопроизношения использую карточки- символы гласных звуков, «Песенку про гласные звуки»

 ( «А», «О», «И», «У»   -   песенку пою).

К составляющим артикуляционного уклада звука относят: положение губ, зубов, кончика языка в момент произнесения звука; способ образования шума и типа преграды по активному и пассивному органу и месту преграды; особенности работы голосовых складок. Использование знаков- символов позволяет ребенку осознанно относиться к выработке различных артикуляционных укладов и «подстраивать» свою артикуляцию до получения правильного звука.

Детям предлагаю условные обозначения основных  моментов артикуляции. Каждый знак - символ показывает определенное положение органов артикуляции: губы в улыбке, губы широко разомкнуты, губы сомкнуты,  губы округлены, губы разомкнуты,  зубы сближены, губы трубочкой,  

кончик языка вверху, кончик языка внизу, голосовые складки сомкнуты,  голосовые складки разомкнуты, воздушная струя теплая,  воздушная струя холодная. 

Для различения понятий «звук» и «буква» использую следующие схемы: 

Букву мы видим и пишем ( на карточке схематично изображены глаз и рука).

Звук  мы произносим и слышим ( на карточке схематично  изображены губы и ухо):

При нормальном ходе речевого развития дошкольник спонтанно усваивает многие словообразовательные модели.  Детям с ОНР требуются длительные тренировочные упражнения по усвоения навыков словообразования. Чтобы облегчить этот процесс, разнообразить его и сделать  более интересным использую опорные схемы. Они позволяют показать многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного корневого слова.

Назови ласково (схематичное изображение маленького домика).

Назови огромного зверя (схематичное изображение большого дома).

Назови детенышей.

Назови одного детеныша.

Назови маму. 

Назови ласково детеныша  (схематичное изображение детёныша а маленького домика).

Скажи, чей хвост?

Скажи, чьи лапы?   

Скажи, чья голова?

Использование опорных схем на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить  ее в соответствии с поставленными учебными задачами. Применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания значительно облегчает детям  поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить.

Дети с речевыми нарушениями не владеют приемами и методами запоминания, поэтому они не любят учить стихи. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Чтобы этого избежать, в своей работе  использую опору на схематичные рисунки, схематично можно изобразить любое стихотворение.

Две сестрицы, две руки  рубят, строят, роют.                                       

Рвут на грядках сорняки и друг друга моют. ( Два личика девочек, две руки, топор, кирпичи, лопата, сорняки, кран со льющейся водой.)

Водичка, водичка, умой мое личико, 

Чтобы глазки блестели.

Чтобы щечки краснели, 

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок. (Капельки воды, личико, глазки, щёчки,  губки, зубки.)  и т.д.

После зарисовки условной схемы результат заметно улучшился, разучивание стало для дошкольников делом более эмоциональным, а содержание текста видимым, представляемым.

Используя опорные схемы в работе, сделала вывод, что дети стали более усидчивы, у них повысился интерес, ответственность, удовлетворенность результатами своего труда, улучшились  внимание, память, мышление, что положительно   сказывается на результатах коррекционной работы.

Список использованной литературы.

= Ткаченко Т.А.Если дошкольник плохо говорит.СП.б.,1999

= Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.         Детство – Пресс.2009

= Нищева Н.В.Обучение детей пересказу по опорным картинкам. Выпуск 1.

= Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей с ОНР. Альбом 4.,2008