Опыт работы "Занимательные занятия экспериментированием,как условие развития интереса у детей к окружающему миру
Автор: Жоглова Нина Михайловна
1.«Занимательные занятия экспериментированием, как условие развития интереса у детей к окружающему миру»
2.Цель работы: развитие познавательного интереса и исследовательской активности у детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
3.Задачи:
- расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
-развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, оптика, звук, температура, состояние веществ, сила тяготения, трения, а также электричество и инерция);
-развитие у детей познавательных способностей, мыслительных операций: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- активизировать работу по повышению уровня представлений детей об окружающем мире через взаимодействие с семьёй.
4.Принципы:
Принцип научности:
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
Принцип доступности:
— Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, поэтому обучение происходит в игровой форме.
Принцип последовательности:
— предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
— формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
5.Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
— обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип целостности:
— основывается на комплексном построении непрерывности процесса опытно — экспериментальной деятельности;
— предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагога, детей и родителей.
Принцип активного обучения:
— предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
Принцип результативности:
— предусматривает получение положительного результата проводимой работы независимо от уровня интеллектуального развития детей.
6. Организация работы по опытно – экспериментальной деятельности идёт по трём направлениям:
-живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов);
-неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);
-человек (функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений).
7.Для своей работы использовала разработки ведущих авторов: А. И. Ивановой, О.В Дыбиной, Н.А Рыжовой.