+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Развитие речевого дыхания у детей

Автор: Артемьева Надежда Николаевна

           РАЗВИТИЕ   РЕЧЕВОГО   ДЫХАНИЯ   У   ДЕТЕЙ   СТАРШЕГО 

           ДОШКОЛЬНОГО   ВОЗРАСТА   С   ОНР. ( Из опыта работы )  

                                                

                                                   Учитель – логопед  Артемьева Н. Н.

                                                    МДОУ  Детский сад № 26  п. Поросозеро.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физиологической основой речи является речевое дыхание, отличающееся своими физиологическими механизмами от обычного дыхания ( более глубокое и редкое, с коротким вдохом и удлиненным выдохом, зависит от произносимого речевого материала и т.д.) Важную роль в формировании правильного речевого дыхания играет полноценное диафрагмальное дыхание, способствует развитию координации и нормальной деятельности речевой функции, применяется для устранения избыточного психо - эмоционального   и мышечного напряжения. Неправильное его формирование способствует   сохранению уже имеющихся патологических стереотипов речевого дыхания.  Анализ литературы свидетельствует о том, что в настоящее время проблемы речевого дыхания остаются актуальными и нерешенными, а работы, посвященные изучению физиологических механизмов речевого дыхания в норме и при патологии в последние десятилетия крайне немногочисленные.   Имеющиеся в литературе  данные касаются  лишь вопросов тренировки речевого дыхания и чаще всего  ограничиваются лишь упражнениями, направленными на  воспитание длительного выдоха через рот, произнесением как можно больше слов  на одном выдохе ( Е.И.Радина, М. Ф.Фомичева ). Несколько шире этот вопрос представлен в литературе, связанной с устранением основного дефекта речи ( ринолалия, дизартрия, заикание), хотя и в ней основное внимание  уделяется воспитанию правильного речевого дыхания     (А.Г. Ипполитова, В.И.Селиверстов, М.Е.Хватцев, О.В.Правдина, Е.Ф.Рау и др.).  Речевое дыхание дошкольников резко отличается от речевого дыхания взрослых: оно характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом легких. Многие дети пользуются верхнеегрудным дыханием, часто совершают вдох с резким поднятием плеч. Некоторые дети не умеют рационально расходовать воздух в процессе речевого высказывания, а дети с ОНР нередко добирают  воздух почти перед каждым словом.             

Объектом нашего исследования является коррекционная работа по развитию  правильного речевого дыхания у детей с ОНР.                                                

Предмет - нарушение развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста с ОНР. 

Цель:  выявление благоприятных условий для осуществления коррекционной работы по развитию правильного речевого дыхания у дошкольников с ОНР.

Для достижения поставленной цели мы выдвинули ряд поставленных задач:

1 – Изучить и проанализировать педагогическую, психологическую, методическую и специальную литературу по проблеме развития речевого дыхания  у детей в норме и с ОНР.

2 –Выявить особенности состояния речевого дыхания у старших дошкольников в норме и с ОНР.

3 – Провести коррекционную работу и выявить ее эффективность.  

Гипотеза:

Мы предполагаем, что  коррекционная работа по развитию речевого дыхания у старших дошкольников с ОНР будет эффективной при следующих условиях :  

а) – если работа будет проводиться по 2 направлениям :  

1 – развитие силы и длительности выдоха без произнесения звуков; 

2 –развитие длительности выдоха в процессе фонации звуков при произнесении слов и фраз;   

б )  если последовательность коррекционной работа и приемы обучения будут спланированы с учетом особенностей недоразвития речевого дыхания у старших дошкольников с ОНР.                                                                            

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ДАННОЙ ПРОБЛЕМЫ.

1.1.Физиология дыхания и возрастная физиология дыхательной функции. 

Функциональная дыхательная система является важной как для жизнеобеспечения организма, так и для производства устной речи человека. Как известно, самое активное участие в акте вдоха принимает диафрагма. Опускаясь, диафрагма давит на органы брюшной полости. Это позволяет называть такой тип дыхания грудо-брюшным. В зависимости от того, какие мышцы участвуют в акте дыхания различают: 

- грудной;

- брюшной;

- грудо-брюшной ( смешанный)  типы дыхания. Тип дыхания зависит от тела и возраста.

Для периода новорожденности и первых месяцев жизни характерно брюшное дыхание. По мере того, как ребенок приобретает вертикальное положение, в дыхании начинают принимать участие не только диафрагма, но и межреберные мышцы.

С развитием плечевого пояса начинает доминировать грудное дыхание. У мальчиков к пубертатному периоду начинает превалировать брюшной тип, а у девочек преобладает грудное дыхание. Однако тип дыхания меняется от некоторых условий и физической работы. У женщин, занимающихся физическим трудом, преобладает грудобрюшной тип дыхания. При беременности, наоборот, тип дыхания грудной, так как движение диафрагмы вниз затруднено.

Наиболее рациональным типом дыхания, как с физиологической точки зрения, так и для осуществления функции фонации является грудобрюшное дыхание.  Этот тип дыхания, как отмечают Э.М.Чарели, А.Н.Островский, выгодно отличается от других типов, так как осуществляется за счет «активной работы всей дыхательной мускулатуры, обеспечивает одновременное функционирование мышц грудной клетки и брюшного пресса», тогда как при грудном типе дыхания при недостаточной активности мышц брюшного пресса и диафрагмы создается препятствие длительному и ровному выдоху, что ведет к утомлению голоса; при брюшном типе дыхания- недостаточная подвижность верхнего и среднего отделов грудной клетки ухудшает качество звучания  звука.

1.2.Речевое дыхание. Онтогенез речевого дыхания   

В процессе речи органы дыхания, наряду с основной биологической функцией газообмена, осуществляют также голосообразовательную функцию. Дыхание в процессе речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению с физиологическим в спокойном состоянии, имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.    

Под речевым дыханием понимается способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий, достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Правильное речевое дыхание дает возможность при меньшей затрате мышечной энергии речевого аппарата добиваться максимума звучности, более экономно расходовать воздух.  Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость(М.И.Фомичев, М.Е. Хват-цев. Э.М.Чарели).

Перед началом речи в норме делается  быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. «Речевой» вдох характеризуется наличием определенного объема  воздуха. Большое значение для озвучивания связного высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно логически завершенного отрезка высказывания.  Достаточная продолжительность выдоха обеспечивает нормальную длительность звучания голоса. Чтобы сохранить его плавность, легкость и длительность, необходимо не только рационально расходовать воздух в процессе высказывания, но и своевременно добирать  его. В процессе речи выдох происходит в основном через рот, он несколько замедлен, значительно продолжительнее, чем вдох (при физиологическом дыхании вдох и выдох совершаются только через нос).  При физиологическом дыхании, как считают В. Г. Ермолаев, Н.Ф. Лебедева, В.П.Морозов, отношение продолжительности вдоха и выдоха колеблется в пределах от 1:1 до 1:2; во время пения или разговора  продолжительность фазы выдоха может быть длиннее фазы вдоха в 12, 20 и даже в 30 раз. При этом дыхание во время пения и разговора осуществляется  одновременно через нос и через рот. О.В.Правдина указывает на такое же соотношение 1:20, 1:30, но считает, что вдох будет происходить главным образом через рот (путь вдыхаемого воздуха через рот короче и шире, чем через нос, поэтому происходит быстрее и незаметнее).

В ходе речевого развития вырабатывается специфический «речевой» механизм дыхания и, следовательно, специфические «речевые» движения диафрагмы. В процессе устной речи диафрагма многократно производит тонко дифференцированные движения вдоха и выдоха, причем колебательные движения идут на фоне общего непрекращающегося выдоха. В этом и состоит парадокс речевого дыхания, раскрытый Н.И.Жинкиным в работе «Механизмы речи»

На каждом звуке речи диафрагма модулирует с определенной амплитудой и тем самым дублирует артикуляцию речевых эффектов( губ, языка, глотки, гортани).Центральные механизмы четко регулируют и координируют движения диафрагмы в процессе речевого вдоха.  Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого неба. Речевой выдох – необходимое условие для произношения звуков. В зависимости от того, куда направлена воздушная струя – в ротовую или носовую полость, звуки будут (при одинаковой установке артикуляционного аппарата) звучать по – разному: «м», «мь»; «н», «нь» - при прохождении воздуха через носо-вую полость; «б», «бь»; «д», «дь» - при выходе воздушной струи через рот. При произнесении фрикативных звуков «с», «ш», «ж» и других требуется достаточно длительный выдох через рот. Чтобы привести в колебание кончик языка при произнесении звуков «р», «рь», нужна сильная воздушная струя.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ  ИССЛЕДОВАНИЯ  СОСТОЯНИЯ  РЕЧЕВОГО  ДЫХАНИЯ        У  ДЕТЕЙ С  НОРМОЙ  И С  ОНР.                 

Экспериментальные исследования проводились на базе МДОУ Детский сад № 26  п.Поросозеро с января 2020 года по май 2020 года( изучение и  анализ специальной и методической литературы ), с сентября 2020года по май 2021года ( практические исследования и коррекционная работа ).                                                                  

 Цель – выявить особенности развития речевого дыхания у детей с нормой и у  дошкольников с ОНР :  

- установить длительность и силу выдоха;                                                                                     - выявить умение рационально расходовать воздух при произнесении гласных звуков;                                                                                                                                                          - определить какое количество слогов дети способны произнести на длительном выдохе.  

1 задание:  - игровое упражнение « Подуй на снежинку »-  время выдоха фиксировалось с помощью секундомера.

Силу выдоха, умение целенаправленно посылать воздушную струю определяли в ходе игры « Дует ветер » По заданию следовало подуть на бумажного лыжника так , чтобы он как можно дальше перемещался по гладкой поверхности  стола (как дуть показывает взрослый). Путь, проделанный лыжником , измеряли линейкой .

2 задание: -выявить длительность произнесения гласных звуков  на одном выдохе ( звуки « а », « у» , « и » - контрастные по артикуляционным и акустическим свойствам). По заданию следовало как можно дольше спеть колыбельную песенку ( звук « а » ), песенку паровоза ( звук « у» ), песенку ослика     ( звук « и » ).

3 задание : - на материале стихотворения А. Барто « Наша Таня » ( включает 17 слов или 31 слог ),  чистоговорки  « Сидит еж у елки, у ежа иголки »(7 слов,  12 слогов ) установить, какое количество слов ( слогов ) могут произнести дошкольники на одном выдохе.

Наблюдая, фиксировали, когда ребенок добирает воздух, делает вдох в процессе речевого высказывания. В процессе чтения стихотворения или проговаривания чистоговорки  на подготовленных карточках с текстом отмечали места, где производился вдох. Данные протоколировали.

       РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ:

                                                                      Дети с нормой                  Дети с ОНР                                                                                                                                                                     

                                                                     ( в среднем )

Внеречевое дыхание                                   4,5 сек.                                  3,8 сек.     

Звук « а »                                                          5,2 сек.                                  4,3 сек.

Звук « у »                                                           6 сек.                                     5 сек. 

Звук « и »                                                           6,2 сек.                                  5,3 сек.

При длительном произнесении звуков у детей с ОНР дрожал голос, чувствовалась прерывистость в произнесении, что свидетельствовало: дети по возможности пытались использовать почти весь воздух, находящийся в легких.  Продолжительность выдоха ( внеречевого  и в процессе  произнесения гласных звуков) у детей с нормой выше.

Выполнение 3 задания показало:

                                                                         Дети с нормой.                   Дети с ОНР

Стихотворение                                                  4,3 вдоха                               5,4 вдоха.      

Чистоговорка                                                     1,4 вдоха.                               2,2 вдоха.

При прочтении стихотворения дети с нормой в основном осуществляли до-          бор воздуха после каждой прочитанной строки, т.е. выдоха им вполне хватало для произнесения четырех и даже более слов. Некоторые дети с ОНР до-  бор воздуха осуществляли после произнесения 2-3 слов.

При проговаривании чистоговорки у детей, которые сделали 2 выдоха( первый – вначале, 2- после слов « у елки » ), в конце фразы еще был запас воз-   духа для дальнейшей речи. 

На одном выдохе произнесли чистоговорку те дети, кто мог достаточно глубоко вдохнуть перед чтением, умея при этом рационально расходовать вы-  ход воздуха из легких .

Некоторые дети начинали произносить фразу на остаточном выдохе ( т.е. вдоха перед началом говорения не делали), но добирали воздух после слов    « у елки ».  В конце фразы у них еще оставался воздух, который они могли бы    использовать для дальнейшего говорения. 

У детей с ОНР речь замедленней, и в процессе чтения стихотворения они чаще делали паузы, добирая в это время воздух. Добор воздуха в процессе чтения стихотворения и чистоговорки не всегда связан с содержанием текста.              Нередко дети добирают воздух в любом месте текста, что естественно ведет   к нарушению плавности речи.

 КОРРЕКЦИОННАЯ  РАБОТА.  

Цель: - развитие речевого дыхания у детей с ОНР посредством коррекционных упражнений. 

Коррекционная работа по развитию речевого дыхания осуществлялась во взаимодействии со всеми педагогами  детского сада. Дыхательные упражнения проводились на логопедических занятиях, на физминутках  на занятиях в   в группе, на музыкальных занятиях, дома с родителями.

Цель дыхательных упражнений:  

- увеличить жизненную емкость легких, научить детей быстро, бесшумно производить вдох, рационально, плавно расходовать воздух на выдохе.           

Работу по воспитанию вне-  и речевого дыхания вели поэтапно:      

1 этап -  учили детей спокойно, достаточно глубоко вдыхать и плавно, протяжно выдыхать воздух без произнесения звуков ( работа над внеречевым дыханием ). 

2 этап – рационально, экономно производить выдох в процессе фонации звуков при произнесении слов и фраз ( работа над речевым дыханием). 

Обучая детей внеречевому дыханию, учили их производить быстрый вдох и    плавно, равномерно выдыхать воздух с различной силой. Использовали д/и  « Сдуй снежинку », « Ветер », « Погрей ладошки » и т. д. Использовали элементы соревнования : « Чья снежинка улетит дальше? », «Кто дольше?» и т. п.

Для выработки ровного, планомерного, удлиненного выдоха организовывали игры «Комары и комарики », « Большие и маленькие жуки», 

« Чья песенка длиннее? ». Детям следовало с различной громкостью произнести протяжно звуки « а », « у », « и », « з », « ж » и т. д. 

Особое внимание обращали на правильность произнесения на одном выдохе нескольких звуков, добиваясь одинаковой длительности их произнесения      без добора воздуха, плавно переходя от одного звука к другому:

« а------у-------»,  « у--------и---------», « з---------ж---------».  

В ходе  д/и и упражнений по воспитанию внеречевого выдоха внимание детей постоянно фиксировали на его длительности, а при произнесении звуков-    на равномерности и плавности их произнесения.

Для выработки речевого дыхания, кроме фонации звуков, предлагали детям    произносить  на одном выдохе небольшие по объему шутки-чистоговорки.           Следили за тем, чтобы дети произносили слова на одном выдохе, а фразы, состоящие из 6-7 слов членили на речевые отрезки, плавно распределяя паузы с учетом содержания текста. В качестве речевого материала использовали  потешки, короткие стихотворения.

    ВЫЯВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОДЕЛАННОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ 

     РАБОТЫ. 

Цель :  выявить эффективность проделанной  коррекционной работы. 

Задачи :   

 - провести повторное обследование состояния речевого дыхания у детей с ОНР; 

 -сравнить результаты обследования до и после проведения коррекционнй работы,

 -составить рекомендации для проведения коррекционной работы.

  РЕЗУЛЬТАТЫ  ПОВТОРНОГО  ОБСЛЕДОВАНИЯ :

 

                                                       Дети с нормой                          Дети с ОНР 

Внеречевое дыхание                    5,6 сек.                                      4,2 сек.

Звук « а »                                          7,8 сек.                                      5,1 сек.

Звук « у »                                           8,4 сек.                                      5,8 сек.

Звук « и »                                           9,6 сек.                                      6,1 сек.

 

Стихотворение                                 3,8 вдоха                                   4,8 вдоха

Чистоговорка                                    1,1 вдоха                                   1,6 вдоха

 

Результаты коррекционной работы показали:   работа, направленная на развитие речевого дыхания дает положительный эффект -  увеличивает длительность и силу внеречевого выдоха, оказывает влияние на воспитание речевого дыхания, возможность дольше воспроизводить звуки речи, больше слов про-  износить на одном выдохе.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что предполагаемая нами  в начале работы гипотеза, что « коррекционная работа по развитию речевого дыхания у старших дошкольников с ОНР будет эффективной при следующих   условиях : 

а ) – если работа будет проводиться по 2 направлениям : 

   1 – развитие силы и длительности выдоха без произнесения звуков ;

   2 – развитие длительности выдоха в процессе фонации звуков при произнесени слов и фраз;