+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Проектная деятельность в школе. Что такое проект для ученика и для педагога

Автор: Елфимова Наталья Валерьевна

Проектная деятельность в школе.

Что такое проект для ученика и для педагога.

         Проектная деятельность школьников — это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта. 
        Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей. 
        А для педагога проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: постановка проблемы, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

       Проектно-исследовательская работа в школе — это новый, инновационный метод, соединяющий учебно-познавательный компонент, игровой, научный и творческий. Основное отличие такой деятельности от традиционного обучения - это то, что учащиеся получая навыки сотрудничества, развитие поисковых и исследовательских умений, самостоятельной работы по приобретению новых знаний, развивают специфическое качество мышления, ориентированное на созидание.

      Обучение школьников проектной деятельности может осуществляться в рамках различных общеобразовательных дисциплин, а также во внеурочной деятельности. 

,

Методические рекомендации педагогу по организация проектной деятельности

1.     Подходите к проведению этой работы творчески. Не сдерживайте инициативу учащихся.

2.     Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите ребят действовать самостоятельно.

3.     При выборе темы проекта — не навязывать информацию, а заинтересовать, мотивируя их к самостоятельному поиску.

4.     Проблематика будущих проектов должна быть в области интересов учеников.

5.     Прежде чем дать ученикам проектное задание, следует предварительно осуществлять подготовку к ведению такой деятельности. Обсудить с учащимися выбор источников информации: библиотека, справочники, интернет, периодические издания и т. д.  Целесообразно организовывать для учеников совместные экскурсии, прогулки, наблюдения, эксперименты, акции.

6.     Должны быть созданы условия для удачного исполнения проектов (наличие материалов, данных, мультимедиа).

7.     Руководить проектами- это значит помогать ученикам, консультировать их, направлять.

8.     Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно.

Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных и исследовательских работ

1.     Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.

2.     Выполняй проект в следующем порядке:

·         Выбери с помощью родителей и учителя тему;

·         Подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.)

·         Разбей на этапы весь объем работы и процесс ее выполнения;

·         Выполни теоретическую и практическую части проекта;

·         Вноси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения практической части;

·         Если необходимо отрази практическую часть в схемах, таблицах, графиках;

·         Подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполняя для защиты демонстрационные наглядные материалы;

·         Защити проект;

3.     Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок.

4.     Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, фотоаппарат, ресурсы Интернет.

5.     Думай о том, как твоя работа будет полезна обществу.

6.     Приобретай самостоятельно недостающие знания.

7.     Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.

Особенности проекта

·        прежде всего это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом;

·        проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение.

·        результатом проекта является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

Проблема проекта

«Почему?» (это важно для меня лично)

Цель проекта

«Зачем?» (мы делаем проект)

Задачи проекта

«Что?» (для этого мы делаем)

Методы и способы

«Как?» (мы можем это делать)

Результат

«Что получится?» (как решение проблемы)

Виды проектов

По доминирующей деятельности:

Исследовательские проекты. Школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций, моделей или макетов, учебных фильмов, реже мероприятий, например, учебная экскурсия или докладов;

Игровые проекты. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач.
Информационные проекты. Учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме статьи, брошюры, газеты, альманаха.
Творческие проекты. Здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного мероприятия, образовательного события, акции по охране окружающей среды, видеофильма, выставки и многого другого. Фантазии нет предела.

По продолжительности выполнения:

· краткосрочные – 1-3 месяца;

· среднесрочные – от 3 месяцев до 1 года;

· долгосрочные – более 1 года.

По количеству участников:

· индивидуальные;

· групповые.

Выбор темы и постановка цели проекта

       Выбор тем проектов может быть основан на углублённом изучении какого-либо учебного материала с целью расширить знания, заинтересовать детей изучением предмета, усовершенствовать процесс обучения.
Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение и воплощение. Этим воплощением является социально значимый проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

 

Вид проекта

Цель проекта

Проектный продукт

Тип деятельности учащегося

Формируемая компетентность

Практико-ориентированный

Решение практических задач заказчика проекта

Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации

Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области

Деятельностная

Исследовательский проект

Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы

Результат исследования, оформленный в виде презентаций, стенгазет, буклетов

Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями

Мыслительная

Информационный проект

Сбор информации о каком-либо объекте или явлении

Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу, представленные в виде журнала, газеты, альманаха, презентации

Деятельность, связанная со сбором, проверкой, систематизации информации из различных источников; общение с людьми как источниками информации

Информационная

Творческий проект

Привлечение интереса публики к проблеме проекта

Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, акции, внеклассные занятия

Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики

Коммуникативная

Игровой или ролевой проект

Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта

Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное )

Деятельность, связанная с групповой коммуникацией

Коммуникативная

Этапы работы над проектом

Этапы работы над проектом

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

Подготовка

Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.

Планирование