Проектная деятельность в школе. Что такое проект для ученика и для педагога
Автор: Елфимова Наталья Валерьевна
Проектная деятельность в школе. Что такое проект для ученика и для педагога. Проектная деятельность школьников — это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта. Проектно-исследовательская работа в школе — это новый, инновационный метод, соединяющий учебно-познавательный компонент, игровой, научный и творческий. Основное отличие такой деятельности от традиционного обучения - это то, что учащиеся получая навыки сотрудничества, развитие поисковых и исследовательских умений, самостоятельной работы по приобретению новых знаний, развивают специфическое качество мышления, ориентированное на созидание. Обучение школьников проектной деятельности может осуществляться в рамках различных общеобразовательных дисциплин, а также во внеурочной деятельности. , Методические рекомендации педагогу по организация проектной деятельности 1. Подходите к проведению этой работы творчески. Не сдерживайте инициативу учащихся. 2. Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите ребят действовать самостоятельно. 3. При выборе темы проекта — не навязывать информацию, а заинтересовать, мотивируя их к самостоятельному поиску. 4. Проблематика будущих проектов должна быть в области интересов учеников. 5. Прежде чем дать ученикам проектное задание, следует предварительно осуществлять подготовку к ведению такой деятельности. Обсудить с учащимися выбор источников информации: библиотека, справочники, интернет, периодические издания и т. д. Целесообразно организовывать для учеников совместные экскурсии, прогулки, наблюдения, эксперименты, акции. 6. Должны быть созданы условия для удачного исполнения проектов (наличие материалов, данных, мультимедиа). 7. Руководить проектами- это значит помогать ученикам, консультировать их, направлять. 8. Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно. Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных и исследовательских работ 1. Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности. 2. Выполняй проект в следующем порядке: · Выбери с помощью родителей и учителя тему; · Подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.) · Разбей на этапы весь объем работы и процесс ее выполнения; · Выполни теоретическую и практическую части проекта; · Вноси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения практической части; · Если необходимо отрази практическую часть в схемах, таблицах, графиках; · Подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполняя для защиты демонстрационные наглядные материалы; · Защити проект; 3. Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок. 4. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, фотоаппарат, ресурсы Интернет. 5. Думай о том, как твоя работа будет полезна обществу. 6. Приобретай самостоятельно недостающие знания. 7. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта. Особенности проекта · прежде всего это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом; · проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. · результатом проекта является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
Виды проектов По доминирующей деятельности: Исследовательские проекты. Школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций, моделей или макетов, учебных фильмов, реже мероприятий, например, учебная экскурсия или докладов; Игровые проекты. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач. По продолжительности выполнения: · краткосрочные – 1-3 месяца; · среднесрочные – от 3 месяцев до 1 года; · долгосрочные – более 1 года. По количеству участников: · индивидуальные; · групповые. Выбор темы и постановка цели проекта Выбор тем проектов может быть основан на углублённом изучении какого-либо учебного материала с целью расширить знания, заинтересовать детей изучением предмета, усовершенствовать процесс обучения.
Этапы работы над проектом
|