+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Портфолио как условие развития самостоятельности детей 6-7 лет

Автор: Соколова Екатерина Александровна

Портфолио как условие развития самостоятельности детей 6-7 лет

 

Развитие самостоятельности является главной задачей воспитания детей дошкольного возраста. Если постоянно глушить стремление ребенка к самостоятельности, это может привести в дальнейшем к пассивности в деятельности ребёнка, к неспособности самостоятельно принимать решения. Такой ребенок всегда будет ждать, когда за него все сделают взрослые. Поэтому важно не оставлять без внимания попытки ребенка самостоятельно выполнить то или иное действие. Каждое достижение ребенка, пусть и небольшое, надо поддержать. Малыш постоянно нуждается в одобрении. Воспитание самостоятельности тесно связано, прежде всего, с привлечением ребенка к участию в одевании, умывании, кормлении.

Самостоятельность — это не только навыки, связанные с самообслуживанием. Это и умение занять себя. Уже на первом году жизни важно приучить ребенка часть времени проводить без участия взрослого, занимаясь предложенными ему игрушками. Эту линию надо продолжать и в дальнейшем. Воспитание самостоятельности не означает, безусловно, устранения взрослого. Напротив, детскую деятельность необходимо направлять, надо разумно руководить ею, оставляя место для проявления самостоятельности и инициативы.

В практике профессиональной деятельности педагога существует проблема: как развивать самостоятельность детей дошкольного возраста посредством технологии портфолио?

Портфолио является одним из лучших педагогических инструментов, который позволяет всесторонне задокументировать достижения ребенка, отразить динамику и вектор его развития. Планомерная работа по портфолио, грамотная интерпретация материалов и активное использование его в педагогическом процессе позволяет решить много задачи, поставленные Федеральным государственным стандартом дошкольного образования.

В педагогике самостоятельность - это одна из волевых черт личности.

Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений. Таким образом, самостоятельный человек является независимым человеком сформированными ценностями и представлениями о жизни. Детская самостоятельность была рассмотрена и изучена в работах Иванова В.Д., Осницкого А.К., Теплюк С., Марковой Т.А., К.П. Кузовковой, СЛ. Рубинштейна, Р.С. Буре, Л.Ф. Островской, Т. Гуськовой, И.С. Кона, А.А. Люблинской, Е. О. Смирновой. Данные педагоги и психологи считают, что самостоятельность - это внутренняя потребность растущего организма ребёнка, которую необходимо поддерживать и развивать. Как известно, самостоятельность ребёнка проявляется и развивается в деятельности: при её выборе и осуществлении, при постановке целей, определении и разрешении задач; при обобщении и переносе способов действий. С помощью взрослого самостоятельные начала ребенка закрепляются, проявляются в разнообразных видах деятельности и в дальнейшем постепенно приобретают статус свойства личности.

На основе анализа психолого-педагогической литературы мы выделили основные показатели проявления самостоятельности у детей 6-7 лет:

• если ребёнок инициативен и умеет действовать согласно собственной инициативе. Если ребёнок замечает, что так действовать необходимо, что этого требуют условия и обстоятельства;

• когда ребёнок способен выполнять привычные для него действия без помощи взрослого;

• самостоятельность проявляется, когда дети поступают осознанно в сложившейся ситуации;

• если ребёнок умеет ставить цель по ситуации и осуществляет её, то тут тоже можно говорить о его самостоятельности.

Если ребёнок может контролировать свои поступки и действия, а также результаты, полученные в ходе деятельности.

Изучение самостоятельности в педагогике затрагивает все аспекты данной проблемы. Изучается сущность самостоятельности, ее природа,

структура и соотношение компонентов самостоятельности, ее этапы, условия и методы развития, а также взаимосвязь самостоятельности с различными психическими процессами, значение и ее роль как фактора адаптации к дошкольному образовательному учреждению.

А что же насчёт детского портфолио? Чьё внимание и уважение оно должно зарабатывать? В первую очередь - самого ребенка. Он должен чётко осознавать, что он умеет делать сам, что он уже выучил, как он осваивает новые знания самостоятельно. Он должен знать свои сильные стороны, свои индивидуальные особенности, а также те способы обучения, который подходит именно ему. Портфолио должно вселять в ребенка уверенность в себе, гордость за свои достижения. Гордость и уверенность на таком важном жизненном этапе-этапе взросления

 

Хочется рассказать о своём опыте работы с учебно-практическим пособием «Применение портфолио в дошкольных организациях 3-6 лет» под редакцией Л.В. Свирской, (авторы А. Бостельман и М. Финк) в развитии самостоятельности детей. Авторы программы «Вдохновение» рассматривают портфолио как особую методику, которая наиболее подходит для формирования у ребенка осознанного отношения к себе, к своим талантам, склонностям, особенностям обучения. Они предлагают создавать портфолио из 5 разделов:

· 1 раздел – «Обо мне». В него входят 10 подразделов: «Это я», «Я становлюсь старше», «Автопортрет», «Моя семья», «Когда я вырасту», «Я люблю», «Моя любимая книга», «У меня хорошо получается», «Истории обо мне», «Где я уже побывал».

· 2 раздел - «Я в детском саду». В него входит 6 подразделов: «Моё любимое место в детском саду», «Моя группа», «Мои друзья», «Праздник в моём детском саду», «История в фотографиях», «Что я думаю о детском саде».

· 3 раздел – «Над чем я сейчас работаю. Здесь выделяют 8 подразделов: «Я учусь писать», «Я учусь считать», «Я наблюдаю за природой», «Я - человек», «Я провожу эксперимент», «Моё творчество», «Моё стихотворение», «Мой рассказ».

· Раздел 4 – «Чему я хочу научиться: мои цели». Содержит 3 подраздела: «Я хочу узнать/научиться», «У меня возник вопрос», «Получилось!».

· 5 раздел – «Страницы для тебя». Данные страницы заполняет воспитатель или родители. Здесь отражается мнение взрослых о портфолио ребёнка, даются пожелания, похвала за достижения ребёнка.

Ценность портфолио заключается, прежде всего, в том, что оно способствует появлению самостоятельности в действиях, а также адекватной самооценки, раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.

Дошкольнику необходимо умение самостоятельно ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки.

Именно личностный рост ребенка, его продвижение только относительно самого себя может и должно оцениваться совершенно другим, особым способом, который может зафиксировать личностные изменения. Этим способом является портфолио. В портфолио включены результаты, достигнутые ребенком в следующих видах деятельности: творческой, социально-коммуникативной, трудовой деятельности. Ведение портфолио в ДОУ рассчитано на четыре года и спланировано по этапам, что позволяет составить “картину” значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребёнка в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

Карта проявлений самостоятельности А.М.Щетинина заполняется воспитателем на основе наблюдений, проведенных за ребенком. Если оказалось, что указанное качество ребенок не проявляет никогда, то в соответствующей графе ставится 0 баллов, иногда - 2 балла, часто - 4 балла.

Показатели развития социальной самостоятельности

· Умеет найти себе дело

· Имеет свою точку зрения

· Не обращается за помощью к сверстникам

· Не обращается за помощью к взрослому

· Стремится сделать все сам

· Доводит начатое дело до конца

· Без указания взрослого убирает посуду, игрушки, вещи

· Самостоятельно решает конфликты со сверстниками

· Не заботиться, чтобы всегда находиться в согласии с большинством

· Негативно относится к какой-либо помощи со стороны взрослого или сверстников

· Без напоминания выполняет порученные дела

· Может играть один

Подсчитав количество баллов, можно определить уровень развития самостоятельности у ребенка: низкий - 0-12 баллов; средний - 13-24 балла; высокий - 25-48 баллов.

Для работы с портфолио мы решили взять три ребенка, так как данная технология является инновационной для этого сада. По результатам диагностики можно сделать следующие выводы:

1.Диагностика социальной самостоятельности:

-Дима П. 36 б.

-Равиль А. 42 б.

-Лиля К. 38 б.

Ребята имеют свою точку зрения, могут играть одни, редко обращаются за помощью к взрослому. Подсчитав количество баллов, можно

определить уровень развития самостоятельности детей: высокий (25-48 баллов).

В показателях: не обращается за помощью к взрослым, без указания взрослого убирают посуду, игрушки, вещи, не обращается за помощью к сверстникам, негативно относится к какой-либо помощи взрослого или сверстников дети набрали минимальное количество баллов, полученные результаты свидетельствуют о дальнейшем пути развития самостоятельности, необходимости улучшения этого качества.

Для увеличения уровня самостоятельности детей, нами был разработан индивидуальный план работы для каждого ребенка.

Индивидуальный план развития самостоятельности Лили К. с использованием портфолио

 

№ Сроки Проблема Методика проведения

1 Февраль (1-2 неделя) Не стремится сделать все сама Во время «Часа портфолио» воспитатель предлагает, заинтересовывает ребенка сделать что-то самому (например, в разделе «Где я уже побывал», выбрать фотографии, картинки, где он уже был, и вложить их в портфолио).

2 Февраль (3-4 неделя) Без указания взрослого убирают посуду, игрушки, вещи Свободная деятельность, пригласить ребенка побеседовать. Личностная беседа «Главные качества». Чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе» и обсуждение. Обязательно зафиксировать с ребенком в разделе «Я могу» «..я самостоятельно убираю игрушки и посуду на место..»

4 Март (1-2 Неделя) Не обращается за помощью к сверстникам ЧХЛ. Чтение отрывков повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда». Обсуждение притчи «Веник целый не сломать, а по путику легко переломать». В портфолио?

Работа над портфолио влияет и на характер взаимоотношений с родителями. Они становятся полноправными субъектами. Для работы с родителями мы проводили родительские собрания. Большая часть работ,

помещаемых в портфолио, рождается в группе, в совместной деятельности с воспитателем. Однако помощь должна сводиться к минимуму по мере взросления ребенка. При этом с самого начала важно построить работу таким образом, чтобы ребенок самостоятельно прикладывал определенные усилия к формированию портфолио, поскольку в процессе работы неизбежно происходит осмысление своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Ребенок начинает самостоятельно оценивать себя. Недопустимо формирование портфолио взрослыми без учета мнения самого ребенка.

Именно за дошкольником должно оставаться право выбора того, какие материалы необходимо включить в папку достижений. В конце года проводится итоговое мероприятие, на котором дети рассказывают о своих изменениях и достижениях. И именно тогда мы можем видеть, насколько ребенок самостоятелен в своей деятельности.

Рассмотрим разделы портфолио, которые, с нашей точки зрения, развивают самостоятельность детей 6-7 лет.

Одним из главных разделов, влияющих на развитие самостоятельности дошкольника, на наш взгляд, является 1 раздел – «Обо мне». Именно в подразделе «У меня хорошо получается» ребенок сам должен определить свои сильные стороны, ему необходимо выбрать из ряда своих работ лучшую, которая, на его взгляд, более удачная и поместить ее в портфолио, тем самым дошкольник самостоятельно анализирует свои работы. В разделе 4 «Чему я хочу научиться: мои цели», подразделе «Я хочу узнать/научиться» происходит фиксация целей, которые ставит перед собой ребёнок, причем ставит самостоятельно. Дошкольник определяет для себя именно то, что важно ему на данном этапе, чему бы он хотел научиться и что бы он хотел узнать. Если же ребенок затрудняется, мы помогаем ему. Например: во время часа портфолио все дети собираются за столами вместе с воспитателем, на столах уже все приготовлено: сами папки, работы детей, новые распечатанные шаблоны страниц, а также карандаши и клей. Каждый

ребенок во время часа портфолио выбирает самостоятельно: каким карандашом или фломастером он хочет рисовать, какие именно материалы он занесет в свою папку, сам выбирает лучшую работу, которую также хочет поместить в папку. Организуя этот выбор, мы всегда обсуждаем с детьми, понравилось ли им занятие или игры на этой неделе, как они сами оценивают свою деятельность. Такая совместная работа помогает развивать самостоятельность ребенка. К тому же ребенок может работать с портфолио не только во время часа портфолио, но и в любое другое время, когда он захочет, занимаясь отбором работ самостоятельно.

Итоговая диагностика еще не проведена, но наблюдение за детьми показывает, что дети становятся более самостоятельными, улучшаются такие показатели, как: найти себе дело, самостоятельно решать конфликты со сверстниками. Таким образом, можно сделать вывод, что ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению и развитию самостоятельности дошкольника, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Э. Хаббарта говорил: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи педагога». Портфолио, при умелой работе, помогает добиться этой цели.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бостельман, А., Финк, М., Применение портфолио в дошкольных организациях. 3-6 лет [Текст]: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования / А. Бостельман, М. Финк; под ред. Л. В. Свирской. - Москва: Издательство «Национальное образование», 2015, - 124 с.

2. Портфолио достижений ученика - шаг в сторону реформирования оценочной системы в школе [Текст]// Профильная школа. - № 5. - 2004. – 90 с.

3. Цыркун, Н.А. Самостоятельность [Текст]// Цыркун Н.А., Развитие воли у дошкольников. -Мн.,-1991.

4. Юдина И.Г. Портфолио ученика средней школы [Текст]/ авт.-сост. И. Г. Юдина. - Волгоград: Учитель, 2007 (Саратов: Саратовский полиграфкомбинат). - 223 с