+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Профилактика вторичного сиротства: социально-педагогическая поддержка и комплексное сопровождение молодых матерей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Автор: Кривоносова Евгения Юрьевна

Кривоносова Евгения Юрьевна,

воспитатель,

КГКУ «Зеленогорский детский дом»,

г. Зеленогорск, Красноярский край

 

ПРОФИЛАКТИКА ВТОРИЧНОГО СИРОТСТВА: СОЦИАЛЬНО -ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА И КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МОЛОДЫХ МАТЕРЕЙ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация. Статья посвящена постинтернатному сопровождению молодых матерей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Представлена структурно-функциональная модель постинтернатного сопровождения данной категории выпускников детского дома. Автор уделяет внимание профилактике вторичного сиротства.

Ключевые слова: постинтернатное сопровождение, профилактика, вторичное сиротство.

 

 Evgeniya Y. Krivonosova,

educator,

RSPI«Zelenogorskiy kindergarten»,

c. Zelenogorsk, Krasnoyarskiy region

 

Annotation. The article is devoted to the post-international support of young mothers from among orphans and children left without parental care. The structural and functional model of postinternational support for this category of orphanage graduates is presented. The author pays attention to the prevention of secondary orphanhood.

Key words: postinternational support, prevention, secondary orphanhood.

 

   Одной из центральных задач Современной Российской системы защиты детства является профилактика социального сиротства, а точнее предотвращение вторичного сиротства. Профилактика вторичного сиротства – одна из актуальных проблем интернатных учреждений. Статистика показывает, что среди тех, кто отказывается от своего ребенка, немало молодых матерей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

   В практике работы с выпускниками КГКУ «Зеленогорский детский дом» была выявлена особая проблемная группа – выпускницы, являющиеся молодыми мамами и находящиеся в трудной жизненной ситуации. Часто они не имеют жилья, профессионального образования, семьи, работы, поддержки со стороны близких. Дополнительным фактором риска для них является отсутствие позитивного опыта семейной жизни и детско-родительских отношений. В ряде случаев велик риск социальной дезодаптации, отказа от ребенка и нарушения материнской привязанности. Таким образом, следует говорить в контексте данной статьи о профилактике вторичного сиротства. В обобщенном виде профилактические мероприятия могут быть определены как нейтрализующие, компенсирующие, предупреждающие возникновение обстоятельств, ведущих к социальным отклонениям, устраняющие эти обстоятельства, мероприятия последующего контроля за проведенной профилактической работой. 

   Помощь Службы Постинтернатного Сопровождения молодым матерям направлена на предотвращение вторичного сиротства в семьях выпускниц детского дома, защиту прав матери и ребенка, развитие родительской компетентности, решение жилищных проблем, а также проблем с завершением образования и трудоустройством.

   Цель - оказание комплексной социально-педагогической помощи молодым мамам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предотвращения вторичного социального сиротства.

   В связи с этим повышение эффективности профилактических мероприятий нам видится возможным по следующим направлениям комплексной социально-педагогической поддержки молодых матерей:

Направление деятельности

Мероприятия

Консультативная помощь в  жилищных вопросах

- Правовое сопровождение вопросов получения постоянного жилья, ремонта ранее закрепленного жилья, задолженностей по коммунальным платежам.

- Содействие в поиске временного жилья (арендованное жилье).

Консультативная помощь по правовым вопросам

- Защита законных прав и интересов в отношении семейного, гражданского, трудового, налогового права.

- Содействие в получении социальных выплат и услуг.

- Помощь во взаимодействии с государственными учреждениями.

- Помощь в устройстве за ребенка в дошкольное образовательное учреждение.

Содействие в получении образования

- Содействие повторному поступлению в учебное заведение.

- Помощь в преодолении трудностей в обучении.

Консультативная помощь по планированию семейного бюджета

- Материальная поддержка (подарочные карты детских магазинов, вещевая помощь).

- Развитие экономической самостоятельности.

Консультативная помощь по сохранению и укреплению детско-родительских отношений

- Создание развивающего игрового пространства (оборудованная игровая комната).

- Занятия и консультации (родительские встречи, тренинги, индивидуальные и семейные консультации).

Содействие в трудоустройстве

- Помощь в организации производственной

практики, в поиске работы, информирование о ситуации на рынке труда и возможностях дополнительной профессиональной подготовки для расширения навыков надомного труда посредством социальных сетей.

Развитие бытовых и коммуникативных навыков

- Мастер-классы по различным видам рукоделия и кулинарии, занятия по личностному развитию.

Содействие в организации семейного досуга

- Организация творческих досуговых мероприятий (проведение детских праздников, посещение кинотеатра, выставок в музее, городских досуговых мероприятий).

 

   Оказание помощи выпускницам на данном этапе позволяет им успешно завершить обучение, получить профессию, создать необходимые условия для развития ребенка, решить острые жилищные проблемы, получить необходимую психологическую и бытовую поддержку на этапе адаптации в новой роли – роли матери. Своевременная помощь является эффективным способом профилактики вторичного сиротства, позволяет предотвратить отказы от своих детей со стороны выпускниц детского дома.

   Деятельность по профилактике вторичного сиротства должна носит комплексный, системный характер с привлечением многих специалистов, а оптимизация функций и практической деятельности учреждений всех ведомств способствует наибольшей эффективности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс]. http://www.usynovite.ru/documents/federal/legislative/

12.02.2006 / (дата обращения 24.03.2021)

2. Абельбейсов., В. А. Социализация сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: теоретико-методологические основы / Абельбейсов // Сибирский педагогический журнал. – 2016 – № 9 – 143 с.

3. Азарова., Е. Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы /

Е. Г. Азарова //. – М.: Контракт 2012; Информационно – правовая система «ГАРАНТ».

4. Антонов., А. И. Медков., В. М. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М.Медков. – М., 2015

5. Барябина., Е. Н. Проблемы социализации выпускников детских домов и интернатов / Е. Н. Барябина // Социальное неравенство и образование: проблемы, исследования, действия. – Саратов, 2015 – 360 с.

6. Гиппенрейтер., Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст] /

Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва, 2003. – 240 с.