Профилактика экстремистских и террористических проявлений в молодежной среде
Автор: Платонов Вячеслав Сергеевич
Профилактика экстремистских и
террористических проявлений в
молодежной среде
Молодежь – категория населения, которая в силу
различных присущих ей социально-психологических,
физиологических, демографических и иных особенностей
наиболее уязвима к воздействию идеологии экстремизма и
терроризма, поэтому вдохновители и организаторы террора
именно на молодых людей делают первоочередную ставку в
своих усилиях по расширению круга единомышленников,
сторонников и пособников.
Об этом красноречиво говорят факты по результатам
антитеррористической деятельности правоохранительных
структур. Так, из числа почти сотни ликвидированных
боевиков – участников нападения на г. Нальчик в октябре
2005 года более 60 % – молодые люди до 25 лет. Возраст
почти 90% ликвидированных и задержанных в прошлом
году на территории Дагестана террористов и их пособников
не превышает 30 лет. Аналогична ситуация и в других
регионах со сложной оперативной обстановкой. Причем
тенденция ко все большему омоложению последователей
терроризма только усиливается. Даже главари бандгрупп
сегодня – это в основном 25 - 30-летние преступники, а
среди рядовых боевиков порой встречаются вчерашние
выпускники школ и даже ученики старших классов.
Приведенная статистика из региона свидетельствует
о том, что уже давно террористы создали себе общий
30
плацдарм и открыто противостоят государственной и
региональной власти. Причин тому немало, многие из них
из советского и досоветского прошлого, однако очевиден
тот факт, что идейные основы терроризма на Северном
Кавказе носят ярко выраженный религиозно-политический
характер. И вполне очевидно, что главными
провоцирующими его факторами являются, прежде всего,
тотальная коррупция и серьезные недостатки в сфере
регулирования этноконфессиональных отношений и
молодежной политики.
Некоторые эксперты проводят аналогию
современных общественно-политических процессов в
республиках Северного Кавказа с ситуацией в ряде
развивающихся стран, большие группы населения в
которых не имеют возможности воспользоваться
преимуществами глобализации, что ведет к утрате их
идентичности, привычного социального статуса и
значимости, разрушает обычаи, ценностные ориентиры. Это
неизбежно вызывает рост протестных настроений и
естественное стремление к попыткам найти защиту и
поддержку в традиционных негосударственных
общественных институтах, прежде всего религиозных.
Ощущение вопиющей несправедливости социальноэкономической и правовой систем, отсутствие перспектив
социальной самореализации и растущее неравенство,
невозможность не криминальным путем обеспечить
достойную жизнь и приемлемый социальный статус
толкают молодых людей в объятия террористов, которые
31
обещают им быстрое и эффективное решение всех проблем
по законам шариата и дают возможность быстро заработать
на терроре против неверных.
Социально-политические процессы в российском
обществе и в молодежной среде имеют значительную
региональную специфику, и обусловлена она не только
неравномерностью экономического развития и уровнем
финансового благополучия. В последние годы
террористические ячейки все сильнее заявляют о себе не
только в традиционно неблагоприятном Северо-Кавказском
регионе, но и в значительно более социально и
экономически развитых Татарстане и Башкортостане.
Вместе с тем их практически нет в соседних, во многом
сопоставимых с указанными и также национальных
республиках, таких как Калмыкия, Чувашия. Очевидно, что
в данном случае основным фактором, определяющим
остроту террористической угрозы, выступает религиозный,
поскольку преобладающими религиями в Калмыкии и
Чувашии является не ислам, а буддизм и православное
христианство. Но не ислам как религия выступает
непосредственным источником террористической угрозы,
ее идеологической основой, а некий псевдоисламский
суррогат, представляющий из себя набор произвольных, в
угоду отдельных лиц толкуемых, положений Корана,
фактически извращающих их истинный смысл. В
значительной степени это обусловлено тем, что ислам, как
самая молодая из мировых религий, активно развивается, и
особенностью нынешнего этапа его развития является
32
появление внутри и вокруг него агрессивных,
воинствующих объединений, фактически сект, пытающихся
утвердиться посредством террора, тотальной конфронтации
со светским государством и его ценностями, а также и с
каноническим, традиционным исламом.