+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Правила дорожного движения, достойны уважения

Автор: Платонов Вячеслав Сергеевич

 

Работа со старшеклассниками по профилактике ДДТТ

 

 

Этот возрастной период - один из самых благодатных в становлении личности человека.

Ранняя юность устремлена к осознанию своей жизни в целом, к осмыслению общих законов мироздания, к оценке реального конкретного мира.

Ранняя юность прекрасна мировоззренческой устремленностью, а значит, желанием изменить и переустроить этот мир. Неопытность юности придает ей смелость в суждениях и безоглядность в критике окружающей среды.

Именно жизнь, как отдельный особенный объект, является постоянным предметом осмысления старшеклассника. Но не просто жизнь, как отсутствие смерти и существование на земле, а – жизнь, достойная ЧЕЛОВЕКА в его качестве наивысшей ценности.

Исследователи подросткового возраста отмечают, что отношения в коллективе сверстников часто строятся на основе принципов «кодекса чести». Это правила взаимопомощи и взаимовыручки, которые не всегда совпадают с подлинными оценками нравственного содержания действий и отношений сверстников.

Взрослый обязательно должен руководить детским коллективом, чтобы у подростков была возможность усвоить истинные человеческие ценности.

В связи с этим возрастает огромное значение умение организовать коллектив, где односторонность отношений практически исключается, и в силу вступают гуманные истинные отношения людей, объединённых общей, социально значимой целью. Забота о друге, сверстнике и забота о малыше - разные по содержанию отношения.

В раннюю юность, благодаря социально-психологической природе этого возраста, складывается некий образ жизни. Он становится образцом для повседневной реальности, он выступает как модель для уже сегодня начатого построения собственной жизни. Поэтому чрезвычайно важно активизировать все духовные силы старшеклассника для создания идеального представления: что есть жизнь, которая достойна моего «Я»? Что есть жизнь, которую ведет современный достойный человек?

Современный подросток - человек с кипучей энергией, инициативностью, сталкивается с культурой, в которой универсальные инструкции ценятся выше индивидуальных проявлений жизни; общее, алгоритмизированное, понятное в поведении другого человека, делает его «удобным» для управления во всех социальных системах.

Но, к счастью, всегда есть юные молодые люди, которых тяготит эта универсальность потому, что по законам жизни они особенно чувствительны к проявлениям силы и слабости самой жизни, открытой для неё через существование живого «Я». Это живое «Я» проявляет себя в широком размахе колебаний и противоречий переживаний, связанных с необходимостью найти и установить своё собственное содержание, освоить своё собственное психологическое пространство.

А современная жизнь настоятельно требует от старших школьников активного включения в разноплановые социальные взаимоотношения.

Средства массовой информации, призывая старшеклассников к достижению определенных социально значимых целей, не могут на практике научить их культуре общения, успешной социальной коммуникации, не способны даже ответить на ключевой педагогический вопрос: как современному молодому человеку приобрести высокий уровень социальной, коммуникативной и организационной компетентности? По нашему мнению, ведущую роль в социальном становлении молодого человека должны сегодня играть образовательные учреждения, и особенно - учреждения дополнительного образования, которые в соответствии со своей спецификой, своими потенциальными возможностями должны создать наиболее благоприятные условия для решения такого рода задач.

Формы и средства социально-коммуникативной деятельности, применяемые сегодня в учреждениях дополнительного образования при организации учебной и внеучебной работы с обучающимися, должны быть всемерно направлены на включение ребят в активную разноплановую социально ориентированную деятельность. В этом отношении мы попытаемся по максимуму реализовать потенциал нашего многопрофильного учреждения дополнительного образования детей – Детского оздоровительно-образовательного центра «Лесная сказка».

Наша цель:

Предупреждение и снижение детского дорожно-транспортного травматизма, а также повышение уровня знаний старшеклассников в вопросах пропаганды безопасности дорожного движения, профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, реализации государственной политики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

ЗАДАЧИ:

активизация познавательной деятельности школьников в сфере ПДД;

осознание подростками необходимости получения знаний по ПДД для обеспечения собственной безопасности;

привлечение учащихся старших классов к общественно-полезной деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;

включение учащихся старших классов в деятельность Госавтоинспекции по пропаганде безопасности дорожного движения.

Предполагаемые направления работы:

- Обучение

- Пропаганда

- Наставничество (шефство над младшим и средним школьным звеном)

формы

- семинары практикумы – состоит из двух частей, теории и практики, он может быть разовым, а может быть действующем в течении учебного года

- семинар брифинг – позволяет максимально активизировать участников, как в процессе подготовки, так и на самом занятии

- дискуссия – целенаправленный обмен суждениями, мнениями, идеями

- «Деловые игры», где участники овладевают реальным опытом, учатся активно решать трудные проблемы, а не быть сторонними наблюдателями

- «Круглые столы» - подобная форма обучения позволяет слушателям свободно обсуждать проблемные вопросы и обмениваться опытом. На занятия приглашаются специалисты, что позволяет шире смотреть на существующие проблемы и находить свежие решения.

- проектная деятельность

- издание и распространение агитационной и образовательной продукции: памятка велосипедисту «Твой друг - велосипед»,

- разработка методических рекомендаций по оформлению информационного стенда по БДД в образовательном учреждении,

- Акции по безопасности дорожного движения (БДД) во взаимодействии с инспекторами ГИБДД (распространение листовок-обращений, календарей среди водителей и пешеходов);- Профилактические акции, рейдыПрофилактические акции – пользуются большой популярностью среди других наиболее значимых форм самостоятельной и творческой работы детей.

К ним ребята готовятся заранее: составляют тексты обращений к водителям листовок, памяток пешеходам, пишут письма водителям. Весь материал красочно оформляют, широко используя, возможности компьютерной техники, знания, приобретенные на уроках основ безопасности жизнедеятельности по правилам дорожного движения и знания, полученные на уроках информатики.

-Экскурсии. одна из форм внеклассной работы – экскурсии по городу, в ходе которых ребята знакомятся с улицами, переходами и перекрестками города , дорожными знаками и светофорами. Учатся умению при этом видеть движение машин, концентрировать внимание на них, слышать звуки, шум приближающихся автомобилей, адекватно реагировать на изменяющуюся дорожную обстановку.

В ходе экскурсий обращается внимание детей на время года. Объясняются изменения дорожной обстановки в связи с изменениями погодных условий. Внимание детей акцентируется на соблюдении правил дорожного движения при переходе улицы, перекрестков, движению по тротуару. Обращается внимание на нарушителей правил дорожного движения, объясняется, какой опасности подвергают они свою жизнь и жизнь окружающих. Внушается ребятам, что дисциплинированность должна стать их привычкой.

Учащиеся совершают экскурсии на местные автопредприятия. Беседы с водителями автобусов о профессии шофера проходят в интересной деловой обстановке. Ребята задают много вопросов, касающихся получения специальности, условий работы, а также интересуются проблемами, с которыми встречаются водители. По окончании встреч учащиеся выступают с концертом агитбригады и вручают письма водителям.

- Правила дорожного движения для школьников. Тесты.

Успешно прошло апробацию в различных регионах РФ мультимедийное пособие «Тесты по ПДД» для старшеклассников. Также Программа «ПДД для школьников» награждена дипломом ХII Всероссийского фестиваля визуальных искусств как «самая необходимая программа по безопасности дорожного движения». Программа включает в себя 46 тестов по 5 вопросов, ориентированные на 16 различных тем, используемых при изучении Правил дорожного движения. Задачи касаются как теории, так и практики поведения в конкретных дорожных ситуациях. Программа позволит не только выявить уровень знаний, но и поможет в обучении и закреплении уже изученного материала.

   Упражнения по ПДД помогут ребятам стать грамотными участниками дорожного движения и научат адекватно реагировать в сложных ситуациях. Знание правил дорожного движения позволит ребятам избежать многих проблем и опасностей, связанных с транспортом.

  Программа предназначена как для работы дома, так и на уроках в школе. Тесты разработаны под руководством ГИБДД Москвы и кафедры безопасности Московского института открытого образования и рекомендованы к использованию в средних и средних специальных учебных заведений.

- методические рекомендации «Для тех, кто готовится к конкурсу «Безопасное колесо»»,

- сборник творческих работ по безопасности дорожного движения,

- настенные и карманные календари (с рисунками детей на тему БДД) и др., конкурсы («Лучший рисунок по БДД», «Уголок безопасности дорожного движения», «Безопасное колесо», «Зелёная волна» и др.),

- Предварительное информирование общественности в телепередаче «Твое время».

- Публикация статьи-анонса в районных и школьных газетах.

- Информационные аншлаги во дворах и на улицах города.

- Проведение классных часов у младших школьников

- Написать сценарий для младших и средних школьников

- Исследовательская работа: анализ, обобщение теоритического и практического материала

- методы борьбы с правонарушениями на дорогах (со стороны водителя и пешехода, всех участников процесса)

- конкурс презентаций с последующим показом на школьном уровне можно, как вариант на конкурсной основе, однако основная цель пропаганда безопасности

- проведение конкурсов викторин (примерные в приложении)

- «Листовка-обращение к участникам дорожного движения.

- составление с младшими школьниками безопасного маршрута подхода к школе

- разработка карты опасных зон перехода проезжей части в микрорайоне

- возможное патрулирование по предотвращению нарушений ПДД со стороны детей и подростков в сопровождении инспекторов ОГИБДД (только при условии согласования с родителями или лицами их заменяющими, администрацией школы и руководителями инспекторов ОГИБДД)

- создание презентации или видеосюжета, социального ролика на тему пропаганды безопасности дорожного -

«Правила перехода проезжей части на нерегулируемом пешеходном переходе или перекрестке»;

«Дорога – зона риска»

«Светоотражающие элементы»

«Безопасность детей в автомобиле»

«Правила управления на проезжей части велосипедом, мопедом, мотоциклом»;

«Опасность перехода проезжей части в неустановленном месте перед близко идущим транспортом или на запрещающий сигнал светофора»;

«Дорожные ловушки» (выход на проезжую часть из-за транспорта и других препятствий, закрывающих обзор: зеленые насаждения, снежный вал, автобус на остановке, транспорт второго ряда или полосы встречного движения и т.д.);

Все материалы публикуются на сайте организации:

В старших классах проводятся профилактические беседы и лекций с повторением основных положений правил дорожного движения для пешеходов, водителей, пассажиров.

Особое внимание обращаем на необходимость рассмотрения мер административной, уголовной и гражданской ответственности за нарушения в области дорожного движения.

Учащиеся с 14 лет обязаны знать правовые нормы и меры ответственности за их нарушения: размеры штрафов, меры предупреждения, воспитательно-принудительные меры воздействия.

На занятиях со старшеклассниками изучаем соответствующие Главы Кодекса об административных правонарушениях и статьях Уголовного Кодекса, касающиеся преступлений несовершеннолетних в области дорожного движения.

В образовательном процессе с обучающимися старших классов реализуются основные принципы: «Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания», «Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно - транспортного происшествия» «Принцип социальной безопасности.». А также на уроках со старшеклассниками используются соответствующие формы и методы воспитания правопослушному поведению в дорожной среде.

Для чтения лекций по правовым вопросам приглашаем специалистов - юристов и работников ОГИБДД, знающих законодательство и умеющих работать с учащимися старших классов. На занятия по разделу «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей» при изучении тем «Оказание первой помощи при автодорожном происшествии» беседы проводят специалисты – травматологи. Эффективность таких занятий на всех ступенях образования очевидна.

Темы:

Улицы и движение в населенном пункте

Дорожные знаки и дополнительные средства информации

Некоторые понятия и термины «Правил дорожного движения»

Обязанности пешеходов

Элементы улиц и дорог

Проезд перекрестков

Светофор и его сигналы

Сигналы и указания регулировщика

Пешеходные переходы

Приоритет движения транспортных средств

Правила перевозки людей

Перевозка грузов

Посадка, высадка, перевоз пассажиров

Движение через железнодорожные пути

Основные требования к движению велосипедов

Оказание первой доврачебной помощи при дорожно-транспортных происшествиях.

Организация и содержание профилактической работы с родителями

Одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма – работа с родителями.

Исследования показывают, что подавляющее число родителей (в основном те, у кого нет автомобилей) не знают правил дорожного движения. Многим родителям неизвестны психофизиологический особенности поведения детей в дорожной среде – основные причины несчастных случаев и аварий. Поэтому родителям необходимо раскрыть причины и условия , способствующие дорожно - транспортным происшествиям(ДТП) с участием детей. Родители должны знать опасные места в районе школы и дома, где их дети гуляют самостоятельно.

Некоторые родители испытывают трудности в воспитании и обучении детей безопасному поведению на улицах и дорогах. Они нуждаются в педагогических советах. Следовательно, организуя учебно-воспитательный процесс с учащимися педагоги начальной школы и классные руководители среднего звена совместно с учителем ОБЖ должны методически обеспечить и работу с родителями. В своей работе мы применяем следующие основные формы занятий:

лекции

проведение тематических бесед

вовлечение родителей в совместное участие во внеклассной работе (в проведении тематических классных часов, утренников и праздников, оказание помощи в оформлении Уголков безопасности)

индивидуальная работа с родителями, дети которых входят в группу риска (слишком активные, непредсказуемые на улицах и дорогах и, наоборот, заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность).

Профилактическую работу с родителями проводим перед началом каникул и сразу после них. Осенью дети идут в школу, отвыкнув за лето от движения транспорта на улицах. Дети теряют бдительность и в каникулы, когда предоставлены сами себе.

На занятиях с родителями даем следующие установки:

постоянно контролировать поведение детей, даже когда они гуляют во дворах, жилых зонах, идут по тротуару;

при переходе дорог с интенсивным движением крепко держать за руку детей и разъяснять им правила безопасного перехода и др.

Немаловажную роль играет умение настроить родителей на желание взаимодействовать со школой, убедить их в необходимости оказывать помощь школьникам дома в самостоятельной работе с учебной книжкой-тетрадью при выполнении домашних заданий.

Беседы проводятся в форме вопросов и ответов. Даются педагогические рекомендации родителям.

Ежемесячно проходят консультации психологов для родителей и детей с ослабленным вниманием и памятью. Организуются лектории для родителей, тематические родительские собрания, которые проводим по соответствующему тематическому плану работы, деловые игры с участием работников ОГИБДД, психолога. Ежегодно на первом родительском собрании родители вместе с детьми, под руководством классных руководителей и работников ОГИБДД разрабатывают безопасные маршруты в школу. Эти маршрутные листы хранятся в дневниках детей в течение всего учебного года. Традиционно на школьных родительских собраниях вручаются памятки. Периодически осуществляем контроль знаний правил дорожного движения с использованием анкет и тестовых заданий

На лекциях используем аналитический материал предоставляемый ОГИБДД и совместно разбираем конкретные примеры нарушений правил дорожного движения и их основные причины. Лекция по основным дорожным понятиям, знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения школьников на дороге нужна для того, чтобы родители сами могли ориентироваться в дорожных условиях. На занятиях даем некоторые установки родителям, например: при переходе дорог с интенсивным движением крепко держать за руку детей, показывать пример ребенку перехода дороги в установленном месте, на зеленый сигнал светофора. И конечно же не нарушать самим ПДД, напоминаем о том, что на велосипеде ребенок может выезжать на дорогу только с 14 лет и др. моменты.

Одним из обязательных условий при проведении массовых мероприятий является сопровождение родителями групп детей к местам отдыха и экскурсий. Активно привлекаются родители к созданию вместе с детьми классных уголков безопасности. Совместно с родителями организуются изготовление и обновление учебных пособий по правилам дорожного движения (плакатов, макет дорожных знаков, светофоров и т.д.), устройство школьной автопощадки для проведения практических занятий, регулярно участвуют в конкурсах по безопасности дорожного движения для семейных команд, оформляются выставки плакатов, рисунков, поделок, фотографий, участвуют в составлении буклетов по безопасности дорожного движения.С родителями детей «группы риска» проводим профилактические индивидуальные беседы.

Члены родительских комитетов помогают в организации и проведении внеклассных мероприятий проводят индивидуальные беседы с детьми «группы риска».

Эти мероприятия рассматриваются как результат усилий по созданию условий для создания положительного социального фона в школе, без чего не возможно обеспечения социального благополучия обучающихся.

Примерный текст обращения к участникам дорожного движения

 Уважаемый участник дорожного движения!

Мы, дети Щёлковского района, обращаемся к Вам!

 Вот и наступило лето, ярко светит солнце, и нам всё больше и больше хочется бывать на улице. Но в наше время нас на каждом шагу подстерегает опасность. В том числе и на дороге. Проезжая часть – это очень опасное место, где нужно быть осторожным и внимательным. Ежегодно средства массовой информации приводят ужасающую статистику смертности людей в ДТП по вине водителей, не знающих правил поведения на дороге. Множество детей погибают по вине таких недисциплинированных участников дорожного движения. А как повлиять на сложившуюся в обществе ситуацию? Эту проблему можно решить только сообща, всем вместе!

Соблюдайте правила дорожного движения

Берегите свою жизнь и жизнь окружающих вас людей!