+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Углы. Измерение углов. Треугольник

Автор: Георгишан Наталия Валентиновна

Урок – смотр знаний.

Идеальное управление, когда

управления нет, а его функции

выполняются. Каждый  знает,

что ему делать. И каждый делает,

потому что хочет этого сам.

А. Гин.

Тема: Углы. Измерение углов. Треугольник.

Цели:    

v  выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний по теме т.е.:

Ø  знание понятий: угол, треугольник, градусная мера угла, периметр треугольника;

Ø  знание классификации видов треугольников и углов;

Ø  умение строить треугольник по трем сторонам, находить периметр треугольника,        пользоваться транспортиром для нахождения градусной меры угла, решать базовые задачи « на части» и на нахождение двух чисел по их сумме и разности, выражать градусы в минутах и секундах.

v  способствовать развитию наблюдательности, умению анализировать, сравнивать, делать выводы.

v  побуждать учеников к самоконтролю, вызывать у них потребность в осознании своих высказываний,

v  способствовать развитию логики, сообразительности, т.е. математического мышления.

v  воспитание трудолюбия и умения преодолевать трудности,

v  способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Жюри: старшеклассники или студенты, проходящие педагогическую практику.

Гости: коллеги, родители учащихся.

Оборудование:

магнитная доска, набор фигур, вырезанных из цветной бумаги для задания №2 разминки, рисунок «Клоун» для задания №5, треугольник, вырезанный из цветной бумаги. Для демонстрации доказательства факта: сумма углов треугольника равна 180˚, карточки с кроссвордом и вопросами к нему, оценочные листы для жюри, выставка детских работ (домашние задания из учебника  №425, №426, №481).

Оформление доски:

 тема, план работы, критерий оценок, материал к разминке, условия заданий №3, №4, №5 (дополнительное) его решение оформить на оборотной стороне доски.

План.

  1. Разминка (позволяет заработать дополнительные баллы, за верный ответ -1 балл).

            Время работы –10 минут.

  1. Кроссворд (за каждый термин –  1 балл, всего – 5 баллов). Время работы - 5  минут.                                                                
  2. Эврика! (построен треугольник – 1 балл, найден периметр треугольника-1 балл, измерены углы треугольника-3 балла, найдена сумма углов-1 балл, всего-6 баллов)                                                                                                                                     Время работы-10 минут.
  3. Попробуй свои силы (за каждое действие задачи-1 балл, всего-6 баллов)                                              Время работы-10 минут.
  4. А ну-ка реши! (позволяет заработать дополнительные баллы, за верный ответ -1 балл). Дети, которые выполняют задания  быстро, могут в любую свободную минуту решать эту задачу. Об этом их необходимо предупредить в начале урока.
  5. Подведение итогов.

Критерий оценок:

«5»- 16-17 баллов,

«4»-14-15 баллов,

«3»-10-13 баллов,

9 баллов и ниже-«2».

Оценочный лист:

 ряд

Ф.И.

ученика

 

Разминка

    (1 б)

Кроссворд

    (5 б)

Эврика

   ( 6 б)

Попробуй

свои

силы(6 б)

А ну-ка

реши

(2 б)

Всего

баллов

Оценка

1 Вари

ант

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Вари

ант

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

Организационный момент (2-3 мин):

 учитель сообщает тему смотра знаний, представляет гостей и членов жюри, говорит о плане работы и критерии оценок, ставит перед учащимися цель:

·         обобщить знания по теме «Углы. Измерение углов. Треугольник»,

·         открыть свойство углов треугольника,

·         воспитать умение преодолевать трудности.

1 Разминка (устная фронтальная работа)

1) Подбери ключевое слово (термин):

окружность, прямоугольник, квадрат, треугольник (геометрическая фигура).

2) Какая фигура  на рисунке №1 лишняя? Почему?

3) Какую общую фигуру образуют пары треугольников на рисунке №2.

4) На рисунке №3 изображены фигуры. Каких фигур больше треугольников или квадратов?

5) Наш знакомый клоун нарисовал рисунок (№4). Помогите ему сосчитать треугольники.

(дать ученику возможность доказать правильность ответа у доски, демонстрируя треугольники).

2. Кроссворд (самостоятельная работа по вариантам)

Вариант №1

  1. Угол, градусная мера которого равна 90˚.
  2. Треугольник, стороны которого равны.
  3. Угол, градусная мера которого меньше 90˚.
  4. Треугольник, имеющий угол равный 90˚.
  5. Треугольник, имеющий  тупой угол.

Вариант №2

  1. Угол, градусная мера которого равна 180˚.
  2. Треугольник, стороны которого имеют разные длины.
  3. Угол, градусная мера которого больше 90˚.
  4. Треугольник, две стороны которого равны.
  5. Треугольник, имеющий  острые углы.

(дети по вариантам передают кроссворды на последнюю парту членам жюри).

3. Эврика! (самостоятельная работа по вариантам выполняется на заранее подписанных листах)

  1. Постройте с помощью циркуля и линейки треугольник ABC по трем сторонам. Вариант №1  6см, 4см, 4см.

Вариант №2 6см, 6см, 6см.

  1. Найдите периметр вашего треугольника.

            Вариант №1  P=14см

            Вариант №2  P=18см

  1. Вычислите градусную меру каждого угла треугольника.               

            Вариант №1  40˚,100˚,40˚.

            Вариант №2  60˚,60˚,60˚.

            ПРИМ. Дети находят периметр и измеряют углы треугольника.  В это время            

            учитель проверяет правильность построения треугольника и ставит заработанный             

            балл.

  1. Найдите сумму углов треугольника.

            (дети по вариантам сдают листы на проверку членам жюри)

Ребята, я хочу знать:  чему же равна сумма углов вашего треугольника?

(опросить всех детей)  Древний ученый Архимед, когда открыл истину, воскликнул: эврика! Что значит: нашел, понял, открыл. Так и мы с вами  открыли закон.

Сумма углов треугольника равна    (хором) 180˚. Эврика! (хором).

(учитель доказывает этот факт на  модели треугольника (Рис.5)).

4. Попробуй свои силы (самостоятельная работа по вариантам выполняется на заранее подписанных листах)

Последнее задание я зашифровала. Кто догадается - награда 1 балл.

Предлог стоит в моем начале,

В конце же – загородный дом.

А целое вы все решите

Не у доски, а за столом (задача).

Найдите углы AOC и COB. (Рис.6)

Решение: а) вариант 1

                 1) 180-50=130(˚)-приходится на два равных угла        вариант 2  150 (˚)

                 2) 130:2=65 (˚)-угол COB                                                                     75 (˚)

                 3) 50+65=115 (˚)-угол AOC                                                                 105 (˚)

                 б)

                 1) 8+1=9 (частей)- всего или 180˚.                                                        6 (частей)

                 2) 180:9=20 (˚)- приходится на одну часть или угол COB.                30 (˚)

                 3) 20*8=160 (˚)-угол AOC.                                                                   150 (˚)                                                                                                                                    

 

(дети по вариантам сдают листы на проверку членам жюри)

Дополнительное задание к этому моменту сдано на проверку членам жури. Учитель проверяет решение 5 задания. Оно оформлено на оборотной стороне доски.

5 А ну-ка реши! (дополнительное задание)

Выполните действия:

1)      89˚59 59+1=                                                                                              (90˚)

2)      1˚-1=                                                                                                             (59 59)

 

6 Подведение итогов: (8мин)

-отметить лучшие работы учащихся (домашние задания из учебника  №425, №426, №481),

- в какой мере достигнуты цели урока,

- предоставив слово членам жюри, оценить работу каждого ученика.

 

 

Литература.

  1. Гин А.. Приемы педагогической техники. М.: Вита-Пресс,  1999 г.
  2. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки.  М.: Просвещение, 1980 г.

Учебные пособия.

  1. Арифметика 5 класс. Учебное пособие под ред. С.М. Никольского, М.К.Потапова, Н.Н. Решетникова, А.В. Шевкина. М.: Просвещение, 2005 г.
  2. Дидактические материалы «Арифметика 5». Под ред. М.К.Потапова, А.В. Шевкина. М.: Просвещение, 2005 г.
  3. Математика 5. Тесты. Рабочая тетрадь. Под ред.: Л. Коротковой, Н. Савинцевой. М.: Айрис Пресс Рольф,1998 г.
  4. Математика 5-6. Учебник-собеседник. М.: Просвещение, 1989 г.