Занятие "Путешествие на Монетный двор
Автор: Дмитриева Лариса Ивановна
«Путешествие на Монетный двор»
Цель:
Формировать правильное отношение к деньгам, как к предмету жизненной необходимости.
Задачи:
1. познакомить с краткой историей возникновения денег и причиной их появления;
2. формировать у детей представление о деньгах, их внешнем виде, достоинствах, свойствах и качествах;
3. познакомить с поступлением денег в семью и тратами семьи, т. е., с бюджетом семьи; формировать разумное отношение к расходованию денег;
4. развивать знания о деньгах, умение правильно общаться с деньгами;
5. сформировать представление о том, что не всё можно приобрести за деньги, воспитывать эмоциональное отношение детей к нравственным качествам личности.
6. Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами.
Демонстрационный материал
- Презентация «История возникновения денег».
- Головной убор для магистра Монеты, образцы денежных купюр
карточки, купюры, электронные карточки.
- Головной убор для магистра, маски для трёх поросят, Буратино
1.Организационный момент. Определение темы занятия.
2.Путешествие.
· Презентация «История появления денег».
· «Доход семьи».
· «Сказочная».
3 Итог.
Ход работы.
1.Воспитатель показывает коробочку, дети должны отгадать содержимое.
Бывают они медные,
Блестящие, бумажные,
Но для любого из людей,
Поверьте, очень важные!
Дети: Деньги, монеты.
Воспитатель открывает коробку. Дети видят деньги и ракушку. Зачем ракушка?
Сегодня мы с вами поговорим о деньгах и выясним, что мы знаем о них, а что нам ещё нужно узнать.
- Если у вас кто-нибудь спросит что такое деньги, то вы наверно сильно удивитесь, ведь даже маленькому ребёнку понятно, что деньги - это такие бумажки, или монетки, на которые можно купить почти всё что угодно. С детства вы знаете, что деньги всегда нужны.
Воспитатель:
- Знаете ли вы, как сейчас выглядят Российские деньги?
Давайте рассмотрим бумажные купюры и монеты. Обобщение: Деньги выражают стоимость товара, услуги, труда
Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим.
- Как называют эти деньги? (показываю). Купюры печатают на специальной бумаге, а монеты штампуют из металла.
- Из чего они сделаны?
- Как называют бумажные деньги?(купюра)
- Сравним их и скажем, чем они похожи и чем отличаются? Что есть на сторонах и купюр и монет? Дети отвечают: с одной стороны денежного знака указана его стоимость, есть цифры, слова, а с другой стороны- герб нашей страны.
- Отличаются деньги материалом, из которого их изготавливают. -Купюры бывают разных цветов, а монеты изготавливают из разного металла.
- Всегда ли люди пользовались бумажными и металлическими деньгами?
- Что заменяло деньги в старые времена? Узнаем на занятии.
Воспитатель:
-Ребята, здесь ещё какое-то необычное послание!
(Конверт с изображением космического корабля.)
Воспитатель зачитывает:
День сегодня не простой,
День сегодня солнечный,
Позову вас за собой -
В мир особый, денежный
Увлекательный полет
Вас, друзья, сегодня ждет.
Мы отправляемся путешествовать на космическом корабле в далекое прошлое. Все готовы? Музыка полёта
Первая станция «История происхождения денег»
2.Нас встречает «Магистр денежных наук», который познакомит нас с происхождением денег. (В роли магистра участвует ребёнок).
Воспитатель: Так были ли у древних людей деньги?.
Воспитатель: А можем, мы сейчас ответить на вопрос. Почему в коробочке оказалась ракушка? (Это древняя денежка)
Воспитатель: Ребята, а какие деньги появились раньше металлические или бумажные? (Металлические)
Воспитатель: А вы знаете, как называют металлические деньги по-другому?
Воспитатель: Металлические называют монетами. А бумажные - купюрами.
Отправляемся дальше в путешествие(в семью Ивановых) Музыка полёта
Вторая станция «Доход семьи»
На доске портрет семьи
-Ребята, каким образом в семье появляются деньги?
-Зарабатывают родители.
-Как называются деньги, которые зарабатывают родители?
-Зарплата ( деньги, получаемые за работу, за месяц)
Вывесить на доске слово ЗАРПЛАТА.
-Кто кроме родителей с вами живёт?
- Пожилые люди - получают пенсию (деньги-платят пожилым людям, проработашим много лет) Вывесить на доске слово ПЕНСИЯ.
-Кто ещё живёт в семье? Дети.
-Могут ли дети приносить в бюджет семьи деньги? (большие дети обучающиеся в училищах, получают стипендию (плата за хорошую учёбу). Вывесить на доске слово СТИПЕНДИЯ.
Денежная помощь, оказываемая семье государством ПОСОБИЕ.
Всё это составляет доходы семьи.
- Как семья расходует свои средства? Мы с вам выясним в течении занятия.
Воспитатель. Деньги нужны людям, в современном мире без них прожить невозможно. Как то, в начале века, подсчитали, что о деньгах написано свыше 6000 шуточных произведений. Попробуем и мы заглянуть в мир литературы и попытаться вспомнить .
А вспомните, пожалуйста, героев сказок, мультфильмов, где они покупали, продавали, работали, менялись на что-то, собирали, копили деньги.
(«Муха-цокотуха», «Трое из Простоквашино», «Али-баба и сорок разбойников», «Чебурашка и крокодил Гена», «Сказка о Попе и его работнике Балде».
Воспитатель: Вот видите, дети, даже сказочные персонажи живут, так же как и люди. Давайте и мы заглянём в сказочную страну.
Отправляемся дальше в путешествие Музыка полёта
Третья станция «Сказочная»
Воспитатель: Вот мы и прибыли.
1-ая сценка. На полянке спорили о чем-то поросята.
- Я прав, нет - я, нет - я.
Воспитатель: Ребята, давайте спросим у них что случилось?
Наф-наф: Нас трое братьев, мы работаем строителями. И получаем за это зарплату.
Ниф-ниф: Я получил зарплату и всю истратил на игрушки, планшет ещё себе купил, а братец Нуф-нуф говорит, что нужно еще платить за квартиру и телефон.
Нуф-нуф: А я очень люблю сладкое. И когда получил зарплату, то пошел в лесное кафе «Сластена». И зарплаты хватило только на один день.
Воспитатель спрашивает: А что же ваш третий брат?
Наф-наф: А я вам хочу рассказать как нужно потратить зарплату на всё необходимое, т.е.расчитать расход семьи.
(Схема в виде большого кошелька, карточек квартплата, телефон, поездка в транспорте, детский сад, питание, игрушки, одежда, на отдых и большие покупки).
Наф-Наф: Вы должны рассчитать свой бюджет.
Воспитатель приглашает поросят отправиться в путешествие по сказочной стране: - Вы многому сможете научиться.
2-ая сценка. Идет Буратино с ключиком и мешочком с деньгами.
Воспитатель: Буратино, куда ты идешь?
Буратино: Я иду в «страну Дураков», там есть поле чудес, я хочу там закопать деньги в землю, чтобы наутро выросло дерево, увешанное золотыми монетами.
Дети говорят, что он ошибается.
Воспитатель: Дети, что нужно сделать, чтобы денег стало больше?
Ребята, а как вы думаете, где можно хранить и копить деньги?
Дети: В копилке, банке.
Воспитатель: Ребята, а кто мне скажет, что такое копилка.
Копилка - емкость или специальное приспособление для хранения или накопления монет. Копилка представляет собой фигуру изображающую животных, фрукты, овощи с небольшой прорезью в которую опускается монеты. Одной из наиболее популярных во всем мире является копилка, выполненная в виде фигурки свиньи.
Ответы детей: Отнести в банк и через время они вырастут (понятие процента).
Сложить в копилку, накопить денег и купить что нибудь нужное.
Воспитатель дарит Буратино копилку.
А Буратино приглашает всех детей на рыбалку.
Необходимо правильно рассказать смысл пословиц и поговорок о деньгах.
Дружба дороже денег.
Деньги не пахнут.
Деньги не грибы – можно и зимой найти.
Дружба дружбой, а денежки врозь.
Время – деньги.
На деньги ума не купишь.
Плакали мои денежки.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Хуже всех бед, когда денег нет.
Совет дороже денег.
Пора возвращаться в центр. Музыка полёта
3.Воспитатель
Еще об одном моменте мне хочется вас предупредить. Деньги бывают очень грязными, Они передаются из рук в руки разными людьми: и больными, и нечистоплотными. Никогда не кладите их близко к телу, рядом с продуктами, мойте руки, придя из магазина.
Будьте внимательны, чтобы у вас не украли деньги. Итог.
Чего нельзя купить за деньги? (талант,счастье, семья,друзья,здоровье,добро, вежливость) Несмотря на то, что деньги играют важную роль в жизни людей, я призываю вас не ставить их на первое место. Здоровье близких людей, счастливая семья, верные друзья – вот главные ценности нашей жизни