+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Формирование монологической речи у детей дошкольного возраста

Автор: Иванова Евгения Романовна

ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из приоритетных задач современного дошкольного образования. Владение родным языком включает в себя умение рассказывать, называть и описывать предмет, последовательно рассказывать о событиях и явлениях, умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение. Умение рассказывать позволяет совершенствовать монологическую речь дошкольника. Данная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности, а также определяет степень речевого и умственного развития ребенка. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.

Формирование монологической речи способствует полноценному усвоению знаний, развитию логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности человека в дошкольном возрасте. Монологическая речь, являясь более сложной формой связной речи, демонстрирует все речевые достижения детей, активирует даже те усвоенные речевые средства, не востребованные в диалогической речи. Развитие монологической речи у детей особенно важно для их будущего обучения в школе.

Обучение монологической речи, как продуктивному процессу, предъявляет к дошкольнику такое требование, как построение высказывания, обусловленного ситуацией общения, представляет собой сложную методическую задачу, так как овладение монологическим высказыванием связано со множеством трудностей и требует от педагога значительных усилий и временных затрат. Поэтому изучение процесса формирования монологической речи дошкольников является актуальным и необходимым для педагогов дошкольной образовательной организации.

Рассмотрев подходы к понятию «связная речь» разных ученых, можно сделать вывод, что под ним понимают выражение мыслей в логически и грамматически верно оформленной речевой форме с целью общения и взаимопонимания [1, 8].

На наш взгляд, наиболее раскрыто понятие монологической речи в определении С. Л. Рубинштейна, который говорил, что это развернутый вид речи, где говорящий имеет намерение выразить содержание и должен выбрать для него адекватную языковую форму и построить высказывание на его основе, при этом программируется не только каждое отдельное высказывание, но и весь монолог как целое [6]. Т.к. перед тем, как сказать что-либо, мы думаем над верной формулировкой своего высказывания, так как хотим донести до слушателя свои мысли и быть понятыми.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Процесс обучения связной речи, в особенности монологической, оказывает влияние еще и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной [1].

Поэтому в научной литературе пишут, что развитие монологической речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Освоение языка, его грамматического строя позволяет детям свободно рассуждать, спрашивать, делать умозаключения, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Одной из задач речевого развития является обучение монологической речи (то есть рассказыванию). Овладение данным видом речи значимо для подготовки детей к школе, где данный навык будет закрепляться. Связная речь способствует формированию мышления, различных его качеств. Помимо этого, детский рассказ позволяет выявить запас слов ребенка, умение строить фразы, композиционно оформлять содержание. А также у детей происходит формирование умения слушать устные рассказы, не всегда сопровождаемые показом, понимать их, после чего подражать прослушанному – пересказывать. Кроме всего, дошкольников учат самостоятельно составлять простые рассказы, в содержании и форме которых должны проявляться самостоятельность и творческая активность ребенка. В дошкольном учреждении в детях воспитывают умение рассказывать неторопливо, обдумывая свои мысли [4].

Монологическая речь требует внутренней подготовки, продолжительное предварительное продумывание изречения, концентрация мысли на главном. Тут будут иметь значение и невербальные средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, выразительно, но они будут занимать второстепенное место.

Обычно монолог представляет собой процесс одностороннего обмена информацией. Выразительная сторона монолога предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи. Так, произношение должно быть ясным, отчетливым и внятным, а темп плавным, но не монотонным. Содержание монологической речи отвечает требованиям последовательности, доказательности и лаконичности изложения, грамматически правильному построению предложений [2].

Исходя из назначения монологов, выделяют несколько его типов:

·                   описание (суть заключается в назывании объекта и последующей передаче характеристики его существенных признаков, качеств и действий; завершается данный тип монолога фразой, демонстрирующей оценочное отношение к предмету);

·                   повествование (это рассказ о каких-либо событиях, соблюдая временную последовательность действий; характеризуется наличием структурной очередности: начало (завязка), основная часть (развитие сюжета) и конец (развязка);

·                   рассуждение (здесь используются сложные языковые средства; основой рассуждения выступает логическое мышление, которое отражает различные связи и отношения действительности);

·                   смешанные тексты (контаминация), где используются элементы всех типов с доминированием одного из них.

Рассуждение является особенно сложным типом монологической речи за счет употребления сложных языковых средств. Исследования А. Р. Лурия и С. Л. Рубинштейна показали, что дети рано начинают замечать простейшие причинные зависимости и приходить к определенным выводам [1]. Последний тип высказывания чаще всего встречается в дошкольном возрасте.

Целенаправленное обучение монологической речи начинается во второй младшей группе. Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжетом). Детей постепенно подводят к составлению коротких (в 3-4 предложения) описаний игрушек и картинок. Педагог во время инсценировки знакомых сказок обучает детей составлению высказывания повествовательного типа. Он подсказывает ребенку способы связей в предложении, задает схему высказываний, постепенно усложняя их содержание, увеличивая объем. При личном общении детей учат рассказывать на различные темы из своего опыта [1].

Дети 4-5 лет активно вступают в разговор, принимают участие в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Учатся строить высказывания описательного и повествовательного типа вначале с помощью педагога, а потом самостоятельно. Педагог также дает представление о структурном оформлении текстов, о вариантах зачина рассказа с целью дальнейшего развития сюжета (наполнение содержанием), средствах связи между предложениями и частями высказывания. К концу средней группы благодаря помощи педагога дошкольники способны составить рассказ по серии сюжетных картинок (один ребенок рассказывает по первой картинке, другой продолжает, а педагог, в свою очередь, помогает связать переходы от одной картинки к другой). Также дети способны сочинять небольшие рассказы из личного опыта сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры на наглядный материал.

В старшей группе дети связно, последовательно пересказывают литературные произведения без помощи педагога, выразительно передавая характеристики персонажей. В рассказывании по серии сюжетных картинок, по игрушкам дети учатся составлять повествовательные рассказы, а в рассказах по одной картине – придумывать предшествующие и последующие события. Воспитанники дают более развернутые, чем ранее, описания игрушек, предметов и картин, учатся составлять рассказы из опыта [1].

В подготовительной к школе группе детей продолжают учить строить разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение) с соблюдением их структуры, с использованием разных типов внутритекстовых связей. Усложняются задачи и содержание обучения детей рассказыванию по игрушкам, картинам, на темы из личного опыта, творческому рассказыванию без наглядного материала.

Более высокие требования предъявляются к произвольности и преднамеренности высказываний. Дети сами анализируют и оценивают рассказы с точки зрения их содержания, структуры, связности. У них формируется элементарное осознание своеобразия содержания и формы описаний, повествований и рассуждений [1].

Таким образом, на протяжении дошкольного детства монологическая речь проходит процесс постепенного развития и усложнения.

Задачи развития монологической речи у дошкольников решаются в образовательной деятельности по направлению «Речевое развитие» ФГОС ДО. Помимо этого, интегрируются и в другие виды деятельности, в процессе которых воспитанников стимулируют к составлению текстов. В образовательной деятельности по речевому и познавательному развитию детей побуждают описывать предметы действительности, объектов и явлений природы, составлять о них загадки, составлять повествовательные рассказы о событиях из личного опыта и по воображению. В музыкальной деятельности воспитанникам предлагают выразить словами свои впечатления о прослушанном музыкальном произведении, поведать, о чем рассказывает музыка. В изобразительной деятельности дошкольники дают описание содержания своего будущего или уже готового рисунка, составляют рассказы об изображенном событии [5].

Формирование монологической речи осуществляется в режимных моментах на прогулке, где дети наблюдают за объектами и явлениями природы, людьми, описывают их, рассказывают о совершающихся событиях, рассуждают о причинах происходящих явлений и событий; в ходе самостоятельной деятельности; игры. В процессе повседневного общения дети рассказывают педагогу о произошедших с ними событиях, описывают новую игрушку и т.д. При этом педагог не только выслушивает детские рассказы, но и ненавязчиво (при помощи подсказок, наводящих вопросов, отраженной речи) их корректирует [7].

Также необходимо отметить значение мотивов, побуждающих к монологическим высказываниям. Ребенок не будет говорить, общаться, выражать свои мысли, если у него не будет желания взаимодействовать с кем-либо [3].

Таким образом, овладение монологической речью является важной ступенью развития речи детей дошкольного возраста, так как именно при построении монолога в большей степени выражаются их речевые умения. Элементы монологической речи появляются уже в 2-3 года. На протяжении всего дошкольного детства она проходит процесс постепенного развития, усложнения и совершенствования. Развитие монологической речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. Особенность монологической речи заключается в основном в предварительно заданном и спланированном ее содержании. Данный вид связной речи, по мнению ученых, является вершиной речевого развития детей.

Список литературы:

1                   Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

2                   Белобрыкина О. А. Речь и общение: Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К⁰», 1998. – 240 с., ил. – (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).

3                   Бизикова О. А. Развитие монологической речи у дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 235 с.

4                   Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 256 с.

5                   Гризик Т. И. Обучение детей построению связных высказываний.: Радуга: программа и методические рекомендации / Т. И. Гризик. – М. : Просвещение, 2008. – 207 с.

6                   Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.

7                   Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.

8                   Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников / Ин-т дошкольного воспитания и семейного образования РАО. – М.: Ин-т психотерапии, 2001. – 240 с.