+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Проект "Родословная моей семьи

Автор: Логвинова Татьяна Степановна

Проект «Родословная моей семьи».

Паспорт проекта

…Помнить всё и знать родной свой род
Я считаю, что обязан каждый,
Может это приведёт народ
В век неравнодушия однажды!

Название проекта: «Родословная моей семьи»

Участники проекта: дети, родители, воспитатель.

Тип проекта:  информационно-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Направление проекта: комплексное (разные виды детской деятельности: познавательно - исследовательская, продуктивная, коммуникативная);

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка»;

Актуальность: Традиции трепетного отношения к заветам предков, к их памяти, к преемственности поколений начали складываться в глубокой древности и вырабатывались тысячелетиями. К сожалению, сегодня традиция изучения родословной почти утрачена, нарушена связь и преемственность поколений. История семьи, ее изучение – это, по сути дела, изучение родословной, знание своих корней, изучение уклада жизни семьи, взаимоотношений в семье. Во все времена семье отводилась особая социальная роль – сопровождать и поддерживать душевные и эмоциональные силы человека. А для ребенка семья – источник психологической защиты и эмоциональной поддержки. Да и его знакомство с окружающей действительностью начинается со знакомства со всем тем, чем живет семья. Семейные отношения – любовь близких, определенные обязанности, привязанность к дому, соблюдение традиций – питают более широкие и высшие сферы жизни человека – чувство Родины, патриотизм. Целенаправленная работа по воспитанию патриотических чувств у детей начинается с дошкольного возраста, когда происходит фактическое становление личности, развитие нравственной её основы. Дошкольный возраст - это сензитивный период развития любви к родным местам, воспитания начал патриотизма.

С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Проблема изучения истории своей семьи в современной ситуации является одной из наиболее значимых. Дети должны знать ответы на вопросы: «Кто я? Кто мои предки? Кто мой дед и прадедМожете ли вы назвать имена своих прабабушек и прадедушек?  А почему надо знать свои корни? О чем может рассказать генеалогическое древо?» Поэтому возникла потребность в изучении данной темы.

Человек, забывающий о своих корнях, вслепую заимствующий всё у других стран неконкурентоспособен и наша задача показать неразрывную связь жизни близких их деятельностью с судьбой нашей страны, сегодняшним днем.  

Практическая значимость

Повышение качества образовательного процесса по нравственному воспитанию и социальному развитию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.

-Активизация и обогащение знаний по развитию у дошкольников и их родителей интереса к истории семьи, семейным традициям, родословной.

-Создание в группе детского сада условий для работы по родословным - альбомы, книги группы

-Укрепление связи семьи и ДОУ.

-Формирование у детей интереса к своей семье, элементарным представлениям о родословной и родственных отношениях, уважительного отношения к членам семьи.

Цель: развитие интереса к тайне своего имени, к истории своей фамилии, своей семьи, создание генеалогического древа каждого воспитанника, воспитание чувства любви и уважительного отношения к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать партнёрские отношения с семьёй.

Задачи:

-Формировать у детей ответственность, коммуникативные умения, способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей

-Привлечь родителей к созданию генеалогического древа семьи и родословной своей семьи

-Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с родителями и воспитателями, способность продуктивно работать в коллективе, умения ставить и решать проблемы  способность действовать в интересах сообщества

-Формировать у детей представление о том, что каждый ребенок, каждый человек имеет права и обязанности. Познакомить детей с правом каждого человека на имя, отчество и фамилию.

-Предоставлять детям возможность обогащать словарный запас терминами родства.

-Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

Этапы реализации

1 этап – организационно – диагностический.

Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Знакомство родителей с методом  проектов, разъяснение роли родителей в реализации проекта. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.

На первом этапе был разработан паспорт проекта, определялась его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками были воспитанники старшей  группы, педагоги и родители. Было определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями и педагогами.

2 этап – формирующий.

Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье, к предкам, сохранению семейных традиций , воспитать уважение к членам семьи, к их деятельности знание своих корней, изучение уклада жизни семьи, взаимоотношений в семье.  Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.

Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с родословными, генеалогическим древом и терминами родства.

Вся работа по проекту строилась по темам: «Я и моя семья», «Тайна имени и фамилии», «Мне бабушка рассказывала..», «Кем работает мама», «Древо семьи», «Мужчины и женщины моей семьи», «История семьи».

3 этап- обобщающий.

Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности сопричастности детей к семейным традициям и ценностям семьи. Анализ и подведение итогов работы.

Третий этап включает в себя презентацию проекта, которая проходила в форме круглого стола «Мое семейное древо». В рамках круглого стола были организованы презентации и выставки творческих работ семейного древа детей и их родителей.

Технологии

Личностно ориентированного обучения и воспитания

Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.

Развивающего обучения

Позволяет выращивать в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию, поддерживает личностное развитие ребенка.

Индивидуального обучения

Воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников.

Информационно-коммуникационные

В современном мире при все нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, работа с интернетом.

 

 

Развития творчества

Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.

Игровая

В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности - играя.

Проблемно – поисковая

Предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проектная

Одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.

Формы работы

с детьми:

·                                 Беседы

·                                 Занятия

·                                 Выставки детских работ по проекту «Семейное древо» в ДОУ.

·                                 Дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Семья».

·                                 Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью.

·                                 Творческая речевая деятельность.

·                                 Рассматривание семейных альбомов

·                                 Сочинение рассказов  о семье.

с родителями.

·                                 Наглядная пропаганда,

·                                 Беседы и консультации,

·                                 Анкетирование,

·                                 Круглый стол,

Методы и приёмы:

1.Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

·                                 метод сравнения

·                                 метод моделирования и конструирования

·                                 метод проектной деятельности

2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:

·                                 игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств

·                                 сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться

3.Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:

·                                 прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.

·                                 беседа – является связующим звеном

4.Методы коррекции и уточнения:

·                                 повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний

·                                 метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.

Результативность

Работа способствовала:

·                                 Внедрение проекта способствовало расширению детского кругозора. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной. Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям. Кроме того, дети стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.

·                                 Родители получили информацию по составлению родословных, осознали значимость этой работы, возможность конструктивного сотрудничества педагогов ДОУ с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.

·                                 Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.

·                                 Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.

·                                 Созданию системы занятий и совместной деятельности: «ребёнок – педагог» и «ребёнок – родитель» по данной проблеме.

·                                 Оснащению предметно – развивающей среды в группе.

 

Предполагаемые результаты:

1.Выставка семейных работ «Наше семейное древо».

2.Праздник «День семьи».

3. Образовательная деятельность «Родословная моей семьи»

Предварительная работа:

- Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, электронных пособий по теме «Источники информации для построения генеалогического древа». Способы изображения родословной», «Семья», «Мир наших увлечений».

-Рассматривание репродукций о семье и о семейных гербах.