Формирование графо-моторных навыков у дошкольников с нарушением зрения
Автор: Кузнецова Людмила Юрьевна
Формирование графо-моторных навыков у дошкольников с нарушением зрения.
В наше время все более актуальной становится проблема недостаточной готовности дошкольников к систематическому, целенаправленному обучению в школе, слишком длительной адаптации некоторых первоклассников к новым для них условиям учебного процесса.
Особое место среди дошкольников занимает категория детей с нарушением зрения. У таких детей часто встречаются различного рода сочетательные нарушения: не скоординированность движений, искаженное звукопроизношение и как следствие родовых травм заболевания нервной системы. Выдающийся психолог Л.С. Выготский писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений».
Патология зрения в дошкольном возрасте может привести к тому, что зрение в жизни ребенка не будет качественно выполнять свою ориентировочную, познавательную, контролирующую функцию, т.к. для данной категории детей сложно целостно, детально и последовательно воспринимать содержание сюжетной картины, композиции, где большое количество героев, предметов, возникают трудности в узнавании предметов, изображенных в различных смысловых значениях, складываются нечеткие пространственные представления, у них низкий уровень умения ориентироваться в пространстве и, как показывает практика , длительное и проблемное развитие зрительно-моторной координации.
Всем хорошо известно, что переход ребёнка из дошкольного возраста в школьный является сложным моментом в его жизни, большие трудности в этот период испытывают дети с ОВЗ, поэтому одной из основных задач воспитания и обучения такого дошкольника является подготовка его к школе.
Современными педагогами-психологами, занимающимися исследованиями проблемы подготовки к школе дошкольников, установлен факт, что у детей даже с незначительным нарушением зрения, поступающих в первый класс, недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки, плохая ориентировка в пространстве и на плоскости, многие из них путаются в различении правой и левой сторон своего тела и особенно по отношению к другим людям.
Исходя из выше сказанного, в работе по подготовке детей с нарушением зрения к школе, обязательно должна присутствовать система упражнений, направленных на формирование графических навыков.
Овладение графическими навыками – длительный и трудный для ребенка с нарушением зрения процесс, который необходим для овладения им письменной речью во многих видах обучения. Письмо – это сложный навык, включающий четкое выполнение тонких скоординированных движений в системе «глаз»-«рука» для любого первоклассника, тем более для ребенка с особенностями развития. Из-за неподготовленной руки к письму, недостаточного развития мелкой моторики (развитие графических навыков напрямую зависит от развитости ручной умелости), зрительного восприятия, внимания у ребенка может появиться и быстро расти нелюбовь к письму, т.е. исчезает положительная мотивация обучения. возникает негативное отношение к учебе, неудовлетворение, тревожное состояние, а у родителей огорчение. Следовательно, систематическую работу по развитию графических навыков надо начинать, учитывая возрастные и физиологические особенности ребенка, задолго до поступления его в школу, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Работа над подготовкой руки к письму или, по-другому развитием графо моторных навыков, строится совместно с работой по развитию зрительно-моторной координации.
Уменьшить трудности в освоении письмом можно в том случае, если правильно построить работу с ребенком, потому что в дошкольном возрасте главное подготовить руку ребенка к письму, а не обучить ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма.
В формировании зрительно-моторной координации для детей дошкольного возраста, существует множество увлекательных и эффективных способов, наряду с пальчиковыми играми и упражнениями, пальчиковым массажем, целесообразно чаще практиковать различные виды продуктивной деятельности: конструирование, лепка, различные виды аппликации, работа с бумагой, рисование. Но главное в развитии графо моторных навыков у детей с нарушением зрения – умение четко ребёнком прослеживать глазами за действием руки, умения удерживать в поле зрения зрительный стимул при выполнении зрительной задачи, умение правильно пользоваться карандашом, ручкой, следить за правильным нажимом на рисующее или пишущее средство, умение устойчиво сохранять правильную позу во время рисования и письма.
Начиная с младшего дошкольного возраста от простого к более сложному, необходимо начинать работу по формированию графо моторных навыков у детей с нарушением зрения, она должна обязательно включать систему упражнений, направленных на развитие и совершенствование зрительно – моторной координации.
Основной организационной формой работы по развитию графо-моторных навыков у детей с нарушениями зрения являются коррекционные занятия (групповые и индивидуальные).
На занятиях следует использовать координационные визуальные упражнения. взятые с учетом зрительных возможностей воспитанников.
Для детей, у которых значительно нарушено зрение, вследствие чего элементы могут сливаться, рекомендуется увеличивать время рассматривания и выполнения задания.
«Проведи дорожки», «Обведи что хочешь», «Проведи по точка линию»,
«Обведи по точкам изображение» (через кальку, работа с различными трафаретами, фигурными линейками, зашумленными рисунками,
лабиринтами, дорисовывание, работа в тетрадях с крупной клеткой, выполнение разных видов штриховки, написание простейших зрительных и слуховых графических диктантов.
Выполнение таких заданий требует устойчивой зрительной различительной способности, поэтому глаза ребенка, имеющего нарушение зрительных функций, быстро устают. При организации данной работы следует строго соблюдать зрительную нагрузку для каждого ребенка и выполнять требования по организации рабочего места.
Систематическое выполнение графических упражнений, т.е. повторение от простого к сложному одних и тех же движений руки и прослеживание своих действий, у детей со зрительными нарушениями приводит не только к умению легко удерживать пишущий инструмент (карандаш, ручку), автоматизации двигательных навыков, которые являются основой для подготовки руки к письму, но и учат рационально использовать неполноценное зрение и зрительное восприятие, способствуют развитию самоконтроля, саморегуляции движения руки, развиваются глазодвигательные функции.