+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Касимовская роспись

Автор: Староверова Ольга Николаевна

Проект по патриотическому воспитанию «Касимовская роспись».

 

 

 

 

 

 

 

 

        

                       г.Рязань.

 

 

 

Наименование проекта: Касимовская роспись.

Разработчики проекта: воспитатель Староверова О.Н.

Тип проекта: познавательно - творческий.

Вид проекта: творческий.

Продолжительность проекта:  долгосрочный.

Срок реализации: 3-6 месяцев.

Участники проекта:  дети младшей группы, воспитатель, родители воспитанников. 

Цель: формировать интерес к народным промыслам России на примере касимовского промысла.

Задачи:

  1. познакомить с историей возникновения и выразительными средствами касимовской росписи (колорит, содержание, чередование, симметрия и асимметрия в узоре);
  2. развивать сенсорную чувствительность (восприятие цвета, формы, фактуры), мелкую моторику, творческие способности дошкольников,

навыки действовать коллективно; 

  1. воспитывать эстетический вкус, интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;

Актуальность проблемы:

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должны начинаться, как можно раньше, как образно говорит наш народ: «с молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство – этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

   Народное искусство, как и искусство вообще многофункционально и одна из функций воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.

  Важное воспитательное значение народного искусства неоднократно подчеркивала в своих работах А.П.Усова. Она пишет, что использование народного искусства в детском саду никогда не было просто случайным побуждение и модой, а всегда выступало в тесной связи с педагогическими и художественными задачами дошкольной педагогики, практической реализацией которых во многом способствовало народное искусство. «Маленьким детям еще не доступно понятие о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны».

   Именно это и побудило провести целенаправленную работу по воспитанию детей на материале народного искусства.

Механизм реализации проекта:

Формы работы с дошкольниками:

·         беседы о касимовском промысле,  об особенностях узора, композиции, цветосочетании;

·         рассматривание элементов росписи;

·         рисование основных элементов касимовской росписи в порядке усложнения;

·         непосредственная образовательная деятельность;

·         познавательные рассказы воспитателя;

·         просмотр фильма и презентации о касимовском промысле;

·         дидактические игры;

·         раскрашивание плоскостных силуэтов: досточек, овалов, кругов, квадратов;

·         рассматривание иллюстраций и касимовских изделий;

·         роспись доски касимовским узором.

Взаимодействие с родителями:

·         изготовление  папки-раскладушки «Касимовская роспись»;

·         обеспечение материалами (досточки) для росписи.

Деятельность педагога: 

·         подбор литературы, фильма  о народном промысле "Касимовская роспись";

·         иллюстраций касимовских изделий;

·         создание мультимедийной презентации «Касимовская роспись»;

·         изготовление плоскостных силуэтов для росписи;

·         проведение выставки народных мастеров по мотивам касимовской росписи.

Продукт проектной деятельности: 

·         мультимедийная презентация «Касимовская роспись»; 

·         расписанные досточки для выставки народных мастеров.

Ресурсное  обеспечение проекта:

·         информационные  ресурсы (научная и  педагогическая литература по данной проблеме);  

·         материально-технические ресурсы (мультимедийное оборудование,  дидактические,  развивающие пособия, игры, книги, фотографии);

·         кадровое (педагоги ДОУ, родители).

Сроки  и этапы реализации проекта:

Проект осуществляется в несколько этапов:

·         Организационно-подготовительный.

·         Основной (этап непосредственной реализации).

·         Итоговый (результативный, рефлексивный).

Организационно-подготовительный:

- обозначение проблемы и темы проекта, определение цели и основных задач;

- подбор художественной литературы, иллюстраций, наглядных пособий, музыкального сопровождения;

- разработка конспектов непосредственно-образовательной деятельности, сценариев бесед;

- составление плана реализации проекта;

- оформление папки-передвижки «Касимовская роспись»;

- создание презентации  «Касимовская роспись».

Основной:

ознакомление с историей промысла;

- ознакомление с особенностями касимовской росписи;

- составление орнаментов;

- роспись бумажных силуэтов;

- роспись досточек в стиле касимовского промысла.

Итоговый:

- обобщение результатов работы;

-оформление выставки народных мастеров по мотивам касимовского промысла.

Ожидаемые результаты:

- дети активные, любознательные, интересуются возникновением русского народного промысла;

- выделяют характерные средства выразительности касимовской росписи: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметрию и ассиметрию в узоре, этапы росписи;

- самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях в самостоятельной художественной деятельности.

Вывод по проекту: в результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.

Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.

Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.

Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям.  

Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамическое по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам.