Касимовская роспись
Автор: Староверова Ольга Николаевна
Проект по патриотическому воспитанию «Касимовская роспись».
г.Рязань.
Наименование проекта: Касимовская роспись.
Разработчики проекта: воспитатель Староверова О.Н.
Тип проекта: познавательно - творческий.
Вид проекта: творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Срок реализации: 3-6 месяцев.
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатель, родители воспитанников.
Цель: формировать интерес к народным промыслам России на примере касимовского промысла.
Задачи:
- познакомить с историей возникновения и выразительными средствами касимовской росписи (колорит, содержание, чередование, симметрия и асимметрия в узоре);
- развивать сенсорную чувствительность (восприятие цвета, формы, фактуры), мелкую моторику, творческие способности дошкольников,
навыки действовать коллективно;
- воспитывать эстетический вкус, интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;
Актуальность проблемы:
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должны начинаться, как можно раньше, как образно говорит наш народ: «с молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство – этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.
Народное искусство, как и искусство вообще многофункционально и одна из функций воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.
Важное воспитательное значение народного искусства неоднократно подчеркивала в своих работах А.П.Усова. Она пишет, что использование народного искусства в детском саду никогда не было просто случайным побуждение и модой, а всегда выступало в тесной связи с педагогическими и художественными задачами дошкольной педагогики, практической реализацией которых во многом способствовало народное искусство. «Маленьким детям еще не доступно понятие о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны».
Именно это и побудило провести целенаправленную работу по воспитанию детей на материале народного искусства.
Механизм реализации проекта:
Формы работы с дошкольниками:
· беседы о касимовском промысле, об особенностях узора, композиции, цветосочетании;
· рассматривание элементов росписи;
· рисование основных элементов касимовской росписи в порядке усложнения;
· непосредственная образовательная деятельность;
· познавательные рассказы воспитателя;
· просмотр фильма и презентации о касимовском промысле;
· дидактические игры;
· раскрашивание плоскостных силуэтов: досточек, овалов, кругов, квадратов;
· рассматривание иллюстраций и касимовских изделий;
· роспись доски касимовским узором.
Взаимодействие с родителями:
· изготовление папки-раскладушки «Касимовская роспись»;
· обеспечение материалами (досточки) для росписи.
Деятельность педагога:
· подбор литературы, фильма о народном промысле "Касимовская роспись";
· иллюстраций касимовских изделий;
· создание мультимедийной презентации «Касимовская роспись»;
· изготовление плоскостных силуэтов для росписи;
· проведение выставки народных мастеров по мотивам касимовской росписи.
Продукт проектной деятельности:
· мультимедийная презентация «Касимовская роспись»;
· расписанные досточки для выставки народных мастеров.
Ресурсное обеспечение проекта:
· информационные ресурсы (научная и педагогическая литература по данной проблеме);
· материально-технические ресурсы (мультимедийное оборудование, дидактические, развивающие пособия, игры, книги, фотографии);
· кадровое (педагоги ДОУ, родители).
Сроки и этапы реализации проекта:
Проект осуществляется в несколько этапов:
· Организационно-подготовительный.
· Основной (этап непосредственной реализации).
· Итоговый (результативный, рефлексивный).
Организационно-подготовительный:
- обозначение проблемы и темы проекта, определение цели и основных задач;
- подбор художественной литературы, иллюстраций, наглядных пособий, музыкального сопровождения;
- разработка конспектов непосредственно-образовательной деятельности, сценариев бесед;
- составление плана реализации проекта;
- оформление папки-передвижки «Касимовская роспись»;
- создание презентации «Касимовская роспись».
Основной:
ознакомление с историей промысла;
- ознакомление с особенностями касимовской росписи;
- составление орнаментов;
- роспись бумажных силуэтов;
- роспись досточек в стиле касимовского промысла.
Итоговый:
- обобщение результатов работы;
-оформление выставки народных мастеров по мотивам касимовского промысла.
Ожидаемые результаты:
- дети активные, любознательные, интересуются возникновением русского народного промысла;
- выделяют характерные средства выразительности касимовской росписи: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметрию и ассиметрию в узоре, этапы росписи;
- самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях в самостоятельной художественной деятельности.
Вывод по проекту: в результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.
Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.
Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.
Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.
Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям.
Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамическое по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам.