Конспект занятия
Автор: Молдакова Мария Анатольевна
Цель: показать знания и умения детей, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим миром в течение учебного года в старшей группе.
Программное содержание:
1. Закрепить:
- название страны, ее столицы, столицы республики;
- знания о транспорте, о профессиях, связанных с трудом взрослых;
- знания о птицах и диких животных;
- представления о грибах, деревьях, цветах;
- умения устанавливать простейшие причинно – следственные связи между природными явлениями. О том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные и человек.
2. Развитие и расширение объема словаря, диалогической речи, речемыслительной деятельности, наблюдательности, памяти, мышления, речи, восприятия.
3. Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к окружающему миру, родной природе, знать правила поведения в природе.
Демонстративный материал: игрушка – солнышко, физическая карта; иллюстрации с изображениями профессий, транспорта; картинки – времена года, картина «Лес», веточки деревьев и кустарников; картинки грибов, цветов; иллюстрация «Берегите лес!», картинки с изображениями зверей и птиц; наглядность для игры «Что лишнее?».
I. Организационный момент. Дети стоят на ковре в кругу.
Ребята, у меня в руках солнышко – оно волшебное, передавая его по кругу, вы подарите улыбку и тепло своим друзьям и окружающим.
Ходит солнышко по кругу
Дарит лучики добра.
Я скажу вам не тая –
Жить без солнышка нельзя.
Ребята, скажите: Вы хотите стать «умниками и умницами?» Для этого мы с вами должны выполнить задания. Они очень сложные, и только дружные и умные смогут с ними справиться. Вы готовы? Тогда начинаем.
II. Основная часть.
Первое задание: надо определить, а где же находимся мы? (Работа по карте)
Как называется наша страна? (Россия)
Как называется столица России? (Москва)
Как называется республика, в которой мы живем? (Мордовия)
Как называется столица Мордовии? (Саранск)
Какие цвета на флаге нашей страны? (Белый, синий, красный)
Что обозначают цвета на флаге? (Стихи читают дети).
Второе задание:
1. Д/игра«Кто что делает?» (профессии) с мячом
Учитель – учит, воспитатель – воспитывает,
Врач – лечит, строитель – строит,
Парикмахер – стрижет, портной – шьет,
Повар – варит, продавец – продает,
Певица – поёт, художник – рисует.
2.Игра «Летает, едет, плавает».(картинки)
Летает à руки в стороны,
Едет à руки изображают руль,
Плавает à показать руками вперед.
Воспитатель показывает картинки (корабль, лодка, катер, парусник, автомобиль, автобус, трактор, камаз, самолет, вертолет, ракета, воздушный шар).
Молодцы!
Дети проходят на места.
Чтобы выполнить следующее задание, ведущий программы « Умники и умницы» отправляет в театр за подсказкой к следующему заданию.
Покружились, покружились
И в театре очутились.
Рассказ К.Ушинского « Четыре желания» по ролям.
Третье задание: игра «Времена года по приметам». Разложите картинки по временам года.
Осень (листья, дождь, овощи, фрукты, ветер).
Зима (лыжи, санки, коньки, лед, снежинка, снегопад, сугробы, снегирь).
Весна (капель, проталинки, мать-и-мачеха, ручьи, верба).
Лето (солнышко, цветы, загорают, купаются).
Физкультминутка (Мы устали – отдохнём, руки, ноги – разомнём)
Вот как солнышко встает (руки вверх, потягивание)
И к ребятам в сад идет (шагают на месте).
Любит солнышко скакать (скачут)
И со всеми танцевать (пружинка).
Хорошо, хорошо солнышко смеется (хлопают в ладоши),
А под солнышком таким (руки на пояс)
Нам весело живется (улыбаются).
Четвертое задание: рассматривание картины «Лес».
Лес – это дом для животных, насекомых и птиц, а человек – гость в этом доме. А какой бывает лес? (сосновый, еловый, березовый, смешанный).
Какие деревья растут в лесу? (хвойные и лиственные)
Ø Что еще растет в лесу? (Грибы)
Ø Какие бывают грибы? (Съедобные и ядовитые)
Ø Можно ли срезать поганки и мухоморы? (Нет)
А кто в этом лесу живет, мы сейчас узнаем, отгадав загадки.
1) Летом бродит без дороги
Между сосен и берез.
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос. (Медведь)
2) Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса)
3) Не барашек и не кот.
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы другого цвета. (Заяц)
4) Лежала под елкой
Подушка с иголкой.
Лежала, лежала
И вдруг побежала. (Еж)
5) Черный жилет,
Красный берет,
Нос, как топор,
Хвост, как упор. (Дятел)
6) Как лиса среди зверей
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах,
А зовут ее … (ворона).
7)Он за морем жил зимой, Теперь вернулся он домой, И рано утром в тишине Запел о солнце и весне.(скворец)
8)Не ворона, не синица.
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку –
Раздалось в лесу: ку-ку! (Кукушка)
Ребята, а вот ещё очень трудная загадка. (Гнездо в корзине с яйцами. Внутри яиц геометрические фигуры) Ребята, как вы думаете, кто мог нам подбросить эту корзину с гнездом? (Ответы детей) Открываем яйца, а внутри геометрические фигуры.
Ребята, какие вы молодцы!
Чтобы не беспокоить жителей леса и навредить им, давайте вспомним правила поведения в лесу:
· запрещается рвать редкие цветы, уносить животных домой, разорять гнезда, муравейники, слушать громкую музыку, ломать ветки, мусорить.
· разрешается дышать свежим воздухом, приходить на экскурсию, знакомиться и любоваться красотой и богатством леса, ходить по тропинкам.
Ребята, что нужно, чтобы растения росли хорошо? (Свет, тепло, вода).
Сегодня мы вспомним о воде, ее свойствах, и значении воды.
· Что такое вода? (Жидкость без цвета и запаха)
· Какая бывает вода? (Холодная, горячая, теплая, прозрачная)
· Для чего нужна вода? (Пить, поливать растения, готовить еду, стирать)
· Что делает вода? (Льется, капает, замерзает, тает, журчит, растворяет вещества).
Экспериментирование с водой ( Баночка с водой, под крышкой жёлтая гуашь)
На тарелочке кубик со льдом, внутри которого буква «У». Придумайте слово в начале которого будет слышен звук «У». «Умники» и « Умницы».
Какие вы все «умники и умницы!» Сколько всего знаете! Я за вас очень рада.
Вы играли очень дружно
И грустить сейчас не нужно!
Шум и спор не помеха
Я желаю вам успехов!
Звучит музыка. Награждение медалями «умники и умницы».