Шагать на лыжах – это весело и полезно… Организация семейных лыжных прогулок – походов
Автор: Михайлова Ольга Николаевна
Статья на тему «Шагать на лыжах – это весело и полезно»…
Организация семейных лыжных прогулок – походов.
Автор: руководитель группы
«Юный лыжник»
Михайлова О.Н.
2018г.
Известно, маленький человек – деятель! И деятельность его выражается прежде всего в движениях. И первые представления о мире приходят к ребёнку через движения. Чем они разнообразнее, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.
Недостаточная двигательная активность – гиподинамия – отмечается не только у детей старшего дошкольного возраста, но и у малышей. В первую очередь от гиподинамии страдает мышечная система: снижается мышечный тонус, работоспособность, выносливость, уменьшается масса и объём мышц. Особенно опасна гиподинамия для ослабленных детей. Их, как правило, оберегают от движений, что ведёт к нарушению осанки, плоскостопию, задержке физического развития. Исследования Н.М. Амосова, Ю.Ф. Знамовского показали: целенаправленные физические нагрузки оказывают стимулирующее воздействие на организм и могут обеспечить восстановление здоровья. Задачу охраны жизни и укрепления здоровья детей в группе решаю организацией режима дня, оздоровительных мероприятий и физического воспитания. Одним из средств физического воспитания являются прогулки – походы на лыжах, в ходе которых развиваются физические качества, формируется потребность в движениях, развивается любознательность, инициатива, творчество, трудолюбие и самостоятельность, морально-волевые качества, дружеские взаимоотношения между детьми, устанавливается активное сотрудничество с родителями. С детьми группы «Юный лыжник» проводятся разнообразные прогулки – походы: дневные, походы выходного дня, спортивные. Любой поход имеет определённую организационную структуру: заранее выбираем маршрут, готовим оборудование и снаряжение, подбираем одежду в соответствии с погодой, провожу с детьми предварительную работу (знакомлю с правилами поведения в парке или лесу).
Дневные прогулки – походы осуществляю с помощью свободных от работы родителей. Выходим утром после завтрака и возвращаемся к обеду. Знакомимся с окрестностями родного села.
Прогулки – походы выходного дня по праву можно назвать семейными. В этот поход дети идут обычно всей семьёй (братья, сёстры и родители).
Организуя прогулки – походы на лыжах, убедилась в целесообразности семейных прогулок походов. Они помогают воспитывать недостатки общения родителей и детей, наладить взаимопонимание родителей и педагога, а так же понимание индивидуальной системы воспитания детей в разных семьях.
На начальном этапе организации семейных прогулок – походов на лыжах разрабатываю маршрут, составляю сценарий, решаю организационные вопросы с воспитателями детей, посещающих группу «Юный лыжник». Совместно определяем день и время его проведения, уточняем возможности родителей, учитываем их предложения по организации и проведению прогулки – похода. Накануне похода дети получают приглашение в форме письма с прилагающимся к нему маршрутным планом. В назначенное время дети и родители собираются у детского сада, и вместе отправляемся по заданному маршруту. В парке рядом с тротуаром прокладывается лыжня. Первую половину пути дети идут по селу с лыжами в руках. На первом привале они надевают лыжи на валенки. Родители проверяют лыжные крепления. Вторую половину пути дети передвигаются по лыже, преодолеваем полосы препятствий, чтобы добраться до конечного пункта маршрута. Там нас ожидают сюрпризы, клады, сказочное дерево, волшебная ёлочка и т. д.
В семейных походах важную роль играют отцы. Их участие в прогулках – походах разноплановое – сильные и ловкие, организаторы полосы препятствий, азартные участники игр… Дети, увидев родителей в новой роли, пересматривают своё отношение к ним, начинают ими гордиться. И родители тоже видят своих детей совсем иными – ловкими, подвижными, знающими и умеющими совсем не так мало, как им казалось.
Оздоровительный, познавательный и тренирующий эффект от прогулок – походов бесспорен, но главное – это приобретение детьми коммуникативного опыта, гармонизация отношений с родителями, родителей с детьми, создание взаимопонимания в группе единомышленников.