+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Кукольный театр для детей раннего возраста как средство успешной адаптации

Автор: Повар Зоя Валентиновна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №49»

муниципального образования города Братска

 

 

 

 

 

Опыт работы по теме:

«Кукольный театр для детей раннего возраста,

как средство успешной адаптации»

 

 

 

 

                                           Подготовила:

                                                                                 воспитатель группы раннего возраста

                                                              Повар Зоя Валентиновна

 

 

 

2021 г.

           Кукольный театр играет большую роль в формировании гармоничной, творческой личности ребенка. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Развивает личность ребенка, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.) Прививает устойчивый интерес не только к литературе, но и к музыке, театру, позволяет  воплотить в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов. В тесной связи с развитием творческих способностей у детей развивается речь и остальные психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание и др.

          Таким образом, театрализованные занятия всесторонне развивают детей, вызывают радость, а сказочность усиливает их привлекательность.

           Огромную помощь в адаптации детей к условиям детского сада я считаю, могут оказать театрализованные занятия в ДОУ. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Поэтому, меня заинтересовала такая тема как: «Кукольный театр для детей раннего возраста как средство успешной адаптации». Изучая методическую литературу по данной теме, я поняла, что должна способствовать созданию благоприятного микроклимата и необходимых условий для развития театрализованной деятельности.

Мною были поставлены следующие задачи:

• Развивать творческие способности детей средствами театрального искусства,  а  также поэтапного освоения детьми различных видов кукольного театра.

• Приобщать детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.

• Учить использовать средства художественной выразительности (интонационно-окрашенную речь, выразительные движения).

• Воспитывать любовь к театру, доверительные взаимоотношения друг к другу, самостоятельность.

          Работу по теме я обозначила  по следующим направлениям: изучение литературы,  создание предметно-пространственной развивающей среды, занятия с детьми, взаимодействие с родителями и с социумом.

          Для успешной работы в групповой комнате была создана предметно-пространственная среда, совместно с  родителями оборудован театральный уголок «В гостях у сказки», где располагаются различные виды театров:  бибабо, настольный театр, театр на фланелеграфе, плоскостной, пальчиковый и  др., которые регулярно пополняю  новыми атрибутами и игрушками – персонажами.

          Разработала и составила план совместной деятельности с детьми раннего возраста на учебный год.

           Систематизировала литературный, фольклорный материал по театрализованной деятельности.

           Составила картотеки:

Развивающие игры: «Смешные стихи», «Играем в сказку», «На нашем дворе»

Игры – драматизации: «Котята», «Курочка-рябушечка», «Жили у бабуси два веселых гуся», «Репка», «Жил сапожник» и др.

Пальчиковая гимнастика: «Теремок», «Репка», «Два козлика» и др.

            На основе дополнительной организованной деятельности и изученной литературы организовала кружок «Жили-были».  Составила план взаимодействия с родителями по теме кружка.

Приобщать детей к театрализованной деятельности  я начала с момента прихода детей в  детский сад. Постоянно замечая интерес малышей к потешкам, песенкам, сказкам, я решила, что они помогут мне «разговорить» детей. Знакомство с народным творчеством начиналось для малышей во время (тяжелого) расставания с родителями. Я переключала внимание ребенка на яркую красочную игрушку, сопровождая ее движение чтением потешки. Правильно подобранная мною потешка помогала установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии ко мне, пока еще малознакомому человеку. С помощью народных песенок, потешек воспитывала у малышей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладывания спать.  Многократно повторяя ребенку песенки, потешки, старалась максимально разыграть их, используя пальчиковый театр, шапочки различных персонажей и прочее.

Затем и малыши стали сопровождать игры с пальчиками, руками, ножками - речью, движениями, мимикой, показывающей переживания разнообразных чувств.

Много внимания уделяла и уделяю сейчас сказкам. При рассказе сказки дети видят мое лицо рассказчика, мои эмоции, мимику. Это помогает детям понять содержание сказки, отношение к ее персонажам. В беседе малыши вспоминают события этой сказки, поступки ее героев.

Прибегаю и к такому приему, как прослушивание сказок в записи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогают детям вслушиваться в музыку, вдуматься в характер героев, насладиться нежностью, напевностью  русского языка.

         Начинаю использовать в повседневной работе с детьми  загадки, с опорой на наглядный материал.

          В книжном уголке дети всегда могут найти уже знакомые им книги со сказками, песенками-потешками. Они,  внимательно рассматривают картинки в книге, узнают героев, их действия, вспоминают и пересказывают отдельные эпизоды. Часто дети приносят из дома свои любимые книги, в основном это сказки, и просят прочитать их всем детям, я с радость делаю это.

                Моя работа оказалась плодотворной благодаря помощи родителей.  Для привлечения родителей к совместной деятельности были проведены консультации и беседы: «Ребенок и театр»,  «Любимые сказки ребенка», «Знакомьте малышей с народным фольклором», «Театр кукол и игрушек в детском саду», «Роль сказки в развитии детской эмоциональности» . Родители учили вместе с детьми потешки, попевки, читали сказки, помогали создавать предметную среду, готовили декорации и атрибуты для театра.

         Я считаю, что правильно и четко организованная работа по приобщению  детей в детском саду к театрализованной деятельности способствовала не только успешной адаптации, но и развитию речи, развитию его духовности,  постепенному  формированию эстетических чувств.

 

Отслеживая динамику развития речи детей в рамках поставленной цели, мною было проведено обследование в начале учебного года и в конце года, которое позволило выявить уровень развития речи детей и знание детьми малых фольклорных форм.

Во время проведения обследования детей я использовала следующие методы:

- Наблюдение за общением детей в самостоятельной деятельности.

- Беседа с детьми.

- Словесные игры.

Критерии программы «От рождения до школы» под редакцией Веракса.

 

          Перспективами дальнейшей работы считаю:

 Продолжить работу в данном направлении, пополнить театрализованный уголок театром на лопатках. Который, я думаю детям тоже будет интересен. Пополнить картотеку игр, приобрести другие, упражнений подражательно-исполнительского творческого характера, которых нет у нас.

 Разнообразить формы и методы взаимодействия с родителями. Провести конкурс среди родителей с показом «Лучшая семейная сказка».

В дальнейшем буду обращать внимание не только на героев и их действия, но и на выразительные подробности иллюстраций (костюмы героев, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и др.).

 

Значение театрализованной деятельности, кукольного театра для успешной адаптации детей трудно переоценить. Любовь к театру становится ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, педагогами в необычном волшебном мире. Вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Только эмоционально насыщенная и разнообразная деятельность младших дошкольников в детском саду является основной для решения всех воспитательных задач, и в том числе и успешной адаптации.