Кукольный театр для детей раннего возраста как средство успешной адаптации
Автор: Повар Зоя Валентиновна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида №49»
муниципального образования города Братска
Опыт работы по теме:
«Кукольный театр для детей раннего возраста,
как средство успешной адаптации»
Подготовила:
воспитатель группы раннего возраста
Повар Зоя Валентиновна
2021 г.
Кукольный театр играет большую роль в формировании гармоничной, творческой личности ребенка. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Развивает личность ребенка, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.) Прививает устойчивый интерес не только к литературе, но и к музыке, театру, позволяет воплотить в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов. В тесной связи с развитием творческих способностей у детей развивается речь и остальные психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание и др.
Таким образом, театрализованные занятия всесторонне развивают детей, вызывают радость, а сказочность усиливает их привлекательность.
Огромную помощь в адаптации детей к условиям детского сада я считаю, могут оказать театрализованные занятия в ДОУ. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Поэтому, меня заинтересовала такая тема как: «Кукольный театр для детей раннего возраста как средство успешной адаптации». Изучая методическую литературу по данной теме, я поняла, что должна способствовать созданию благоприятного микроклимата и необходимых условий для развития театрализованной деятельности.
Мною были поставлены следующие задачи:
• Развивать творческие способности детей средствами театрального искусства, а также поэтапного освоения детьми различных видов кукольного театра.
• Приобщать детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.
• Учить использовать средства художественной выразительности (интонационно-окрашенную речь, выразительные движения).
• Воспитывать любовь к театру, доверительные взаимоотношения друг к другу, самостоятельность.
Работу по теме я обозначила по следующим направлениям: изучение литературы, создание предметно-пространственной развивающей среды, занятия с детьми, взаимодействие с родителями и с социумом.
Для успешной работы в групповой комнате была создана предметно-пространственная среда, совместно с родителями оборудован театральный уголок «В гостях у сказки», где располагаются различные виды театров: бибабо, настольный театр, театр на фланелеграфе, плоскостной, пальчиковый и др., которые регулярно пополняю новыми атрибутами и игрушками – персонажами.
Разработала и составила план совместной деятельности с детьми раннего возраста на учебный год.
Систематизировала литературный, фольклорный материал по театрализованной деятельности.
Составила картотеки:
Развивающие игры: «Смешные стихи», «Играем в сказку», «На нашем дворе»
Игры – драматизации: «Котята», «Курочка-рябушечка», «Жили у бабуси два веселых гуся», «Репка», «Жил сапожник» и др.
Пальчиковая гимнастика: «Теремок», «Репка», «Два козлика» и др.
На основе дополнительной организованной деятельности и изученной литературы организовала кружок «Жили-были». Составила план взаимодействия с родителями по теме кружка.
Приобщать детей к театрализованной деятельности я начала с момента прихода детей в детский сад. Постоянно замечая интерес малышей к потешкам, песенкам, сказкам, я решила, что они помогут мне «разговорить» детей. Знакомство с народным творчеством начиналось для малышей во время (тяжелого) расставания с родителями. Я переключала внимание ребенка на яркую красочную игрушку, сопровождая ее движение чтением потешки. Правильно подобранная мною потешка помогала установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии ко мне, пока еще малознакомому человеку. С помощью народных песенок, потешек воспитывала у малышей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладывания спать. Многократно повторяя ребенку песенки, потешки, старалась максимально разыграть их, используя пальчиковый театр, шапочки различных персонажей и прочее.
Затем и малыши стали сопровождать игры с пальчиками, руками, ножками - речью, движениями, мимикой, показывающей переживания разнообразных чувств.
Много внимания уделяла и уделяю сейчас сказкам. При рассказе сказки дети видят мое лицо рассказчика, мои эмоции, мимику. Это помогает детям понять содержание сказки, отношение к ее персонажам. В беседе малыши вспоминают события этой сказки, поступки ее героев.
Прибегаю и к такому приему, как прослушивание сказок в записи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогают детям вслушиваться в музыку, вдуматься в характер героев, насладиться нежностью, напевностью русского языка.
Начинаю использовать в повседневной работе с детьми загадки, с опорой на наглядный материал.
В книжном уголке дети всегда могут найти уже знакомые им книги со сказками, песенками-потешками. Они, внимательно рассматривают картинки в книге, узнают героев, их действия, вспоминают и пересказывают отдельные эпизоды. Часто дети приносят из дома свои любимые книги, в основном это сказки, и просят прочитать их всем детям, я с радость делаю это.
Моя работа оказалась плодотворной благодаря помощи родителей. Для привлечения родителей к совместной деятельности были проведены консультации и беседы: «Ребенок и театр», «Любимые сказки ребенка», «Знакомьте малышей с народным фольклором», «Театр кукол и игрушек в детском саду», «Роль сказки в развитии детской эмоциональности» . Родители учили вместе с детьми потешки, попевки, читали сказки, помогали создавать предметную среду, готовили декорации и атрибуты для театра.
Я считаю, что правильно и четко организованная работа по приобщению детей в детском саду к театрализованной деятельности способствовала не только успешной адаптации, но и развитию речи, развитию его духовности, постепенному формированию эстетических чувств.
Отслеживая динамику развития речи детей в рамках поставленной цели, мною было проведено обследование в начале учебного года и в конце года, которое позволило выявить уровень развития речи детей и знание детьми малых фольклорных форм.
Во время проведения обследования детей я использовала следующие методы:
- Наблюдение за общением детей в самостоятельной деятельности.
- Беседа с детьми.
- Словесные игры.
Критерии программы «От рождения до школы» под редакцией Веракса.
Перспективами дальнейшей работы считаю:
Продолжить работу в данном направлении, пополнить театрализованный уголок театром на лопатках. Который, я думаю детям тоже будет интересен. Пополнить картотеку игр, приобрести другие, упражнений подражательно-исполнительского творческого характера, которых нет у нас.
Разнообразить формы и методы взаимодействия с родителями. Провести конкурс среди родителей с показом «Лучшая семейная сказка».
В дальнейшем буду обращать внимание не только на героев и их действия, но и на выразительные подробности иллюстраций (костюмы героев, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и др.).
Значение театрализованной деятельности, кукольного театра для успешной адаптации детей трудно переоценить. Любовь к театру становится ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, педагогами в необычном волшебном мире. Вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Только эмоционально насыщенная и разнообразная деятельность младших дошкольников в детском саду является основной для решения всех воспитательных задач, и в том числе и успешной адаптации.