Итоговая непосредственно-образовательная деятельность для детей средней группы "Такие разные часы
Автор: Ровенец Светлана Васильевна
Цель: Формирование представления о времени
Задачи:
1. расширять представления детей о видах часов, времени суток, режиме дня;
2. познакомить с историей часов,
3. учить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и способами употребления,
4. развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику рук.
Ход:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в прошлое, а помогут нам в этом…. На экране проектора появляется загадка
Без рук, без ног. Идут вперёд,
твердят: «Тик-так, работай всяк!» (Часы)
Воспитатель: Правильно ребята, предлагаю вам исполнить
«Песню про часики»
(на экране проектора с громким криком появляется петушок) интересно, говорить мы будем о часах, а при чем тут петушок? Кто - нибудь может объяснить?
Ответы детей:
Воспитатель: в давние времена, когда часов еще не изобрели, люди узнавали время по "живым часам". Эти "часы" очень важно разгуливают по двору, а взлетев на забор, начинают кукарекать! Везде и всегда ли были петушки? Можно ли по пению петуха определить точное время?
Ответы детей: нет
Воспитатель: полностью с вами согласна, по крику петушка можно утром вставать, но определять время совсем неудобно.
Воспитатель: Если вдруг заболеет петушок или проспит, то солнышко будило людей. Послушайте удивительную историю. Давным - давно человек заметил, что тень, которая падала от дерева на землю не стоит на месте, а бежит вслед за солнцем. Солнце за день сделало круг по небу, и тень круг тоже пробежала. Наблюдал человек за этим чудом и вот что придумал(на экране появляется картинка песочных часов) вбил в землю столбик, а вокруг столба начертил круг и поделил круг на 12 частей, каждая часть - 1 час. Солнце взошло, и тень медленно от столба двигалась по кругу, отмеряя каждый час. Вот такое настоящее изобретение!
Воспитатель: А я вам предлагаю изготовить солнечные часы самостоятельно. Проходите за столы у вас на подносах лежат одноразовые тарелки, циферблат, клей-карандаш и обычный карандаш. Возьмите тарелку, переверните дном вверх, намажьте дно клеем, аккуратно приложите циферблат. Разгладьте морщины салфеткой. А теперь возьмите карандаш и проколите отверстие в тарелке. Вот наши часы и готовы. Возьмем фонарик и посмотрим как идет время.
На экране появляется картинка с песочными часами
Воспитатель: А кто из вас знает, что это такое?
Ответы детей: … песочные часы
Воспитатель: правильно, ребята, это песочные часы, я знаю такую подвижную игру, которая называется «Песочные часы», хотите поиграть?
Ответы детей: …да
Ход игры: на полу размечается место для игры в виде песочных часов. Игроки по сигналу друг за другом перебегают из одной части часов в другую и становятся в шахматном порядке. Нельзя зайти за отмеченную линию.
Воспитатель: молодцы, ребята, правильные и красивые часы у вас получились.
(на экране со звуком появляется конверт)
Воспитатель: Как вы думаете, что в этом конверте?
Ответы детей: …
Воспитатель: проверим правильный ответ?
Ответы детей: … дааа
(На экране в перемешанном виде лежат части разрезанных картинок)
Воспитатель: кажется, я все поняла, у меня есть конверты, а в них разрезные картинки. Вам нужно эти картинки сложить и назвать, что на них изображено.
(Дети собирают картинки, на них изображены напольные, настольные, наручные, карманные, уличные и настенные часы.)
Воспитатель: Сколько часов у вас получилось… (называет имя ребёнка), какие у тебя часы?
1-й ребёнок: настенные
2-й ребёнок: напольные
3-й ребёнок: настольные
4-й ребёнок: наручные
5-й ребёнок: карманные
6-й ребёнок: уличные
(На экране появляются куранты)
Воспитатель: есть самые главные часы в нашей стране. Они расположены на Спасской башне Кремля и называются куранты, посмотрите какие они большие, вся страна отмеряет время по этим часам, у них очень большие римские цифры и резные металлические стрелки.
Я вам предлагаю превратиться в такие большие стрелочки и отдохнуть с физминуткой «Фиксики. Тики-тики так.»
Проводится физминутка «Фиксики. Тики-тики так.»
(Дети садятся на стулья)
(На экране появляется видео – рассказ про электронные часы)
Воспитатель: Оказывается бывают и такие чесы, без стрелок. Предлагаю поиграть в игру «На часах который час, что мы делаем сейчас»
Проводится дидактическая игра «На часах который час,
что мы делаем сейчас.»
Ход игры:
Воспитатель: На часах 8 часов, что мы делаем сейчас?
Ответы детей: приходим в детский сад, идем на зарядку, завтракаем
Воспитатель: На часах 9 часов, что мы делаем сейчас?
Ответы детей: идем на занятия
Воспитатель: На часах 10 часов, что мы делаем сейчас?
Ответы детей: играем, выходим на прогулку
Воспитатель: На часах 12 часов, что мы делаем сейчас?
Ответы детей: возвращаемся с прогулки, обедаем
Воспитатель: На часах 13 часов, что мы делаем сейчас?
Ответы детей: ложимся спать
Воспитатель: На часах 15 часов, что мы делаем сейчас?
Ответы детей: просыпаемся, готовимся к полднику
Воспитатель: На часах 16 часов, что мы делаем сейчас?
Ответы детей: играем, уходим домой
Воспитатель: какие вы молодцы, прекрасно знаете время и наш режим дня. А я вам предлагаю забрать ваши песочные часы и возвращаться в группу.