Нормативный проект в старшей группе "Коврик дружбы и переговоров
Автор: Романова Оксана Владимировна
Проект «Коврик дружбы и переговоров»
Вид проекта: групповой
Тип проекта: нормативный
Продолжительность: долгосрочный
Автор проекта: воспитатель Романова О.В.
Участники проекта: дети старшей группы «Незабудки», родители.
Актуальность темы: конфликты дошкольников характеризуются столкновением детских инициатив, при котором каждый ребенок настаивает на своем варианте поведения. Именно поэтому существует книга правил, к которой дети обращаются самостоятельно или по подсказке педагога. Такая книга позволяет существенно снизить конфликтность между детьми, что способствует улучшению психологического климата в группе. Кроме, книги можно придумывать много различных вариантов, которые выступают в роли средства регуляции поведения дошкольников, например, коврик дружбы.
Цель проекта: найти способ разрешения спорных вопросов между сверстниками через правило группы.
Проблема: некоторые дети не могут договариваться между собой, решать спорные вопросы.
Ожидаемый результат: придумать правило и выполнять его.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
1.Этап. Выявление ситуаций.
Наблюдение за поведением детей в различных ситуациях.
2.Этап. Определение пространств возможностей. Беседа – рассуждение.
-Сегодня опять Милана и Даша не могли договориться, кто же будет первым играть в шашки, поэтому весь день они не разговаривают. Как считаете, что надо им сделать, чем помочь? А кто ещё не смог сегодня договориться? К чему это привело?
Обсуждаем и проигрываем с детьми варианты поведения в различных ситуациях, проговариваем нежелательные последствия после них.
3.Этап. Изображение нежелательных последствий.
4.Этап. Рассказы детей по рисункам.
5.Этап. Беседа «Если ты сразу не можешь договориться и решить спорный вопрос, давайте придумаем, где и как это можно будет сделать?»
Дети, в ходе беседы, выдвигают различные идеи договора:
-пойти в спальню и поговорить
-может родителям рассказать об этом?
-у нас есть правило, что мы должны договариваться, но если нет, то надо пригласить друга, чтоб помог договориться
-можно в определённом углу поговорить
-в спальне на полу холодно мириться, может что постелить?
Предлагаю в качестве подстилки небольшой лоскуток ткани. Кто захочет на нём мириться и договариваться?
6.Этап. Зарисовывают правило.
7.Этап. Обсуждение правила детьми:
-если ты вдруг нечаянно толкнул кого – то, а тот обиделся, то всегда можно расстелить коврик и помириться
-если ты не можешь договориться, то всегда это можно сделать на «коврике переговоров»
-на «коврике дружбы» можно всегда разрешить споры
-на «коврике дружбы» можно мириться
Дети разрисовывают коврик, придумывают ему название «Коврик дружбы и переговоров», формулируют правило: «мириться на «Коврике дружбы».
8.Этап. Выполнение правила.
Это и предыдущие правила, мы собрали в альбом «Правила группы», сам коврик постоянно использовался детьми в качестве мирилки и договоров. Иногда проигрывали коммуникативные игры на объединение детей по различным признакам (внешность, игра, интересы и другое). Например, сядьте на коврик те, кто сегодня добрый или кто любит рисовать.