Экологический проект для старшего возраста "Покормите птиц зимой!
Автор: Шакурова Чулпан Зуфаровна
Шакурова Чулпан Зуфаровна,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №1» г. о. Самара
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6-7 ЛЕТ) «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ»
Во всех уголках Земли мы встречаем птиц. Мы узнаем, сколько птицы полезного делают для нас, только познакомившись с ними. Наши пернатые друзья круглый год окружают нас. Они приносят людям радость и пользу.
Зимнее время года - это не только веселые праздники, катание на коньках, на санках, а суровые морозы, ветра и очень тяжелое время для птиц. Они очень нуждаются в помощи. В холодное время года доступной пищи для птиц становится меньше и многие не могут пережить зиму и погибают. Люди могут оказать зимующим птицам помощь, развешивая кормушки, подсыпая регулярно в них корм - строить столовую для птиц.
В детском саду на прогулках мы вместе с воспитанниками наблюдали за птицами. В ходе наблюдений многие дети приходили к нам с вопросами: «Не холодно ли птицам?», «Что они зимой едят?» и т.д. Поэтому пришла идея - разработать и реализовать проект «Покормите птиц зимой!». Мы считаем, что совместно со взрослыми, педагогами и родителями, дети могут научиться общаться с миром природы и увидеть разнообразие зимующих птиц нашего края.
Цель: Формирование экологических знаний о зимующих птицах Самарской области и ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи:
- Познакомить детей с зимующими птицами Самарской области.
- Расширить представления о видах кормушек, способах их изготовления из разного материла.
- Научить воспитанников правильно подкармливать птиц.
- Активизировать словарь по теме проекта.
-Развивать внимания детей, умения соотносить изменения в природе с жизнью зимующих птиц.
- Формировать начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста.
- Приобщать детей и их родителей к природоохранной операции по организации подкормки зимующих птиц.
- Учить дошкольников анализировать результаты своей исследовательской деятельности, делать выводы.
- Воспитывать у воспитанников заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудное для них время.
Ожидаемые результаты:
Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Формирование у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.
Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
Активное участие родителей в реализации проекта.
Продукт проекта: Изготовление совместно с родителями кормушки для птиц. Создание плаката с обращением к детям детского сада с «Покормите птиц зимой!»
Формы реализации проекта: НОД, беседы, обсуждения, чтение художественной литературы, игры (настольно- печатные, сюжетно- ролевые, дидактические, речевые, подвижные, малоподвижные, и т.д.), наблюдения на прогулке, просмотр презентаций, мультфильмов, рассматривание иллюстраций, предметных картинок зимующих птиц Самарской области, консультации для родителей, конструктивно – модельная деятельность совместно с родителями по изготовлению кормушек.
Этапы реализации проекта:
1этап (подготовительный). Чтобы создать условия для формирования расширения знаний о зимующих птицах, педагоги подобралиметодическую и художественную литературу, предметные и сюжетные картинки, презентации, мультфильмы о зимующих птицах. Определили план деятельности с воспитанниками в разных образовательных областях. Составили план совместной деятельности с детьми по уходу и кормлению птиц на территории детского сада. Подобрали консультации для родителей по изготовлению кормушек, с речевыми, подвижными и пальчиковыми играми для детей
2 этап(основной). Художественно – эстетическое развитие:
Рисование«Снегирь на ветке»
Цель: способствовать расширению представлений о зимующей птице – снегире; закреплять умение рисовать птицу.
Коллективная аппликация«Зимующие птицы»
Цель: продолжать учить силуэтному вырезанию; закреплять умение подбирать бумагу определённой формы и цвета для вырезания крыльев и грудки.
Прослушивание голосов птиц
Цель: формирование слухового восприятия голосов разных птиц.
Речевое развитие:Заучивание стихов о птицах, чтение художественной литературы: Ю. Дмитриев «Снегирь»;Г. Скребицкий и В. Чаплина «Чем дятел зимой кормится»;Н. Плавильщиков «Не видевши, не поверишь», В. Бианки «Стая птиц под снегом», «Кусок хлеба»,И. Полуянов «Гвоздик», А. Яшин «Покормите птиц зимой!».
Речевые игры: «Объясни словечко»
Цель: развивать речь детей, развивать слуховое внимание.
«Расскажи о своей любимой зимующей птице»
Цель: формировать умение составлять описательный рассказ о птице.
Познавательное развитие:
Беседы «Зимующие птицы», «Как правильно выбрать корм для подкорма птиц зимой?», «Правила поведения возле кормушек», наблюдения на прогулке: «Чем питаются птицы зимой?», «Какие птицы прилетают к кормушке».
Дидактическая игра «Накорми птиц»
Цель: систематизировать знания о том, чем питаются наши пернатые друзья.
Дидактическая игра «Верю – не верю»
Цель: закрепить знания детей о зимующих птицах.
Физическое развитие:
«Птички и кошка»
Цель: учить детей двигаться по сигналу, развивать ловкость и внимание.
«Воробушки и автомобиль»
Цель: приучать детей бегать по сигналу воспитателя не наталкиваясь друг другу, запоминать свое место.
«Вороны»
Цель: развивать внимание детей, учить двигаться в соответствии текстом.
«Птичка»
Цель: учить детей повторять имитационные движения, подражать голосовым подражаниям птиц.
Взаимодействие с родителями: Информация в уголке для родителей: «Покормите птиц зимой!», «Виды кормушек и способы их изготовления из разных материалов», «Как выбрать правильный корм для подкормки птиц зимой»; памятка «Как подкармливать птиц», «Правила поведения возле кормушек».
3 этап - заключительный.
Изготовление кормушек распределение на территории детского сада.
Используемая литература:
1. Аксенова З.Ф. «Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников».Москва Т.Ц. Сфера 2011
2. Соломенникова О.А.«Ознакомление с природой в детском саду». Издательство МОЗАИКА - СИНТЕЗ Москва, 2019
3. Лопатина А.А. «Сказы матушки земли». 2008 г.Москва - Амрита Русь