Профориентационная работа со старшеклассниками дистанционно: новый формат взаимодействия с социальными партнерами
Автор: Берсенева Надежда Васильевна
Профориентационная работа со старшеклассниками дистанционно: новый формат взаимодействия с социальными партнерами
(из опыта профориентационной работы объединения «Человек и профессия» ГБУ ДО ДДЮ Приморского района СПб в рамках сотрудничества с ГБОУ шк. № 683 СПб)
Заместитель директора по воспитательной работе ГБОУ шк. № 683 СПб Бородатая Н.А.
Социальный педагог ГБОУ шк. № 683 СПб Котик М.М.
Педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДЮ Приморского района СПб Берсенева Н.В.
Большинство петербургских школ работают в очно заочном формате. Новые жизненные реалии заставили искать новые формы трансформации традиционных занятий и мероприятий.
На первый взгляд, в профориентационной работе, которая проявлялась во встречах, экскурсиях, ярмарках, выставках, казалось нереальным, малоэффективным делом заменить живое общение с учениками со специалистами интернет - передачами. Но жизнь диктует свои условия…
По определению дистанционное обучение (ДО) - взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения).
Всё началось с того, что обучающиеся объединения «Человек и профессия» ГБОУ ДДЮ Приморского района СПб подключились в соцсети и в Контакте под названием «Профориентация». Активно подключились наши партнёры ─ учебные заведения, Агентство занятости населения Приморского района, специалисты Академии цифровых технологий и др.
От ГБНОУ «Академия цифровых технологий» последовало приглашение о сотрудничестве и участие в проекте «Билет в будущее», который реализуется по поручению Президента РФ В. В. Путина.
«Билет в будущее» входит в паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование».
В рамках проекта «Билет в будущее»:
- онлайн регистрация участников проекта и их родителей в системе онлайн;
- создание личного кабинета участников проекта;
- отбор от профессионального тестирования до профессиональных проб;
- участие в профориентационных мероприятий в системе онлайн и очно;
- в финале - решение проектных задач в командах.
Следующим этапом стало сотрудничество с Агентством занятости населения Приморского района (проведение занятий, игр, консультаций по активизации профессионального самоопределения обучающихся и в дальнейшем трудоустройство их на временные работы).
Необычным стало проведение различных мероприятий, в том числе занятий в формате онлайн.
Онла́йн (англ. online, от англ. on line -«на линии», «на связи», «в сети», «в эфире») «находящийся в состоянии подключения». Первоначально
использовалось только в отношении коммуникационного оборудования для указания на режим связи, типичным значением могло быть «не вешая трубку», то есть за один телефонный звонок, в режиме реального времени.
В настоящее время онлайн обучение стало инновационной формой взаимодействия со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса, в том числе и с социальными партнерами.
Примером онлайн формата являются интерактивные экскурсии в музей истории профессионального образования СПб. Цикл данных экскурсий посвящен 80 – летию истории профессионального образования. Тематика экскурсий разнообразная и интересная для учеников.
Связь дистанционно осуществляется со специалистами и студентами средне профессиональных и высших учебных заведений. Примером является беседа, которая была проведена студентами Политехнического Университета им. Петра Великого.
Цель беседы: вызвать интерес у будущих абитуриентов к профессиям, по которым осуществляется подготовка в ввузе.
В ходе беседы студенты рассказали об истории университета, его роли и возможностей в настоящее время, как в области подготовки кадров, так и в научных исследованиях.
Ученики узнали, что СПбПУ является партнером многих ведущих университетских центров мира - деловое сотрудничество поддерживаются с университетами более 40 стран.
Студенты рассказали о 11 институтах, которые включает вуз и различных специальностей, о научной работе студентов, участие их в различных конкурсах, научных конференциях, в спортивных мероприятиях.
В конце встречи была показана презентация о различных специальностях каждого из 11 институтов.
Интересной была также встреча со специалистами и студентами института социальной работы и психологии. Ученики узнали об основных направлениях деятельности института, научной, спортивной, творческой работе студентов.
Дистанционное сотрудничество проводится с родителями учеников (родительские собрания, лекции, консультации).
Так, для родителей учеников 9 , 11 – х классов были проведен цикл лекций на тему «Поступление в образовательные учреждения 2021: что надо знать абитуриенту», для родителей 10 – х классов на тему «Куда пойти учиться?».
Дистанционно проводятся индивидуальные и групповые консультации для учеников по профориентации.
Судя по количеству просмотров в соцсети и в Контакте под названием «Профориентация» интерес к профориентационной работе учеников, родителей, социальных партнеров, коллег возрастает.
Профориентационноая работа со старшеклассниками дистанционно совместно с социальными партнерами в дальнейшем будет совершенствоваться, так как у такого формата взаимодействия большое будущее.